Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа
Виртуальная организация — новейшая и потенциально наиболее важная форма бизнес - организаций из тех, что появились в течение последних десятилетий. Новая модель стала возможной в результате развития наисовременнейших технологий, самой значимой из которых является Интернет, и зависит от них. Она предлагает бизнес - сообществу возможность снизить издержки, повысить гибкость и предложить свой товар всему миру сразу. Активы теперь можно распределять, а не концентрировать; важность физического расположения сейчас влияет на эффективность гораздо меньше. Высокая скорость обмена информацией позволяет людям работать в команде, даже если их разделяют тысячи миль. Потребитель становится доступным: товары и услуги продавать без торговых фирм, не видя покупателя и не тратя время на операции погрузки — разгрузки товара. Все это открывает множество возможностей. Современные технологии создают новые экономические формы.
Введение
1.Современные тенденции развития организаций
2. Особенности виртуальных организаций
3. Управление в виртуальных организациях
Заключение
Список использованной литературы
Поскольку в настоящее время под «виртуальными» понимаются как бизнес-процессы, так и отдельные фирмы, постараемся понять, что же на самом деле означает этот термин.
Виртуальная организация представляет собой организацию, существующую как корпоративное, некоммерческое, образовательное или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства.
Виртуальная организация образуется юридически независимыми организациями, разделяющими между собой ресурсы и навыки для достижения поставленных задач, не обязательно связанных с получением прибыли. Взаимодействие между членами виртуальных организаций происходит в основном через компьютерные сети.
Виртуальная организация представляет собой временную или постоянную совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи.
Что касается виртуальной организации,
то само понятие общей цели, основы
любой организации, будет проявляться
как пересечение целей, т.е. объединение
людей, групп, организаций со схожими
интересами для достижения каждым своей
индивидуальной цели, поскольку компоненты
виртуальной организации
Виртуальная организация – это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органические организации больше говорят о своем предназначении, миссии, и цели направлены вовне, то виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после. Такая «сверх быстрота» уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.
Новизна виртуальной организации проявляется на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.
Стратегический уровень – виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла «нашел», «реализовал», «забыл». Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия интернет – бизнеса – это не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон.
Структурный уровень – связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта.
Организационный уровень – построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.
Технологический уровень – бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени.
Исходя из сформулированного выше рабочего названия была построена исследовательская модель ВО с целью последующего ее использования при проведении различного рода исследований. В качестве базовых в модель были заложены важнейшие, по мнению авторов, компоненты, способные обеспечить ее выживание в современных экономических условиях
3. Управление в виртуальных организациях
В виртуальных организациях сегодня формируются
инновационные команды, в которых важны
интеллектуальный потенциал сотрудников,
их профессионализм, индивидуальность,
ответственность и гибкость, умение эффективно
работать в команде. Вместе с тем занятость
в виртуальных организациях менее стабильна.
Также сотрудники виртуальных организаций
часто отождествляют себя с выполняемыми
проектами, что ведет к изменению доли
рабочего времени в общей структуре времени
индивида, и негативным следствием этого
является рост количества стрессов.
Особые требования, предъявляемые к персоналу
виртуальных организаций, и специфика
взаимодействия персонала в процессе
решения задач, стоящих перед организацией,
обусловливают и соответствующую концепцию
управления персоналом. Управление персоналом
сегодня рассматривается как совокупность
механизмов, принципов, форм и методов
воздействия на формирование, развитие
и использование персонала организации.
Представляется, что HR-менеджмент виртуальной
организации – большое искусство. Менеджер
должен пройти между целесообразностью
обеспечения свободы и самоорганизации
сотрудников, обеспечивающих гибкость
организации, и необходимостью управления
и координации работы многих сотрудников.
Например, если в таких интеллектуальных
сферах, как издательское дело, программное
обеспечение, сотрудникам целесообразно
представить больше возможностей и полномочий,
то для занятости сотрудников виртуальных
магазинов характерна большая регламентация.
Управление персоналом в виртуальной
организации предполагает работу в гибкой
инновационной среде, что требует нестандартных
подходов и решений. Изменение задач, стоящих
перед организацией, требует изменения
конфигурации команд, обновления и замены
управленческих систем. Труд менеджера
по персоналу в виртуальных организациях
можно назвать инновационным. Управление
человеческими ресурсами виртуальных
организаций в большей мере, чем другая
управленческая деятельность в них, предъявляет
повышенные требования к профессионализму
лидеров, их умению работать с людьми,
концептуальным способностям, умению
инициировать и мотивировать инновационную
активность сотрудников. Вместе с тем
менеджер должен уметь передавать видение
перспектив компании своим подчиненным
и мотивировать их на достижение целей
компании. Эта задача усложняется отсутствием
традиционного контакта между менеджером
и персоналом.
Специфика управления персоналом
в виртуальных организациях определяется
прежде всего тесной сопряженностью проблем
управления персоналом и управления знаниями.
Для развития HR-менеджмента в виртуальных
организациях характерны общие новые
тенденции, определяющие облик работы
с персоналом в новой экономике. В частности,
это такие новые роли специалиста по управлению
персоналом, как учет человеческого капитала
организации, управление доверием, HR-маркетинг,
управление организационной культурой,
архитектура отношений, управление талантами
. В то же время их преломление в виртуальных
организациях весьма специфично. В частности,
существует сложность передачи групповых
ценностей и поддержания корпоративной
культуры. Новой функцией менеджера становится
управление кадровыми рисками. Они сопряжены
с тем, что наиболее ценные сотрудники
организации могут отказаться участвовать
в новом проекте, будут сопротивляться
инновациям в организации, могут уволиться
и др.
