Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:18, реферат
Работа раскрывает основные законы организации и организационные структуры
Введение
1. Законы организации
1.1 Основополагающие законы организации
1.1.1 Закон синергии
1.1.2 Закон самосохранения
1.1.3 Закон развития
1.2. Законы организации второго уровня
1.2.1 Закон информированности-упорядоченности
1.2.2 Закон единства анализа и синтеза
1.2.3 Закон композиции и пропорциональности
1.2.4 Специфические законы социальной организации
2. Организационные структуры
2.1 Иерархический тип структур управления
2.1.1 Линейная организационная структура
2.1.2 Линейно-штабная организационная структура
2.1.3 Дивизионная структура управления
2.2. Органический тип структур управления
2.2.1 Бригадная (кросс-функциональная) структура управления
2.2.2 Проектная структура управления
2.2.3 Матричная (программно-целевая) структура управления
2.3. Многомерная организационная структура
Список литературы
- создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития;
- постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.
1.2.3 Закон композиции и пропорциональности.
В окружающем нас
мире все приспособлено для
Закон: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).
Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.
Реализация
закона в организации требует
обязательного использования
Принцип планирования - каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.
Принцип координирования - каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.
Принцип ограничения - набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов, должен быть ограничен рамками разумности для их эффективного управления.
Принцип стабилизации - изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы заданного диапазона (нормативный уровень).
Принцип согласования - планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам.
Принцип полноты - каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.
Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.
1.2.4 Специфические законы социальной организации
Специфические законы базируются на эффективном использовании составляющих их законов в области функционирования компаний и людей. В рамках компании имеются две группы законов организации: для руководителя и индивидуума. Законы социальной организации являются составной частью организации как системы.
Отношения между компанией, подчиненными и руководителями в большей части стандартизированы в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу их новизны, либо в силу трудности. Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений руководителя с другими людьми в организациях должно заранее определяться. Характер служебных отношений в компаниях определяется инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, подписанными контрактами и т.п. Характер неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу — симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями.
Руководители большинства компаний в основном заботятся о формализованной стороне отношений, считая что этого достаточно для достижения организационного порядка. Однако неформальные отношения работников вносят некоторые изменения в спроектированный организационный порядок, ослабляя или усиливая его. Поэтому неформальные отношения также должны быть объектом управления через профсоюзные, женские и молодежные организации. Гармония формальных и неформальных отношений дает возможность наилучшим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для компании.
Можно выделить следующие законы социальной организации.
Законы организации компаний:
Закон своеобразия: для каждой компании существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления.
Закон социальной гармонии: для каждой компании развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышается производительность труда).
Законы организации людей:
Закон оптимальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.
Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.
Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.
Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился.
Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии.
Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.
2. Организационные структуры
2.1 Иерархический тип структур управления
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
- принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
- принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
- вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
- принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).
2.1.1 Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет
так называемый "шахтный" принцип
построения и специализация
Преимущества линейной структуры:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
- тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
- большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
В современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.
2.1.2 Линейно - штабная организационная структура
Такой вид организационной структуры
является развитием линейной и призван
ликвидировать ее важнейший недостаток,
связанный с отсутствием
Достоинства линейно - штабной структуры:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка высших руководителей;
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
- при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки линейно - штабной структуры:
- недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
- тенденции к чрезмерной централизации управления;
- аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
Линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
2.1.3 Дивизионная структура управления
Уже к концу 20-х годов ХХ века стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы (Рис.3).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.
Преимущества дивизионной структуры:
- она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
Информация о работе Законы организации и организационные структуры