Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 02:48, реферат
Построение оптимальной организационной структуры, способной эффективно поддерживать текущие бизнес-процессы предприятия и реализацию его стратегических целей, является одной из важнейших задач современного управления, правильное решение которой значительно повышает эффективность бизнеса. Для любого предприятия наиболее важные аспекты деятельности – это повышение конкурентоспособности продукции и максимизация прибыли.
Введение………………………………………………………………………..3
Процесс формирования организационной стратегии…………………….....5
Координация взаимодействия персонала……………………………….……8
Стратегия как система………………………………………………………..10
Рыночная стратегия как основополагающий фактор повышения конкурентоспособности компании…………….…………………………….12
Эволюция организационных структур и роль организационных стратегий в данном процессе………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………...25
Многомерные организации
Дальнейшее совершенствование организации ОСУ получила в 70-е годы в развитии специальных горизонтальных механизмов матричного типа, действующих в рыночно-сбытовом направлении. Наиболее характерна здесь была структура американской химической корпорации "Доу корнинг". Переход к новой ОСУ был обусловлен невысокой эффективностью существовавшей дивизиональной структуры, которая выражалась в недостаточной координации разных отраслей производства корпорации, использующих общие источники химического сырья, что в свою очередь приводило к снижению эффективности процесса управления. Основу многомерной структуры составили 9 центров бизнеса. Каждый из них являлся "центром планирования" и одновременно "центром прибыли" по определенной группе товаров. На корпоративном же уровне были созданы "глобальные центры бизнеса", которые вырабатывали стратегию по своему направлению и обеспечивали разрешение межфункциональных конфликтов по данной группе товаров. Высшим органом управления стал корпоративный совет бизнеса, который устанавливал общекорпоративные цели и стратегию, осуществлял общекорпоративный контроль. Несколько по-иному рассматривал сущность многомерных организаций Р.Акофф. Основная его идея заключалась в том, что, во-первых, каждое подразделение в многомерной структуре может быть организовано как и компания в целом, во-вторых, многомерные структуры применимы абсолютно к любому подразделению организации. Это дает возможность предоставления автономии подразделениям организации и создает некоторое подобие рынка внутри ее. Р. Акофф выделил следующие основные преимущества многомерной ОСУ:
Партисипативные организации
Организации такого типа связаны прежде всего с проблемой человеческого фактора. То есть партисипативные организации или организации, построенные на участии работников в управлении, предоставляют своим членам возможность участвовать в решении вопросов, касающихся их работы. Элементы такой организации были задействованы в СССР в середине 80-х годов, когда осуществлялась выборность руководителей, функционировали Советы трудовых коллективов (СТК) и т.п.
При формировании партисипативных организаций необходимо четко разделять такие категории как власть, иерархия и демократия. Представляется, что такие организации весьма перспективны, но по-настоящему эффективны они могут стать только при условии, если в компании сформирована действенная система самоуправления. Именно система, а не отдельные ее элементы.
Сетевые организации
В условиях расширения и диверсификации производства главной тенденцией развития организационных форм крупных компаний стала децентрализация управления. Процессы децентрализации неразрывно связаны с поэтапным переходом от линейно-функциональных к дивизиональным и матричным структурам управления; и от них - к сетевым организациям. Последняя форма получила широкое распространение в мировой практике как наиболее надежное средство выживания предприятий, прежде всего, малого бизнеса в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Под сетевыми организациями понимаются кооперационные соглашения, объединяющие, как правило, малые и средние компании. Сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов. Сетевые организации объединяют два противоположных принципа - конкуренцию и кооперацию. Особое значение приобретают вопросы определения степени децентрализации и разукрупнения, так как отклонения в ту или иную сторону ведут к отрицательным последствиям. Хотя сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, они могут соединять в себе элементы разных ОСУ.
В итоге сетевая организация
включает в себя элементы специализации
функциональной формы, автономность дивизиональной
структуры и возможность
Существенно меняется роль менеджеров. В сетевой структуре все менеджеры оказываются практически в равных условиях, иерархия исчезает. При этом происходит отмирание большей части контрольно-распорядительных функций управления. На их место приходят функции, связанные с лидерством в данном коллективе, то есть, прежде всего, подбор команды, организация совместной работы, обучение, а также представительские функции. По мере развития новейших информационных технологий, средств телекоммуникаций сетевые структуры могут постепенно трансформироваться в новый вид - виртуальные структуры.
Виртуальные структуры
Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации и ее внешнее окружение, функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Именно последние вместе с сетевыми структурами во многом обеспечили формирование виртуальных организаций, поскольку они делают принципиально не обязательным физическое наличие менеджеров на рабочих местах. Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения специфических потребностей. При этом не возникает физического коллектива как организации, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему, которая оказывается способной произвести требуемую стоимость. Концепция виртуальной организации создает принципиально новые возможности для бизнеса.
Заключение
В современных условиях, когда деятельность предприятий протекает в динамичной и сложной внешней среде и все в большей степени зависит от нее, организация, так же как и управление в целом, принимает стратегический характер. Однако особенность стратегического управления заключается в том, что оно позволяет включить в систему принятия и реализации управленческих решений не только основные элементы внутренней среды предприятия, но и внешние аспекты его деятельности. Являясь важнейшей составляющей стратегического менеджмента, организационная деятельность должна в полной мере отвечать его особенностям. Вместе с тем в этой области полного соответствия не наблюдается. В ходе эволюции, организационная функция управления поднялась от уровня организации труда на рабочем месте, до уровня организации производственного процесса и затем предприятия. Тенденция формирования оптимальной рыночной структуры должна привести к выработке стратегии, ориентированной на создание мощной корпоративной основы экономики.
Особенностями стратегического управления являются специальные приемы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. В современных рациональных версиях организационно-управленческой теории стратегия рассматривается обычно как основное средство организационного развития. Стратегия соединяет воедино самые разные стороны деятельности компании: инвестиции, потребительские сегменты, новейшие технологии, функциональность и характер предложений, уровень обслуживания потребителей, целевые рынки и уровень цен, позволяющих организации с выгодой для себя привлекать потребителей, а затем удерживать их.
Стратегическое управление предполагает скоординированное руководство, корректное расписание действий и обеспеченность гарантированными ресурсами. Это перспектива, то есть видение того состояния, к которому надо стремиться. Стратегия должна предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата.
Понимание внешней среды как области стратегических изменений означает подвижность разграничительной линии между внутренней и внешней средой организации: элементы непосредственного окружения могут быть вполне успешно интегрированы в границы предприятия, а отдельные подразделения – выделены в качестве самостоятельных партнеров. На организацию предприятия оказывают влияние не только темпы изменений во внешней среде, но и изменение самого характера отношений предприятия с внешней средой, выражающееся в переходе власти от производителей к потребителям и крайнем обострении конкурентной борьбы.
Характеризуя функции, выполняемые стратегиями организации, большинство специалистов связывают их с обеспечением долгосрочного конкурентного преимущества фирмы на рынке.
Основными факторами стратегического ориентирования компании являются:
Список литературы
Информация о работе Влияние стратегий на организационную эволюцию