Введение в лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:58, курс лекций

Описание работы

История культуры и науки полна драматических коллизий борьбы за ут-верждение тех или иных идей, у которых были вполне конкретные носители - мыслители, ученые. Любое человеческое сообщество - большое или малое - не только немыслимо без постоянной динамики отношений лидерства, но и без попыток понять природу этого фено¬мена.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….
Раздел 1. Введение в лидерство ………………………………………………..
Тема 1. Общие представления о лидерстве …………………………………..
Тема 2. Концепции лидерства и его сущностные характеристики …………
Тема 3. Мотивация лидерства и его этические принципы …………………..
Тема 4. Типы лидерства……………………………………………………………
Раздел 2. Теории лидерства………………………………………………………
Тема 5. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии…………….
Тема 6. Исследования лидерства в отечественной психологии……………
Раздел 3. Управление лидерством в организации…………………………….
Тема 7. Основы группового лидерства…………………………………………..
Тема 8. Власть как основа лидерства……………………………………………
Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие……...
Раздел 4. Стиль лидерства………………………………………………………..
Тема 10. Классические стили руководства и современные интерпретации стилей руководства…………………………………………………………………
Тема 11. Зависимость стиля лидерства от ситуации…………………………
Тема 12. Анализ стилей……………………………………………………………………...
Раздел 5. Практика лидерства зарубежных стран…………………………….
Тема 13. Практика американского лидерства…………………………………..
Тема 14. Особенности японского лидерства
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 679.00 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Типы  лидеров

Первым исследователем лидерства  был Платон. Он предложил следующие типы лидеров в зависимости от их функций: военные начальники и руководители ремесла, земледелия.

Богатство сторон, аспектов лидерства  определяет многообразие его типологии. Наиболее простой классификацией лидерства в организации является выделение следующих трех его типов.

Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряжённость, создаёт атмосферу психологического комфорта.

Ситуационное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определённой ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определённой ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Если в качестве критерия взять  роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:

Ведущие за собой

Это наиболее наглядный  тип. К нему относятся те, кто любит  принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят с опытом.

Организаторы групп

Отличает знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах.

Исполнители

Самый рациональный тип  лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив.

Дипломаты

Легко контактируют с  сотрудниками, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз.

Генераторы идей

Ориентация на новые  задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность.

Продавцы идей

Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих и чужих эмоций.

Синтезаторы

Умеют выделить самое  главное из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое.

Разъяснители

Умеют разъяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации.

Реакторы

Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями.

Коммуникаторы

Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель одновременно коммуникатор.

Исследователи

Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты.

Следопыты

Те, кто идут в одном  направлении. Перед ними ставишь  задачу, а они сами выбирают методы ее решения и находят последователей.

Хранители информации

Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и  использовать.

Организаторы

Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.


 

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

  • лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции)
  • лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи)
  • лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы)
  • лидер-эрудит (отличается обширностью знаний)
  • лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом)
  • лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Помимо названных используется классификация лидеров в зависимости от восприятия их группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

  • «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определённой сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живёт, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
  • «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
  • «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
  • «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния  на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния  на реализацию целей организации лидерство делится на:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство среди работающих в одной организации группы садоводов-любителей).

В реальной жизни грани между  этими типами лидерства подвижны.

Конструктивное лидерство - один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей трудно достижимо. Для эффективности управления персоналом обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером.

Полноценное лидерство позволяет  управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказаний. По мнению многих учёных, лидерами «рождаются», однако в ещё большей степени ими становятся с помощью обучения, упорной индивидуальной работы, освещенного знаниями практического опыта и приобретаемых в нём навыков. В принципе практически каждый компетентный руководитель может стать деловым, а во многом и эмоциональным (правда, это требуется далеко не всегда) лидером.

 

Раздел 2. Теории лидерства

Тема 5. Развитие теории лидерства  в зарубежной психологии

В зарубежной психологии на протяжении всего XX века теория лидерства развивалась по нескольким направлениям, в результате чего был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал.

Следует отметить, что специфика  большинства англоязычных исследований заключается в частичном совмещении в слове «leadership» эквивалентов понятий русского языка «лидерство» и «руководство». Соответственно, большинство зарубежных исследований проводились в рамках организационного и политического лидерства.

Ряд авторов предпринимали попытки  разделения этих понятий, используя слово «headship» (в переводе на русский — «главенство») в противовес «leadership» для отделения административного влияния от собственно лидерского, однако в значительной части западных теорий лидерства все же сложно разделить «лидера» (в социально-психологическом смысле) и «руководителя».

Поскольку нас интересуют прежде всего проблемы развития лидерских качеств, сосредоточимся на исследованиях, описывающих процессы становления лидерства в различных условиях групповой и профессиональной деятельности, особенности взаимодействия лидера и последователей, а также лидерские качества, мировоззрение и мотивы лидера, возможности развития лидерского потенциала.

