Законы организации: понятие, классификация, взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы законов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)дать понятие закона
2) исследовать классификацию законов организации;
3) изучить основополагающие законы организации;
4) проанализировать законы организации второго и третьего уровней;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие закона и его классификация, взаимосвязь………………………....5
1.1 Понятие закона……………………………………………………………….5
1.2 Общие законы организации…………………………………………………7
1.3 Частные законы организации……………………………………………….17
1.4 Специфические законы организации………………………………………19
1.5 Взаимосвязь законов организации…………………………………………25
2. Законы организации на примере ОАО «Лукойл»………….……………….27
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………27
2.2 Функциональная структура предприятия………………………………….27
2.3 Организационно-управленческая структура ОАО «Лукойл»…………….28
2.4 Анализ целей, стоящих перед предприятием……………………………...30
2.5 Выявление проблемных ситуаций………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие (организация) является самостоятельным хозяйствующим субъектом рынка, что объективно порождает у его коллектива свои экономические, социальные и иные потребности и интересы. Отдельные группы фирмы (предприятия) исходя из функциональных видов деятельности решают разные задачи с разной степенью сложности, трудоемкости и интенсивности. Все это создает различные потребности и интересы у различных групп трудового коллектива. Система интересов и потребностей должна составлять основу механизма управления. Управление, учитывающее многообразие совокупности индивидуальных, групповых и фирменных интересов, будет эффективным.

1.3 Частные законы организации

      К частным законам относят законы, действующие в конкретных ситуациях и определенных видах деятельности.

а) К частным законам управления производством относится - непрерывность, ритмичность в движении производственных фондов, т.е. непрерывность и ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализации изготовленной продукции, обновление основных производственных фондов предприятия (фирмы). Соблюдение этих условий позволяет достичь оптимальной скорости оборота производственных фондов. Это является основой их рационального использования, источником повышения эффективности производства.

Ритмичность работы предприятия (фирмы) должна находиться под контролем хозяйственных руководителей. Причин неритмичности работы много: неоптимальное внутрифирменное планирование, недостатки ремонтного и энергетического обслуживания, несвоевременная и некачественная подготовка производства, слабая координация деятельности поставщиков и др. Неритмичная работа предприятия (фирмы) отрицательно сказывается на работе предприятий-смежников. В силу социально-экономического разделения труда предприятия (фирмы) органически взаимосвязаны. Нарушение ритма на одном хозяйствующем объекте вызывает трудности в работе других объектов и даже целой отрасли экономики. Поэтому обеспечение ритмичности работы предприятия (фирмы) - важная функция хозяйственного руководителя (менеджера).

б) закон состязательности кадров управления

Согласно этого закона каждая социально-экономическая система должна иметь четкий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями. Действие такого механизма неразрывно связано с конкурсным выбором и выдвижением самой хозяйственной системой наиболее профессионально подготовленных сотрудников на замещение руководящих должностей.

В организационном обеспечении профессионального роста персонала управления необходимо учитывать подходы, существенно влияющие на стимулирование их профессионализма. На росте профессионализма работников управления положительно сказывается использование двух основных подходов: динамичной карьеры, связанной с вертикальным должностным продвижением (ростом), со сменой должностей, и статичной карьеры в рамках одного аппарата, одного уровня управления, одной должности осуществляется путем профессионального роста со сменой функций, путем более глубокого и качественного овладения профессией, умениями и навыками, повышения профессиональной компетентности. Возможно соединение этих подходов в развитии профессионализма персонала управления. При этом важно учитывать индивидуальные мотивы различных работников аппарата управления: возможность проявить творчество, овладение профессиональной компетентностью, завоевание авторитета среди коллег, упрочение своего положения в статусной организационной структуре управления и др.

В разработке стратегии роста профессионализма и выдвижения сотрудников с учетом действий закона состязательности кадров управления необходимо определить критерий профессионально-квалификационного уровня на всех этапах движения карьеры, для того, чтобы профессиональные требования побуждали человека к овладению своей профессией, укрепляли его перспективу.

Существуют и другие частные законы, действующие в различных странах и отраслях экономики.

1.4 Специфические законы организации

а) закон информированности-упорядоченности

Закон информированности – упорядоченности гласит, чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения) [8, С.48].

