Жизненные циклы организации ОАО "Амурметалл"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности теории жизненных циклов организации и направлений ее практического применения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проанализировать концептуальные основы теории жизненных циклов организации;
- исследовать общие закономерности стадий развития организаций;

Файлы: 1 файл

курсач то Аня.docx

— 121.93 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый день образуется множество  новых фирм, но далеко не все из них  способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации  способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Те, кто не сумел адаптироваться к постоянно меняющейся внешней  среде, погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и  адекватно реагировать на внешние  изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству  необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы  сконцентрировать усилия на тех проблемах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Актуальность  темы исследования заключается в том, что модель жизненного цикла организации может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики, как способствуя устранению текущих трудностей, так и позволяя компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности и, в конечном счете, безграничности их развития.

Анализ изученных  источников и литературы. Данный вопрос рассматривался в научных работах многих российских и зарубежных ученых. Базовым пособием для изучения темы стали труды Мильнера Б. З., посвященные теории организации. Кроме того, теория жизненных циклов обширно описана в работах Балашовой Е., Емельянова  Е. Н. и др. Ряд работ посвящен общим проблемам жизненных циклов. Они заслуживают внимания, поскольку затрагивают общетеоретические проблемы (напр., работы Евграфова А.В. «Патологии на этапах жизненного цикла организации»).

Цель работы – изучение сущности теории жизненных циклов организации и направлений ее практического применения.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проанализировать концептуальные  основы теории жизненных циклов организации;

- исследовать общие закономерности стадий развития организаций;

- определить модели развития организаций;

- провести анализ практического применения теории жизненных циклов организации на примере ОАО "Амурметалл".

Объектом исследования является теория жизненных циклов организации.

Предметом исследования – общие закономерности стадий развития организаций, направления практического применения теории.

Теоретико-методологическая база курсовой работы включает в себя системный подход к изучению теории жизненных циклов организации.

В работе применялись следующие  методы: синтез, контент-анализ, сравнение.

Эмпирическая  база исследования включает в себя статистические данные, представленные в статьях журнала "Менеджмент в России и за рубежом", так же данные из статей журнала "Проблемы теории и практики управления", в которых проводится анализ проблем современных организаций, возникающих на определенных стадиях развития.

Хронологические рамки исследования. 2012 г.

Практическая значимость работы состоит в том, что автором были выявлены концептуальные основы теории жизненных циклов организации; определены основные модели развития организации; проведен анализ этапов развития ОАО "Амурметалл".

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие и  сущность жизненного цикла организации

 

Теория жизненных циклов организации в настоящее время  считается самостоятельной областью научных исследований. Тем не менее, за последние 20 лет изучение жизненных  циклов организаций стало одной  из наиболее популярных тем научных  исследований в теории организации.

Рассматривая жизнь организации, следует задуматься о закономерностях, которые не только смогли бы объяснить  прошлое, но и позволили бы прогнозировать развитие организации в будущем. Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в  конце концов, прекращают свое существование. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются. Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие — исчезают. Следовательно, руководитель должен знать, на каком  этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации.

Жизненным циклом организации  можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Необходимо также отметить, что изменения  в организации происходят не по схемам формальной логики, они зависят от множества внешних факторов. Так, организация может быть уподоблена живому организму. Моделирование ее развития может быть осуществлено с  помощью теории жизненных циклов.

Жизненный цикл организации  – это совокупность стадий, через  которые проходит организация за период своего функционирования. Также, по мнению Мильнера, жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.

Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально  изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации  как отдельной сущности. Причем время  прохождения этапов цикла у различных  организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации  влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная  культура, уровень издержек) и многие другие.

Еще в 1965 году Дж. Гарднер  писал: «Как люди и растения, организации  также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и  гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два  или три десятилетия, а могут  жить веками».

Можно утверждать, что психологический  возраст организации нередко  отличается от физического, в чем  и проявляется индивидуальность развития организаций.

Модель жизненного цикла  была создана для прогнозирования  изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей  долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть  негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно  предупредить их появление, либо (при  неизбежности их возникновения) предотвратить  возможные последствия.

Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные  факторы, влияющие на организационную  эффективность. Разнообразие видов  жизненных циклов позволяет анализировать  изменения, происходящие на различных  уровнях управления промышленным предприятием.

 

1.2 Стадии развития  организации

 

Жизненный цикл организации  — совокупность стадий развития, которые  проходит фирма за период своего существования. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть — стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии (рис. 1.1):

Рисунок 1.1 Стадии жизненного цикла организации

 

На рисунке обозначены цифрами стадии 1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост или «размножение», 3 — стабилизация, 4 — кризис (спад).

Итак, жизненные циклы  подразделяются на этапы:

- ¾   «тусовка»;

- ¾   «механизация»;

- ¾   «внутреннее предпринимательство»;

- ¾   «менеджмент качества» или «управление качеством».

1.  Установка, характерная  для цикла развития организации  «тусовка», ставит во главу  ценности межличностного общения,  создания внутрифирменной целостности  на базе личных контактов, приверженности  общим принципам коммуникации  и подобным человеческим особенностям. Особенности деятельности определены  технологическим процессом, регламентом,  руководителем; параметры деятельности  фирмы малоизменчивы.

2. На этапе «механизации»  постепенно накапливаются проблемы, которые приводят организацию  к кризису. На этом этапе  компания представляет собой  хорошо отлаженный механизм. Снижение текучести кадров, мидл-менеджмент сформирован. Компания становится престижной, численность персонала растет:

3. Установка, проявляющаяся  в период цикла развития «внутреннее  предпринимательство», провозглашает  необходимость максимального участия  каждого из сотрудников в «предпринимательском  процессе». Такое представление  о ценностях говорит о том,  что любой сотрудник организации  должен подходить к реализации  своей деятельности как предприниматель,  который представляет товар на  рынке. 

4. Установка, характерная  для этапа «управление качеством», связана с всемерной ориентацией  всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый  сотрудник организации должен  озаботиться проблемой качества  продукта, а для этого каждый  из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания  качества также будет требовать.

По мнению Мильнера, организации  имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют  определенной модификации понятия  жизненного цикла. Один из вариантов  деления жизненного цикла организации  на соответствующие временные отрезки  предусматривает следующие этапы (рис. 1.2):

Рисунок 1.2 Жизненный цикл организации по мнению Мильнера

На первом этапе организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими  соратниками выполняющий все  работы. В компанию на этой стадии часто  приходят люди, привлеченные самой  личностью создателя и разделяющие  его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки  компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами  на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих  процессах. Организация не формализована  и не бюрократизирована, для нее  характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут  остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при  таком стиле управления много  лет.

На этом этапе организация  является социосистемой так как  она состоит из людей, принадлежащих  единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и  системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены  организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда  опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с  личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка  знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует  собственную систему представлений, умения и навыки.

Информация о работе Жизненные циклы организации ОАО "Амурметалл"