5.1. Теории лидерских качеств

В первых исследованиях лидерства  считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним  этот статус при любых условиях исключительно его личностные качества. Это мнение согласовывалось с традиционными представлениями историков (Плутарх, Тит Ливии) и философов (Платон, Аристотель, Гегель) о роли выдающихся личностей в истории. Теоретики XIX столетия выдвинули концепцию лидера как человека, обладающего уникальными качествами, поражающими воображение масс, и объясняли феномен лидерства на основе наследственных факторов. Ф. Вудз, проследив генезис королевских династий 14 наций за десять столетий, пришел к выводу, что лидерство зависит от способностей правителей. Вудз утверждал, что правитель определяет состояние страны в соответствии со своими возможностями: каков правитель, таков и народ. Если лидер одарен особыми качествами, которые отличают его от последователей, то эти качества можно определенным образом систематизировать. Такое заключение породило теорию лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных качеств.

Р. Каттел и Г. Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личностных качеств:

  • «технический» лидер, эффективно решает оперативные задачи; имеет больше других типов лидеров возможности влиять на членов группы, так как непосредственно с ними связан;
  • «выдающийся» лидер, оказывает наиболее сильное влияние на действия группы в любой ситуации;
  • «харизматический» лидер, он наиболее симпатичен для подчиненных.

Сопоставление качеств лидеров  с качествами последователей выявило, что у лидеров в большей степени развиты следующие восемь свойств (причем это в равной мере касается каждого типа лидерства):

  • нравственная зрелость;
  • влияние на окружающих, или доминирование;
  • целостность характера;
  • социальная смелость, предприимчивость;
  • проницательность;
  • независимость от вредных привычек;
  • сила воли, поведенческая компетентность;
  • психологическая устойчивость.

Исследователь В. Борг доказал, что  властность в характере не всегда связана с самоуверенностью, а фактор жесткости в поведении чаще всего отрицательно сказывается на лидерстве.

В 40-е годы XX века ученые подвергли анализу собранные в результате эмпирических исследований многочисленные факты о соотношении качеств лидеров. В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и обнаружил, что изучение личных качеств лидеров продолжает давать противоречивые результаты. Однако он тоже выделил ряд приоритетных черт хозяйственного лидера: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальную компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал следующий вывод: человек становится руководителем не только благодаря тому, что обладает набором определенных личных свойств.

Аналогичную идею на основе анализа многих исследований выдвинул Р. Манн. Вместе с тем он, так же как и Стогдилл, выделил те качества, которые в значительной степени характеризуют лидера:

  • интеллект (Манн обнаружил, что результаты 28 независимых исследований указывали на несомненно положительную роль интеллекта в лидерстве);
  • приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследования);
  • общительность (результаты 22 исследований давали основания полагать, что лидеры, как правило, открыты);
  • способность влиять на людей (согласно 12 исследованиям это свойство человека напрямую связано с лидерством);
  • отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);
  • восприимчивость и эмпатия, то есть умение понять другого, вжиться в его роль (результаты 15 исследований говорят о том, что эмпатия играет в лидерстве определенную, хотя и не определяющую роль).

В конце XX века наметился спад интереса к изучению тех качеств, которые необходимы для становления лидера. Но классификация, составление каталогов и моделей лидерских черт продолжают быть актуальными и «завораживают» исследователей.

По итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, А. Лоутон и Э. Роуз предложили следующие десять качеств:

  • дальновидность — умение сформировать облик и задачи организации;
  • умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно;
  • умение мотивировать последователей;
  • владение искусством межличностных отношений: умение говорить, слушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях;
  • «политическое чутье» — способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;
  • стойкость — непоколебимость перед лицом оппонента;
  • харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся определению, но пленяющее людей;
  • способность идти на риск, делегировать полномочия последователям;
  • гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;
  • решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.

Харизматическому лидеру свойственны (по М. Гантору):

  • умение воздействовать на людей, «излучать» энергию и заряжать ею окружающих;
  • завораживающая внешность;
  • независимость характера: в своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
  • хорошие риторические способности и некоторый артистизм, выразительная речь и развитые навыки межличностного общения;
  • положительное отношение к восхвалению своей персоны: эти лидеры чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими;
  • достойная и уверенная манера держаться, способность производить впечатление людей, владеющих ситуацией.

По мнению Э. Лоулера, одного из исследователей мотивации персонала, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.

Итак, единого  мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели лидерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории качеств остаются неучтенными многие аспекты этого процесса, например взаимоотношения «лидер — последователи», условия окружающей среды, хотя не вызывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать качествами, способными вызвать доверие последователей.

Информация о работе Введение в лидерство