В виртуальной организации обретают свою
специфику и технологии управления персоналом:
организация найма и отбора персонала,
оценка, адаптация, обучение, управление
карьерой, мотивация и организация труда,
управление конфликтами и стрессами и
др. В частности, сотрудники в организацию
отбираются не только по профессиональным
качествам, но и по особым дополнительным
способностям. Организация может иметь
выбор между набором сотрудников, обладающих
навыками, способностями и желанием работать
«виртуально», и обучением тех сотрудников,
которые данными качествами обладают
в меньшей степени, но являются профессионалами
в своей области. И если в первом случае
достаточно сложно определить навыки,
способности и желание работать в виртуальной
организации, то вторая проблема решается,
в основном посредством тренингов. Важно,
чтобы потенциальный работник не просто
профессионально подошел бы работодателю,
но и умел бы работать в гибкой сети, влился
в команду. В связи с этим усложняется
задача агентств, осуществляющих поиск
соответствующих работников для таких
организаций. Ведь для профессиональных
агентств главным является не только то,
чтобы кандидат профессионально подошел
работодателю, но и чтобы органично вошел
в коллектив.
Особое значение приобретает координация
деятельности сотрудников виртуальной
организации. Наиболее полно в виртуальных
организациях используется сетевой метод.
Однако, по мнению исследователей, самым
продуктивным представляется метод взаимовыгодного
сотрудничества . Не менее серьезной проблемой
является мотивация сотрудников. Хорошо
известно, что сотрудники не будут работать
эффективно, если их не устраивает система
мотивации, если они не получают стимулов
и заслуженного признания от коллег и
менеджеров, а также от клиентов, не чувствуют
эффекта перспективы, расширения горизонта
своей занятости в организации. В виртуальной
организации кадровая политика должна
быть более индивидуализированной; вознаграждение
целесообразно устанавливать не в зависимости
от сложности и конкретного результата
деятельности; необходима разработка
схем стимулирования; целесообразно широкое
использование видеотелефонов, видеоконференц-связи
и др. Необходимо формировать чувство
открытости для общения сотрудников организации.
Например, это может быть технология «распознавания»
присутствия пользователя в онлайне, которая
позволит его коллегам инициировать необходимые
обсуждения продвижения проекта, получить
в чате ответы на текущие вопросы . Очень
важно организовывать «живые встречи»
виртуальной команды (если это возможно),
чтобы содействовать формированию группы,
улучшению взаимопонимания, связей внутри
группы.
Успешное управление
командой сотрудников в виртуальной организации
предполагает:
1) необходимость определения целевых
установок для каждого сотрудника, в соответствии
с которыми будет оцениваться результат
его работы, вклад в реализованный проект
организации;
2) создание возможности накопления специфического
человеческого капитала в организации
посредством дистанционного обучения
сотрудников, содействия получению и сохранению
новых навыков;
3) измерение конечного результата деятельности,
а не процесса;
4) создание и поддержание атмосферы доверия
в команде.
«Работники, облеченные
доверием,– мощный актив,
Представляется, что объяснение особенностей
HR-менеджмента виртуальных организаций
возможно при учете более общего контекста
изменений, происходящих в современных
неоднородных системах . В частности, большую
роль начинают играть специфические для
коллектива познавательные элементы;
принимаемые решения становятся все более
связанными; на смену детерминизму и максимизации
как доминантам поведения экономических
агентов приходят приспособляемость и
творчество на основе обучения. Как «управлять
креативом» в виртуальных организациях,
какие мотивационные схемы и программы
развития талантов могут стать эффективными
в таких организациях?
Глобализация экономики и перешагивание
виртуальными организациями национальных
границ требуют от HR-менеджеров знания
особенностей различных культур. Несколько
сотен национальных и региональных культур
мира могут быть приблизительно разделены
на три группы : моноактивные, ориентированные
на задачу (task-oriented), четко планирующие
деятельность; полиактивные, ориентированные
на людей (people-oriented), словоохотливые и общительные;
реактивные, интровертивные, ориентированные
на сохранение уважения (respect-oriented listeners)
. Также выделяют культуры, ориентированные
на диалог (Италия, Франция, Португалия,
Латинская Америка, арабские страны, Индия
и др.), и культуры, ориентированные на
безличностный сбор информации (США, Германия,
Швеция и др.). В связи с этим можно отметить,
что виртуальная организация представляется
более «комфортной» для индивидов, представителей
культур, ориентированных на формализованные
методики получения информации. В то время
как управление работниками – представителями
культур, ориентированных на диалог, будет
связано с дополнительными коммуникационными
трудностями. В системе координат «культур,
ориентированных на диалог», и «культур,
ориентированных на формализованное информирование»,
представители России занимают среднее
положение.
Таким образом, важнейшими аспектами,
которые следует принимать во внимание
HR-менеджеру виртуальной организации,
являются следующие: инфраструктура и
возможности эффективной коммуникации;
психологические особенности персонала;
особенности управления (методы планирования,
организации, контроля производительности
труда, мотивации, управление доверием
и др.) и знание особенностей национальных
деловых культур.
Управление персоналом в
виртуальной организации
В виртуальной организации обретают свою специфику и технологии управления персоналом: организация найма и отбора персонала, оценка, адаптация, обучение, управление карьерой, мотивация и организация труда, управление конфликтами и стрессами и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, виртуальная организация – это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после.
Целью создания виртуальной организации является получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше, чем у потенциальных конкурентов. Но, в отличие от обычных организаций, виртуальные, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то определенного сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). Виртуальная организация увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.
В отличие от обычной организации, которая требует для разработки и выведения нового товара на рынок привлечение значительных ресурсов, виртуальная организация ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.