Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы: провести анализ факторов внешней и внутренней среды и установить их влияние на формирование стратегии в организации с учетом условий рыночного развития экономики. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
2.Перечислить и раскрыть составляющие микро-, макросреды.
3.Оценить их влияние на деятельность организации.
4.Описать процесс разработки SWOT-анализа.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 102.06 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Необходимость рассмотрения данной темы возникла при осуществлении в России рыночных реформ. Появилась проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегий организации, которые позволяют им поддерживать свою конкуренцию в обозримой перспективе. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованного предвидения, регулирования, приспособления к миссии и целям организации, изменяющимся внешним условиям.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, правильное формирование стратегии, сокращает время для достижения успеха.

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности.

Актуальность изучаемой в данной работе темы заключается в исследовании современных инструментов управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенностью является установление правильной миссии для организации и выбор эффективных стратегий.

Цели данной работы: провести анализ факторов внешней и внутренней среды и установить их влияние на формирование стратегии в организации с учетом условий рыночного развития экономики. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;

2.Перечислить и раскрыть составляющие микро-, макросреды.

3.Оценить их влияние  на деятельность организации.

4.Описать процесс разработки SWOT-анализа.

Предметом выступают отношения, связи организации с конкурентами, покупателями, партнерами, политические и социальные условия, реакция на различные проявления окружения.

Объектом исследования является агропромышленный комплекс ФГБУ «Санаторий «Марьино».

В курсовой работе применялись методы экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения, а также принципы системности и развития.

 

 

 

 

 

Глава 1. Факторы внешней среды организации

    1. Макросреда организации

Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство организации повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Организация и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.

Макросреда включает следующие основные элементы:

1) демографическая среда;

2) экономическая среда;

3) технико-экологическая  среда;

4) природная среда;

5) политическая среда;

6) культурная среда.

1.Демографическая среда. Основные ее характеристики. Численность  и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая  среда представляет интерес, поскольку  рынки состоят из людей. В этой  среде прослеживаются следующие  важные тенденции:

- Мировой демографический  взрыв. Это рост народонаселения "взрывными" темпами. При современных темпах роста в скором времени население мира составит 10 млрд. человек. Демографический взрыв вызывает беспокойство, поскольку ресурсов планеты может не хватить для поддержания высокого уровня жизни. Население растет высокими темпами в наименее развитых странах. Рост населения вызывает рост человеческих потребностей и рынков.

- Снижение рождаемости  в развитых странах и России. Эта тенденция может рассматриваться  как угроза для одних сфер  деятельности и как преимущество  для других сфер. Она ограничивает  перспективы некоторых предприятий.

Одновременно образовательные организации, индустрия развлечений получают от этого выгоды, так как у молодых пар становится больше свободного времени.

- Старение населения развитых  стран и России. Сокращение рождаемости  в современных развитых странах  и России вызывает рост среднего  возраста жителей. Численность возрастных  групп населения меняется различными  темпами, поэтому емкость отдельных  сегментов рынка товаров и  услуг тоже меняется по-разному.

- Миграция населения. В 1990-х  годах резко возросла миграция  населения в России. В страну  прибыло много переселенцев из  других республик бывшего Советского  Союза. Несколько увеличилась численность  сельского населения. Возросла ежегодная  миграция населения внутри страны, ее уровень достиг 50% от уровня  миграции в странах Европы. Миграция  усиливает изменчивость потребительского  рынка.

- Повышение образовательного уровня и рост числа служащих.                  Рост занятости в сфере услуг и сокращение числа работающих в отраслях производства товаров повлекли за собой увеличение численности     служащих [1, с. 23-25].

2. Экономическая среда. Это  общая покупательная способность  населения, которая связана с  уровнем текущих доходов, цен, сбережений  и доступностью кредита, уровнем  безработицы. Реакцией на текущую  экономическую конъюнктуру стал  осторожный подход к совершению  покупок. Чтобы сэкономить деньги, многие люди предпочитают покупать  более дешевые товары. Некоторые  потребители откладывают покупку  товаров длительного пользования, другие - наоборот, ускоряют ее из-за  опасений, что в следующем году  цены поднимутся. Произошло перераспределение  затрат - увеличение расходов на  продукты питания и одежду  и соответствующее сокращение  затрат по другим товарным  категориям. Имеют место географические  различия в структуре распределения  доходов.

3. Технико-экологическая  среда [2,с.92-93]. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже три столетия. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. Любое научно-техническое новшество может вызвать серьезные долговременные последствия. Руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.

