Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа
Цель работы – изучение сущности теории жизненных циклов организации и направлений ее практического применения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проанализировать концептуальные основы теории жизненных циклов организации;
- исследовать общие закономерности стадий развития организаций;
ВВЕДЕНИЕ
Каждый день образуется множество
новых фирм, но далеко не все из них
способны успешно развиваться, добиваться
успехов и достигать
Актуальность темы исследования заключается в том, что модель жизненного цикла организации может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики, как способствуя устранению текущих трудностей, так и позволяя компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности и, в конечном счете, безграничности их развития.
Анализ изученных источников и литературы. Данный вопрос рассматривался в научных работах многих российских и зарубежных ученых. Базовым пособием для изучения темы стали труды Мильнера Б. З., посвященные теории организации. Кроме того, теория жизненных циклов обширно описана в работах Балашовой Е., Емельянова Е. Н. и др. Ряд работ посвящен общим проблемам жизненных циклов. Они заслуживают внимания, поскольку затрагивают общетеоретические проблемы (напр., работы Евграфова А.В. «Патологии на этапах жизненного цикла организации»).
Цель работы – изучение сущности теории жизненных циклов организации и направлений ее практического применения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проанализировать
- исследовать общие закономерности стадий развития организаций;
- определить модели развития организаций;
- провести анализ практического применения теории жизненных циклов организации на примере ОАО "Амурметалл".
Объектом исследования является теория жизненных циклов организации.
Предметом исследования – общие закономерности стадий развития организаций, направления практического применения теории.
Теоретико-методологическая база курсовой работы включает в себя системный подход к изучению теории жизненных циклов организации.
В работе применялись следующие методы: синтез, контент-анализ, сравнение.
Эмпирическая база исследования включает в себя статистические данные, представленные в статьях журнала "Менеджмент в России и за рубежом", так же данные из статей журнала "Проблемы теории и практики управления", в которых проводится анализ проблем современных организаций, возникающих на определенных стадиях развития.
Хронологические рамки исследования. 2012 г.
Практическая значимость работы состоит в том, что автором были выявлены концептуальные основы теории жизненных циклов организации; определены основные модели развития организации; проведен анализ этапов развития ОАО "Амурметалл".
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
1.1 Понятие и
сущность жизненного цикла
Теория жизненных циклов
организации в настоящее время
считается самостоятельной
Рассматривая жизнь
Жизненным циклом организации можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Необходимо также отметить, что изменения в организации происходят не по схемам формальной логики, они зависят от множества внешних факторов. Так, организация может быть уподоблена живому организму. Моделирование ее развития может быть осуществлено с помощью теории жизненных циклов.
Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования. Также, по мнению Мильнера, жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.
Выявленная закономерность
нашла свое отражение в теории
жизненного цикла организации. Периоды,
в которые организация
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Модель жизненного цикла
была создана для прогнозирования
изменений, ожидаемых в организации,
находящейся в той или иной
стадии развития. Получив информацию
о пребывании организации на определенном
этапе, руководитель может с большей
долей уверенности оценить
Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.
1.2 Стадии развития организации
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть — стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.
Как правило, специалисты, несмотря
на продолжающиеся дискуссии, сходятся
в том, что полный жизненный цикл
организации обязательно
Рисунок 1.1 Стадии жизненного цикла организации
На рисунке обозначены цифрами стадии 1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост или «размножение», 3 — стабилизация, 4 — кризис (спад).
Итак, жизненные циклы подразделяются на этапы:
- ¾ «тусовка»;
- ¾ «механизация»;
- ¾ «внутреннее предпринимательство»;
- ¾ «менеджмент качества» или «управление качеством».
1. Установка, характерная
для цикла развития
2. На этапе «механизации»
постепенно накапливаются
3. Установка, проявляющаяся
в период цикла развития «
4. Установка, характерная
для этапа «управление
По мнению Мильнера, организации
имеют некоторые исключительные
характеристики, которые требуют
определенной модификации понятия
жизненного цикла. Один из вариантов
деления жизненного цикла организации
на соответствующие временные
Рисунок 1.2 Жизненный цикл организации по мнению Мильнера
На первом этапе организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации.
Основателем выступает
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
На этом этапе организация
является социосистемой так как
она состоит из людей, принадлежащих
единой или сходным парадигмам. Каждый
член организации обладает собственными
культурными представлениями и
системой ценностей. Совместная деятельность,
которую начинают вести члены
организации, запускает процессы формирования
знаний на индивидуальном уровне, когда
опыт, получаемый каждым членом организации,
перерабатывается в соответствии с
личными убеждениями и
Информация о работе Жизненные циклы организации ОАО "Амурметалл"