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно информацию разделяют на 2 больших класса:

1) объективную, овеществленную в товаре (например, о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка);

2) субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант). Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления. Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т. п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности. Из этого закона следует, что информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. [9,С.211]

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации. Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них [8, С.48-49].

Благоприятный результат возможен в том случае, если руководитель и подчиненные знают о законе информированности-упорядоченности. Для этого руководители должны:

        формировать для конкретного задания оптимальный набор требуемых характеристик информации;

        находить или создавать свои источники с требуемыми характеристиками информации;

        повышать квалификацию своих сотрудников;

        внедрять передовые информационные технологии.

Б) закон единства анализа и синтеза

              Закон: каждая материальная система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций [8, С.53].

Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Эти изменения идут в следующем цикле:

 

 

 

 

 

Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.

         Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

1)     предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя;

2)     проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации;

3)     создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития;

4)     постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации [16, С.53-54].

в) закон пропорциональности и композиции

Закон композиции и пропорциональности гласит, что каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции) [8, С.54].

В окружающем нас мире все приспособлено для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Закон композиции рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов.

1) принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития;

2) принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения;

3) принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций [8, С.54-55].

Практика использования закона   состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

г) закон дифференциации и универсализации функций

В организационных системах действуют противоположно направленные процессы: разделение, специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их интеграция, универсализация - с другой. В итоге увеличиваются потенциальные возможности составляющих систему элементов и улучшаются результаты их взаимодействия в виде прироста потенциала организации в целом.

д) закон своеобразия

Формулировка закона своеобразия: Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. Любая организация имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций отношений между работниками по вертикали и горизонтали. Эти особенности в совокупности определяют организацию как маленькое общество со своим населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персоналию. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления производства и управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типовых - линейных, функциональных, штабных и др., путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей.

е) закон социальной гармонии

Формулировка закона социальной гармонии: Для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышается производительность труда)[10]. В социальную сферу деятельности компании входит выполнение функции социального развития коллектива. Она включает: достижение социальной справедливости, создание приемлемого социально-психологического климата в каждой группе работников, улучшение условий труда и отдыха работников и членов их семей, заботу о здоровье и достойное пенсионное обеспечение. В отличие от технологических, функция социального развития коллектива играет большую объединяющую роль. Обычно управленческие и технологические функции компании ограничиваются рамками отдела, цеха и других формальных структур, а функция социального развития охватывает весь коллектив. Это позволяет улучшить общение работников разных подразделений, что часто приводит к появлению новых технологических идей, полезных для организации.

ж) закон оптимальной загрузки

Формулировка закона оптимальной загрузки: Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.[10]

В организациях трудятся люди с разным образованием, опытом, здоровьем и темпераментом. Кто-то работает достаточно быстро, кто-то - более медленно. Для каждого работника можно найти область эффективной деятельности:

        по упреждению - с помощью различных методов тестирования;

      по результатам (опытным путем).

з) закон эффективно восприятия и запоминания информации

Формулировка закона эффективного восприятия и запоминания информации: Процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.

Особенности мышления человека проявляются в двух типах: образности или алгоритмичности. Образное мышление - это представление каких-либо событий в виде изобразительных, ярких, а возможно и одушевленных эквивалентов. Алгоритмическое мышление основано на логике представления и развития реальных событий. Каждый человек обладает преимущественно тем или другим типом мышления. Во всех случаях используется система индивидуальной «прочной памяти». Поэтому руководитель должен индивидуально подходить к каждому работнику и советовать ему использовать соответствующую методику для запоминания информации и разработки решений.

1.5 Взаимосвязь законов организации

         Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качествен­ных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они являются составной частью управленческой технологии организации.

Перечисленные выше законы организации и законы для организа­ций будут эффективно работать на организацию, если руководитель су­меет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий мо­мент закон и обеспечить подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и закон развития ~ это функциональные законы, связанные с организа­цией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явлением.

Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрица­тельное влияние, например:

по закону синергии путем увеличения до известных пределов численности персонала можно добиться резкого увеличения потен­циала организации, что соответствует закону развития, однако закон композиции и пропорциональности и закон единства анализа и синтеза будут тормозить такое расширение;

Информация о работе Законы организации: понятие, классификация, взаимосвязь