- Ускорение научно-технического  прогресса. Современная техника - это  комплексы автоматических машин  под управлением компьютеров. Ей  на смену приходят роботы и  робототехнические комплексы с  искусственным интеллектом. Примерно 90% всех, когда-либо живших на Земле  ученых - наши современники. Новые  персональные компьютеры и другие  товары создаются с помощью  современных роботизированных систем, основанных на использовании  компьютеров. Научно-техническая мысль  и современная техника постоянно  совершенствуются, что открывает  безграничные возможности.

- Рост ассигнований на  исследования и разработки. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях  хозяйства, тратят на исследования  и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров  и услуг, а иногда и много  больше, тогда как 15-20 лет назад  такие затраты не превышали 5-10%.

- Распространение стратегии  мелких улучшений. Это внедрение  небольших усовершенствований в  уже выпускаемые товары. Вместо  того чтобы рисковать, предлагая  крупные новшества, многие предприятия  занимаются мелкими усовершенствованиями  производимых товаров. Они также  покупают лицензии и практически  копируют товары конкурентов.

- Ужесточение государственного  контроля качества и безопасности  товаров. Государственные органы  надзора изучают товары и запрещают  те из них, которые могут оказаться  потенциально опасными. Ведется  контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ожесточаются требования  к безопасности товаров в автомобильной  промышленности, в производстве  одежды, электробытовых приборов, в  строительстве [3, с. 56-58].

4. Природная среда. В 1960-х  годах проявилось растущее беспокойство  общественности по поводу загрязнения  окружающей природной среды. Законодатели  стали выдвигать различные меры  по ее охране. Изменения в окружающей  среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят  и предлагают рынку.

- Дефицит некоторых видов  ресурсов и сырья. Вода и воздух  могут показаться неисчерпаемыми  видами природных ресурсов, но  существует серьезная угроза  их загрязнения. Снабжение продовольствием  может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных  угодий ограничены.

Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истощением не возобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).

- Рост загрязнения природной  среды. Промышленная деятельность  почти всегда наносит вред  состоянию природной среды. Существуют  проблемы опасного уровня содержания  химических загрязнителей в почве  и продуктах питания, радиоактивного  заражения, загрязнения упаковочными  материалами, не поддающимися биохимическому  разложению. В качестве альтернативы  негативным тенденциям развития  создается рынок средств по  борьбе с загрязнением окружающей  среды.

- Вмешательство государства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов. Предпринимательская деятельность  находится под контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения проблем обеспечения экономики материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.

5. Политическая среда. Это  законы, нормативные документы государственных  учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на  различные организации и отдельных  лиц и ограничивают свободу  их действий. В России быстро  растет число законодательных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Их основой является  Конституция РФ и Гражданский  кодекс. Важная причина государственного  регулирования - необходимость защиты  потребителей от недобросовестной  деловой практики. Руководители  предприятий должны хорошо знать  федеральные и местные законы, под действие которых подпадает  маркетинговая деятельность в  том или ином регионе.

6. Культурная среда. Это  основные взгляды, культурные ценности  и нормы поведения, определяющие  взаимоотношения людей друг с  другом. На принятии маркетинговых  решений могут сказаться особенности  культурного уклада стран - приверженность  населения основным культурным  ценностям и наличие субкультур  в рамках единой культуры.

- Приверженность основным  культурным ценностям. Для основных  взглядов и духовных ценностей  характерна высокая степень устойчивости. Например, большинство европейцев  верят в необходимость работать, вступать в брак, быть честными. Эти верования формируют специфические  отношения и поведение и влияют  на их конкретные проявления  в повседневной жизни. Традиционные  взгляды и духовные ценности  передаются от родителей к  детям и подкрепляются деятельностью  основных институтов общества - законами, государственной властью, церковью.

- Субкультуры в рамках  единой культуры. В любом обществе  существуют субкультуры - группы  людей с общими системами духовных  ценностей, возникших в результате  общности их жизненного опыта  или обстоятельств. Так, верующие одной религиозной концессии, жители изолированного региона отличаются сходным поведением. Можно выбрать ту или иную субкультуру в качестве целевого рынка, основываясь на потребностях и характеристиках покупательского поведения [4,с.193-194]. Например, лишь безалкогольные напитки можно предлагать в регионы, населенные последовательными приверженцами ислама, который запрещает употребление спиртного.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что фирма не может существовать без учета угроз и преимуществ обширной макросреды. Недостаточное внимание к факторам окружения может привести к серьезным негативным последствиям, грозит отставанием от основного рынка и конкурентов. Кроме того изучение макросреды позволяет вовремя воспользоваться преимуществами которые она предлагает и эффективно принимать решения относительно важнейших вопросов управления организацией.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации