Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать современный рынок плодоовощной консервной продукции.
Предмет исследования: развитие современного рынка плодоовощной консервной продукции.
Объект исследования: плодоовощная консервная продукция.
Задачи исследования:
- определить проблемы современного рынка плодовоовощной консервной продукции в РФ;
- рассмотреть региональную структуру производства плодовоовощной консервной продукции в РФ;
- дать классификацию плодоовощной консервной продукции;
- определить способы консервирования плодов и овощей;
- рассмотреть ассортимент овощных консервов;
Введение
Глава 1. Современное состояние и перспективы развития рынка плодовоовощной консервной продукции
Проблемы современного рынка плодовоовощной консервной продукции в РФ
Региональная структура производства плодовоовощной консервной продукции в РФ
Глава 2. Классификация плодоовощной консервной продукции
2.1 Способы консервирования плодов и овощей
2.2 Упаковка, маркировка и хранение овощных и плодовых консервов
2.3 Консервы плодоовощные в герметической таре
2.4 Ассортимент овощных консервов
Глава 3. Практическая часть
3.1 Анализ ассортимента овощной консервной продукции супермаркета «Евророс»
3.2 Выявление полноты ассортимента овощных консервов в супермаркете «Евророс»
Заключение
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа по дисциплине
«Товароведение и экспертиза товаров»
Тема
Анализ ассортимента и экспертиза качества плодоовощных товаров
Мурманск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Современное
состояние и перспективы
Глава 2. Классификация плодоовощной консервной продукции
2.1 Способы консервирования плодов и овощей
2.2 Упаковка, маркировка и хранение овощных и плодовых консервов
2.3 Консервы плодоовощные в герметической таре
2.4 Ассортимент овощных консервов
Глава 3. Практическая часть
3.1 Анализ ассортимента овощной консервной продукции супермаркета «Евророс»
3.2 Выявление
полноты ассортимента овощных
консервов в супермаркете «
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Высокая биологическая ценность, приятный вкус, аппетитный аромат делают плоды и овощи обязательной составной частью ежедневного рациона человека. Необходимые биологически активные вещества содержатся в плодах и овощах в легкоусвояемой форме, а употребление в сыром виде делает возможным практически полностью использовать содержащиеся в них витамины, микроэлементы. Изучение ассортимента рынка плодоовощных товаров имеет большую значимость. Человек должен знать, какой товар он потребляет, также изучение рынка плодоовощных культур помогает человека узнать, какие товары появились на рынке и в чем их особенности. Особенностью этой группы товаров растительного происхождения является то, что они после выращивания, уборки и минимальной товарной обработки могут быть использованы в пищу в свежем виде, а также после переработки: замораживания, сушки, квашения или соления. При этом свежие плоды и овощи являются живыми биологическими организмами с уникальной, неизменной ферментативной системой, иммунными свойствами, обеспечивающие, с одной стороны, длительную сохранность отдельных видов и сортов, с другой стороны, оказывающие физическое активное воздействие на организм человека.
Цель исследования: проанализировать современный рынок плодоовощной консервной продукции.
Предмет исследования: развитие современного рынка плодоовощной консервной продукции.
Объект исследования: плодоовощная консервная продукция.
Задачи исследования:
- определить проблемы современного рынка плодовоовощной консервной продукции в РФ;
- рассмотреть
региональную структуру
- дать классификацию
плодоовощной консервной
- определить
способы консервирования
- рассмотреть ассортимент овощных консервов;
- проанализировать
ассортимент плодоовощной
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1 Проблемы
современного рынка
Экономическая эффективность овощеводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации овощей, определение оптимальной цены и умении ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке.
Плодоовощной комплекс является одним из основных и наиболее трудоемких отраслей АПК. Этой отрасли принадлежит важная роль в снабжении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность, содержащими ряд необходимых компонентов, минеральных веществ и витаминов. Однако произошедшие в стране социально-экономические преобразования разрушили существовавшую ранее систему централизованной организации производства и распределения картофеля и плодоовощной продукции. Крупнотоварное, по своей природе экономически эффективное сельскохозяйственное производство овощей и фруктов в новых условиях стало терять свой экономический потенциал. Контрастное расслоение населения по уровню доходов привело в последние годы к тому, что объективно существующее изобилие плодов и овощей приблизило и потребительский уровень наиболее обеспеченных покупателей, особенно в крупных городах, к западной продукции. В то же время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в природных витаминах вследствие своей низкой платежеспособности. Потребление овощной продукции в 2006 г. составило в РФ 86 кг на душу населения, что в два раза ниже медицинских норм.
Недостаток качественных овощей на внутреннем рынке восполняется поставками по импорту, объемы которого ежегодно растут. Из-за неудовлетворительного хранения и плохой транспортировки происходит не только утрата природных достоинств свежей продукции, но и ее прямое уничтожение. Потери составляют более 40% среднегодового производства овощей. Все это негативно сказывается на решении проблемы обеспечения населения полноценными продуктами питания и эффективности плодоовощного комплекса.
В последние годы в плодоовощной промышленности сохраняется устойчивая тенденция роста объемов производства по основным видам продукции. Так, в 2005 г. плодоовощных консервов выработано 6,9 млрд условных банок (рост 12% к уровню 2004 г.). Прирост объемов производства отмечается по всем основным ассортиментным группам: по овощным - на 9%, томатным - на 34%, фруктовым - на 9%.За первые девять месяцев 2006 г. плодоовощных консервов было выработано 6170,6 млрд условных банок, т.е. с 18,8 процентным приростом по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Одновременно наблюдается значительный спад (почти на 25 %) производства быстрозамороженной плодоовощной продукции.
В целом прирост производства плодоовощных консервов по-прежнему обеспечивается за счет фруктовой группы и, в частности, соков и нектаров. На долю фруктовых консервов приходится 78 % общего объема, на долю фруктовых соков и нектаров - 76 %.
Ассортимент соков, вырабатываемых на основе отечественного сельскохозяйственного сырья, весьма ограничен и не удовлетворяет потребности населения. Развитие собственной сырьевой базы остается узким местом в развитии соковой индустрии и требует значительных капиталовложений в развитие садоводства, овощеводства и первичной переработки. Сегодня, по расчетам специалистов, только 20 % валового сбора плодов и ягод используется на промышленную переработку. В немалой степени это связано с тем, что более 80 % плодов и ягод выращивается в хозяйствах населения.
Основные производители готовых к употреблению соков, нектаров и сокосодержащих напитков: ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и «Нидан-Фудс». В целом на их долю приходится около 92 % общих объемов соков, нектаров и сокосодержащих напитков.
В группе томатных консервов
рост объемов производства обеспечивается
за счет томатного сока (темп 137 %) и
томатных соусов (кетчупов) (130 %), которые
также вырабатываются на основе импортных
концентрированных
Сложившаяся система и состояние заготовки, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции не отвечают современным требованиям потребительского рынка. Выпускаемая продукция должна выдерживать жесткую конкуренцию, правила которой диктует мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства. Производство плодоовощной продукции с каждым годом только увеличивается, а качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, да и несвоевременность переработки овощной продукции приводит к очень большим потерям на пути от производителя до потребителя. К сожалению, в виду особенностей продукции, теряются их товарные характеристики.
1.2 Региональная структура
производства плодоовощной
Среди причин, обусловливающих неустойчивое положение плодоовощной перерабатывающей промышленности России, выделяются:
- нарушение паритета цен
на сельскохозяйственную и
- отсутствие льготного кредитования;
- нестабильность рыночных конъюнктур;
- низкая конкурентоспособность и т.д.
Наибольшие посевы картофеля
расположены вблизи крупных городов
и промышленных центров. Основные посевные
площади расположены в
Овощеводство развито
повсеместно, однако наибольшие посевы
сосредоточены в
Наиболее распространенными по площади посева и производимой массе являются капуста, столовая свекла, морковь, лук, помидоры, огурцы, баклажаны.
Бахчевые культуры (дыня, арбуз, тыква) - на Северном Кавказе, в нижнем Поволжье, частично в некоторых областях Центра и Урала.
Садоводство и виноградарство главным образом занимает площади среднего и нижнего Поволжья, области Центра и Северного Кавказа. Яблони, груши, слива - Центральный, Центрально-Черноземный районы.
На протяжении последних лет проблема обеспечения качественным ассортиментом плодоовощной продукцией жителей больших городов стоит довольно остро. С началом рыночных перестроек в отечественной экономике предыдущая система торговли плодоовощной продукцией практически развалилась. Так, в больших городах и пригородах овощные базы не смогли быстро перестроиться на соответствующие потребности рынка, резко снизили свои обороты, а большинство даже изменило направление своей деятельности. Причинами этого стали устаревшие технологии хранения, большие потери продукции, отсутствие надежных поставщиков и ограниченные рынки сбыта. На сегодня большие торговые предприятия ищут пути к нормальной овощной торговли. Супермаркеты все чаще пользуются предложениями, которые поступают от самих производителей овощной продукции. Работа с ними ведется на договорной основе. Основными поставщиками ранней плодоовощной продукции в розничную торговлю являются посредники оптового рынка. Сейчас каждое торговое предприятие решает проблемы со снабжением овощей своими силами. Супермаркеты стараются устанавливать прямые связи не только с местными производителями овощей, но и с производителями из других регионов или большими оптовыми компаниями. Это позволят предложить потребителям салат, кабачок, капусту брокколи, кольраби, савойскую, брюссельскую, цветную, лук-порей, разные зеленые овощи более свежими и в сроки, когда на эти товары существует повышенный спрос. В современных магазинах плодоовощной отдел организовывают ближе к входу, так как яркая цветная гамма обязательно привлечет внимание покупателей, даже если овощи и фрукты на данный момент им не нужны.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДООВОЩНОЙ КОНСЕРВНОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Способы консервирования плодов и овощей
Пищевые и вкусовые достоинства овощей и плодов высокие лишь при использовании их сразу после сбора либо при правильном хранении и переработке. Чтобы разнообразить питание зимой, необходимо заготавливать овощи и плоды впрок. Плоды и овощи не могут сохраняться длительное время в свежем виде, поэтому с давних времен применяются различные способы их переработки (консервирования). Наиболее распространенными из них являются: квашение (соление), маринование, консервирование высокими температурами, сушка и замораживание. Квашение основано на молочнокислом брожении сахаров, которые входят в состав овощей и плодов. Накапливающаяся молочная кислота подавляет деятельность нежелательных микроорганизмов, препятствуя тем самым порче продуктов и придавая им специфические вкусовые качества. В зависимости от вида консервируемого сырья готовый продукт называют квашеным (капуста), соленым (огурцы, томаты) или моченым (яблоки, другие плоды и ягоды). Основным видом брожения при квашении является молочнокислое, вызываемое различными видами молочнокислых бактерий. Одновременно в результате деятельности дрожжей происходит и спиртовое брожение. Спирт, соединяясь с молочной и другими кислотами, образует сложные эфиры, которые придают специфический аромат продуктам квашения. Маринады представляют собой продукты из овощей или плодов с заливкой, в состав которой входят уксусная кислота, соль, сахар и пряности (гвоздика, перец, лавровый лист, корица и др.). Благодаря наличию уксусной кислоты (до 0,9%) и герметичной укупорке маринады хорошо сохраняются. В свежеприготовленных маринадах происходит процесс созревания, при котором уксусная кислота диффундирует в овощи или плоды, а их сок — в заливку. Только после созревания маринады приобретают свойственные им вкус и аромат.
Плодоовощные консервы — это плоды и овощи, подвергнутые обработке высокой температурой для предохранения от микробиологической порчи. В них почти полностью сохраняются питательные и вкусовые вещества, значительная часть витаминов. При консервировании удаляют несъедобные части плодов и овощей, добавляют сахар и жиры. Сушка является одним из старейших способов сохранения пищевых продуктов. При высушивании содержание влаги в плодах и овощах доводится до таких пределов (в овощах — до 12%, в плодах — до 16—25%), при которых микроорганизмы не могут размножаться. Из различных способов консервирования замораживание является наиболее прогрессивным. Самое основное преимущество его — высокое качество продукции. При замораживании (особенно плодов и ягод) сохраняются основные пищевые вещества — углеводы, нестойкие при хранении витамины, в частности витамин С (потери составляют не более 10%), а также их внешний вид, цвет, вкус, аромат и консистенция, т. е. почти полностью остаются их натуральные достоинства.
Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества плодоовощных товаров