Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:35, контрольная работа
Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря организационной культуре. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой. Это и выявляет актуальность выбранной темы [1].
Введение……………………………………………………………………..
3
1
Законы системного эффекта……………………………………………….
4
1.1
Пример появления системного эффекта…………………………………
5
1.2
Механизм образования системных свойств………………………………
6
2
Понятие и структура организационной культуры………………………..
8
Заключение………………………………………………………………….
15
Список использованных источников……………………………………..
15
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Законы системного эффекта………………………………………………. |
4 |
1.1 |
Пример появления системного эффекта………………………………… |
5 |
1.2 |
Механизм образования системных свойств……………………………… |
6 |
2 |
Понятие и структура организационной культуры……………………….. |
8 |
Заключение…………………………………………………… |
15 | |
Список использованных источников…………………………………….. |
15 |
Введение
Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к полному переосмыслению принципов и задач функционирования различных структур в рамках предприятия. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны начать перестройку с самих себя.
Постоянно подвергаясь влиянию
со стороны внешней среды
Этот потенциал деятельности
организации во многом обеспечивается
благодаря организационной
Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
1 Законы системного эффекта
Все элементы в системе и сама система в целом обладают рядом свойств:
Структурно-вещественные: свойства вещества, определяемые его составом, видом компонентов, физическими особенностями (вода, воздух, сталь, бетон) [1].
Структурно-полевые: например, вес является неотъемлемым свойством любого элемента, магнитные свойства, цвет.
Функциональные: специализированные свойства, которые могут быть получены из разных вещественно-полевых сочетаний, лишь бы они обладали требуемой функцией; например, теплоизоляционные маты.
Системные: совокупные (интегральные) свойства; в отличие от свойств 1-3 они не равны свойствам элементов, входящих в систему; эти свойства «вдруг» возникают при образовании системы; такая неожиданная прибавка - главный выигрыш при синтезе новой ТС [2].
Правильнее различать два вида системных прибавок:
системный эффект – непропорционально большое усиление (уменьшение) свойств, имеющихся у элементов,
системное качество – появление нового свойства (надсвойства– вектора имеющихся свойств), которого не было ни у одного из элементов до включения их в систему.
Эту особенность в развитии объективной реальности заметили еще древние мыслители. Например, Аристотель утверждал, что целое всегда больше суммы входящих в него частей. Богданов А.А. сформулировал этот тезис для систем:система обнаруживает некий прирост качеств, по сравнению с исходными дает некоесверхкачество (1912г.).
Чтобы точнее определить системный эффект (качество) данной ТС можно воспользоваться простым приемом: надо разделить систему на составные элементы и посмотреть, какое качество (какой эффект) исчезло [2]. Например, отдельно ни одна из самолетных частей летать не может, как не может выполнить свою функцию и «усеченная» система самолет без крыла, оперения или управления. Это, кстати, убедительный способ доказательства, что все объекты в мире – системы: разделите уголь, сахар, иголку, - на каком этапе деления они перестают быть самими собой, теряют главные признаки? Все они отличаются друг от друга лишь продолжительностью процесса деления – иголка перестает быть иголкой при делении на две части, уголь и сахар - при делении до атома. По-видимому, так называемый диалектический закон перехода количественных изменений в качественные отражает лишь содержательную сторону более общего закона -закона образования системного эффекта (качества) [3].
1.1 Пример появления системного эффекта
Для доочистки сточных вод гидролизного завода испытывались два способа – озонирование и адсорбция; ни один из способов не давал нужного результата. Комбинированный способ дал поразительный эффект. Были достигнуты требуемые показатели при снижении в 2-5 раз расхода озона и активного угля по сравнению только с сорбцией или только с озонированием [1].
В физике (физических эффектах и явлениях) содержится множество примеров появления системных свойств. Например, электромагнитное поле обладает свойством распространения в пространстве на неограниченное расстояние и свойством самосохранения – этими свойствами не обладают электрическое и магнитное поля по отдельности.
Собственно говоря, все
естественные науки занимаются ничем
иным, как изучением системных
законов соединения частей в целое
и законов существования и
развития этого целого. Накоплены
огромные знания, раскрывающие конкретные
механизмы появления
1.2 Механизм образования системных свойств
Вот простой «механический» пример появления системного свойства: допустим вам требуется быстро пересечь площадь, заполненную толпой людей; ясно, что вы потратите уйму сил и времени на преодоление «трения о толпу». Теперь представьте, что толпа по команде образовала какую-либо упорядоченную структуру (например, выстроилась рядами), тогда сопротивление бегущему между рядов практически исчезнет.
А.Богданов рассуждает следующим образом: «Наиболее типичный пример - интерференция волн: если волны совпадают, то две вибрации дают четверную силу, если не совпадают, то свет + свет дает теплоту. Средний случай: подъем одной волны совпадет наполовину с подъемом и наполовину с понижением – в результате простое сложение, сумма слагаемых: сила света двойная. От способа сочетания (связи, соединения) зависит увеличение-уменьшение суммы свойств системы [2].
Еще один пример: скорость звука в жидкости, например в воде, составляет около 1500 м/сек, в газе (воздухе) 340 м/сек; а в газо-водяной смеси (5 % объемных пузырьков газа) скорость падает до 30-100 м/сек.
Любой элемент обладает многими свойствами. Одни из этих свойств при формировании связей подавляются, другие, напротив, приобретают отчетливое выражение; или: одни свойства складываются, другие нейтрализуются. Возможны три случая возникновения системного эффекта (качества):
В то же время Системный эффект можно назвать синергией.
Синерги́я – суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы, эмерджентность.
Например:
Каждый из факторов качества жизни, как и самого процесса жизни, имеет долю в суммарном процессе, а сама жизнь не может быть явлением разрозненных процессов и явлений, проявляя синергизм совместно взаимодействующих протекающих явлений и процессов на системном уровне – в процессе системогенеза;
Соединение (синергизм) двух и более кусков радиоактивного материала, при превышении критической массы в сумме дают выделение энергии, превосходящее излучение энергии простого суммирования отдельных кусков;
Знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются;
Прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения [2].
2 Понятие и структура организационной культуры
В современной литературе
существует довольно много определений
понятия организационной
Вот версия культуры в понимании П. Б. Вейлла: «Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».
Г. Хофстид дает следующее определение: «Культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов одной группы людей от другой группы. Культура в этом смысле является системой коллективных ценностей».
Несмотря на очевидное
разнообразие определений и толкований
организационной культуры, в них
есть общие моменты. Так, в большинстве
определений авторы ссылаются на
образцы базовых предположений,
которых придерживаются члены организации
в своем поведении и действиях.
Эти предположения часто
Ценности (или ценностные
ориентации), которых может придерживаться
индивид, являются второй общей категорией,
включаемой авторами в определение
организационной культуры. Ценности
ориентируют индивида в том, какое
поведение следует считать
И, наконец, третьим общим атрибутом понятия считается «символика», посредством которой ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои «ценностные ориентации» [2].
Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании. Используя то общее, что присуще многим определениям, будем понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура–это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Вопрос о степени влияния организационной культуры на успех фирмы все еще остается открытым. Однако ясно, что отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации. Так, компания, в которой игнорируют человека, будь то поставщик, работник или потребитель, скорее всего далека от успеха [5].