Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
Например, сети типа “цепь”
используются в японской системе
организации производства “точно вовремя”.
Здесь каждый исполнитель получает
строго определенное количество деталей
мелкими партиями; так, если сборщик
должен собрать двадцать узлов, то он
получает строго двадцать болтов. Если
в этой партии попадется один некачественный
болт, то сборщик не сможет собрать
один узел. Поскольку санкции
г) “Игрек”, или “цепь
со сторожем” - сеть, имеющая разветвления.
Здесь “сторож”, перерабатывающий
информацию для лидеров, ставится на
разветвлении сети. Присутствие “сторожа”
исключительно важно для
Цепи типа “игрек” или “шпора” наиболее характерны для функциональных структур организации.
д) “Тент” - конфигурация сети,
которая часто используется в
продуктовых или
е) “Палатка” - сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, “палатка” не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.
ж) “Дом” - сеть, в которой
существует постоянный обмен информацией
между руководителями всех структурных
уровней управления. Здесь информация
может исходить от высшего органа
управления и контролируется им по
каналу обратной связи. Однако обратная
связь, в которой задействованы
представители разных подразделений
одного уровня управления, может оказывать
отрицательное воздействие на качество
управленческих решений, так как
в большинстве случаев
з) “Паутина” - сеть, характеризуемая
большим количеством
Коммуникационные роли в
организации. Позиции членов группы
в коммуникационных сетях неоднозначны.
Одни из них в основном только воспринимают
информацию, другие накапливают ее,
третьи создают или перерабатывают,
т.е. можно говорить о наличии
коммуникационных ролей у членов
группы или подразделения организации.
Анализ этих ролей позволяет понять,
почему между какими-либо подразделениями
нарушена связь, где каналы коммуникации
перегружены и т.п., и своевременно
ввести те или иные должности (роли),
чтобы устранить дефекты
Предназначение
1.Сеть власти служит
для передачи директив, команд, распоряжений,
приказов и отчетности об их
исполнении. Обычно имеет вертикальную
направленность - в основном от
верхних структурных
2. Сеть обмена информацией
служит для передачи сообщений
о состоянии дел в организации,
3. Сеть задача - экспертиза
представляет собой один из
видов сетей обмена информации,
которые обеспечивают передачу
специализированных знаний, опыта
и навыков, необходимых для
достижения целей
В целом можно сказать,
что в сетевой модели коммуникационного
процесса в организации коммуникация
рассматривается как “
- правильно ли организация
разбита на структурные
- какие механизмы эффективны
для координации действий
- достаточно ли в организации
должностей (функциональных ролей)
для осуществления
Сетевой анализ позволяет
понять также динамику коммуникационных
процессов и особенности
Вместе с тем использование сетевого подхода сопровождается рядом трудностей, обусловленных прежде всего тем, что при анализе взаимосвязей между подразделениями и индивидами в организации возникает сложная картина, напоминающая густую паутину, вследствие чего осложняется поиск оптимальных путей передачи информации. Единственный способ избежать этих затруднений - выделение значимых связей, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность организации, однако при этом возникает опасность не заметить скрытые коммуникационные связи, которые могут изменить поведение работников и повлиять на деятельность социальных групп в организации Основы менеджмента.Учебное пособие - 2-е изд. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. - С. 207.
Трансакционная модель коммуникаций. Данный подход основан на предположении о том, что каждый член организации, вступая в контакты с другими индивидами, обладает ограниченным “набором” состояний своего Я. Выбор определенного состояния придает взаимодействиям конкретный смысл и содержание.
При межличностной коммуникации каждый индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним из трех основных состояний Я:
1) состояние Я, ориентированное
на образы родителей (
2) состояние Я, автономно
направленное на объективную
оценку реальности (состояние “взрослый”),
прежде всего на оценку
3) состояние Я, действующее
с момента его фиксации в
раннем детстве, когда индивид
занимает коммуникационную
В соответствии с трансакционной моделью обмен информацией между индивидами может осуществляться по трем каналам: родитель Р, взрослый В, ребенок Ре.
При этом процесс взаимного обмена информацией может быть:
а) параллельным, когда “стимул (посылаемая информация) влечет за собой уместную, естественную ожидаемую реакцию”, а процесс коммуникации протекает гладко, без напряжения, на основе взаимопонимания;
б) пересекающимся, когда
стороны обмениваются информацией,
но имеют разные позиции, неадекватно
воспринимают внутреннее состояние
партнера, что обусловливает
2.2 Роль коммуникаций в менеджменте
Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией.
Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).
Отсутствие эффективных
коммуникаций приводит к тому, что
организация становится неуправляемой.
Поэтому налаживанию и
Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.
Рассмотрим коммуникационные процессы, имеющие место в организациях.
1. Коммуникации между организацией и ее средой
Организация функционирует во внешней среде, которая является изменчивой и неопределенной. Для успешной работы в таких условиях должны использоваться различные средства коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации. В последнее время многие организации создают специальные подразделения по сбору и переработке информации, исходящей из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций. Организация также поддерживает связи с представителями государственных и политических структур, используя лобби, поддерживая различные политические акции. Существует большое разнообразие и других форм коммуникации между организацией и ее внешней средой.