Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:38, курсовая работа
Кондитерские изделия. Так называют все известные нам сладости, все то разнообразие лакомств, которое можно приготовить из сахара, патоки, меда, муки, орехов и какао-бобов и пр. Первые кафе-кондитерские появились в Москве и Петербурге только в конце XVIII в. Заведовали ими чаще всего иностранцы. Должно было пройти не одно столетие, прежде чем производство сладостей стало массовым. В XIX веке появляются первые крупные фабрики. А в 1913 г. в России производилось уже 25 тысяч тонн кондитерских изделий на 142 фабриках. Кондитерские изделия в зависимости от применяемого сырья, технологии производства и свойств получаемого продукта подразделяют на две основные группы: сахаристые и мучные. Группы делят на виды, которые в совокупности образуют групповой ассортимент. К сахаристым кондитерским изделиям относят фруктово-ягодные, шоколад и шоколадные изделия, карамель, конфеты, ирис и пр. В данный момент на рынке существует множество производителей конфетных изделий, а посему, чтобы выдержать конкурентную борьбу, производители стремятся к улучшению качества своей продукции при минимальной цене.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Актуальность…………………………………………………………………...5
3.Цели и задачи……………………………………………………………………6
4.Анализ предпочтений потребителей при выборе шоколадных изделий……7
4.1 Социально-демографический состав респондентов………………………7
4.2 Потребительские предпочтения при выборе шоколада…………………..8
5.Характеристика магазина…………………………………………………......14
6.Потребительские достоинства конфетных изделий, пищевая ценность, лечебно-диетические свойства………………………………………………….18
6.1 Классификация конфет и характеристика их ассортимента……………20
6.2 Оценка качества конфет, показатели, дефекты конфет…………………22
7.Основные производители и поставщики…………………………………….24
8.Анализ…………………………………………………………………………..25
9.Выводы…………………………………………………………………………29
10.Список используемой литературы ………………………………………….31
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Актуальность………………………………………………
3.Цели и задачи………………………………………
4.Анализ предпочтений потребителей при выборе шоколадных изделий……7
4.1 Социально-демографический состав респондентов………………………7
4.2 Потребительские предпочтения при выборе шоколада…………………..8
5.Характеристика магазина……………
6.Потребительские достоинства
конфетных изделий, пищевая ценность,
лечебно-диетические свойства……
6.1 Классификация конфет и характеристика их ассортимента……………20
6.2 Оценка качества конфет, показатели, дефекты конфет…………………22
7.Основные производители и поставщики…………………………………….24
8.Анализ…………………………………………………………
9.Выводы…………………………………………………………
10.Список используемой литературы ………………………………………….31
Кондитерские изделия. Так называют все известные нам сладости, все то разнообразие лакомств, которое можно приготовить из сахара, патоки, меда, муки, орехов и какао-бобов и пр. Первые кафе-кондитерские появились в Москве и Петербурге только в конце XVIII в. Заведовали ими чаще всего иностранцы. Должно было пройти не одно столетие, прежде чем производство сладостей стало массовым. В XIX веке появляются первые крупные фабрики. А в 1913 г. в России производилось уже 25 тысяч тонн кондитерских изделий на 142 фабриках. Кондитерские изделия в зависимости от применяемого сырья, технологии производства и свойств получаемого продукта подразделяют на две основные группы: сахаристые и мучные. Группы делят на виды, которые в совокупности образуют групповой ассортимент. К сахаристым кондитерским изделиям относят фруктово-ягодные, шоколад и шоколадные изделия, карамель, конфеты, ирис и пр. В данный момент на рынке существует множество производителей конфетных изделий, а посему, чтобы выдержать конкурентную борьбу, производители стремятся к улучшению качества своей продукции при минимальной цене.
Сегодня в отечественной шоколадной отрасли существует сильная конкуренция. Если не так давно российский рынок «пестрил» разнообразными марками как отечественной, так и импортной продукции, то в последнее время эксперты рынка утверждают, что 96% кондитерских изделий производится зарубежными концернами, инвестировавшими средства в производство на российской территории. По большому счету, именно они владеют кондитерскими фабриками. Сейчас уже трудно найти успешно работающую фабрику без иностранной доли в капитале.
Главная проблема всех российских фабрик состоит в отсутствии эксклюзивных брэндов. У российской промышленности, конечно же, есть брэнды, востребованные покупателями. Но в основном это старые советские марки, которые делают многие предприятия. Фабрики также нередко дублируют друг друга и «подрывают» тем самым имидж ведущих производителей. Сегодня люди ориентируются на имя товара, и это имя должно быть лицом производителя. Но далеко не все наши фабрики имеют свое лицо.
Тема конфетных изделий интересна и очень важна и для настоящего времени. Во всех странах, люди всех поколений, разных слоев населения, потребляют и любят конфеты. России, так уж сложилось, что без новогодних подарков, состоящих из конфет, не проходит ни один Новогодний праздник. Но конфеты служат не только для поддержания традиций, и хотя говорят, что они способствуют развитию кариеса, в них, тем не менее, содержится много полезных веществ: сахар, жир, белки, крахмал.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что при сложившейся конкурентной борьбе за российский рынок шоколадных изделий многие отечественные производители потерпели неудачу, лидерами производства и продаж являются иностранные компании.
Данная исследовательская работа направлена на выявление потребительских предпочтений при выборе шоколадной продукции на примере города Зеленограда.
Для осуществления данной цели необходимо решить ряд задач:
Перед началом работы были выдвинуты гипотезы:
Объектом исследования является рынок шоколадных изделий г. Зеленограда. В качестве предмета исследования рассматриваются предпочтения потребителей в выборе шоколадных изделий. Практическая значимость исследования заключается в прикладном характере полученных данных, поскольку его результаты могут быть использованы компаниями, так или иначе связанными с производством и реализацией шоколадной продукции. Это исследование является пилотным для города Зеленограда. В ходе его проведения были опрошены 110 человек.
4.1. Социально-демографический состав респондентов
По социально-демографическому составу респонденты распределились следующим образом (рис. 1—3).
Рисунок 1
Возраст респондентов
Рисунок 2
Состав респондентов по половому признаку
Рисунок 3
Состав респондентов по уровню дохода
семьи
4.2 Потребительские предпочтения при выборе шоколада
По результатам анкетирования при ответе на вопрос о степени известности марок производителей (припоминание марки без подсказки) предпочтения распределились таким образом. Наиболее известен и любим потребителями шоколад фабрики «Красный Октябрь», «Бабаевский», Stollwerk, Nestle, «Коркунов», Mars и «Рот Фронт» (рис. 4).
Рисунок 4
Известность марок производителей шоколадной
продукции
При этом из всей продукции данных производителей наиболее часто упоминался для «Красного Октября» — плиточный шоколад (10%); для фабрики «Коркунов» — конфеты в коробках (10%); для Alpen Gold — плитки (5%).
Степень приверженности российских потребителей к отечественному шоколаду характеризуется следующими цифрами: 71% опрошенных отметили, что им нравится отечественная продукция, 29% — импортный шоколад. При этом половая принадлежность и уровень доходов семьи практически не играют никакой роли.
При ответе на вопрос о степени согласия или не согласия с утверждением, что «отечественный шоколад лучше импортного» — получилось, что 57% респондентов согласны с данным утверждением, 18% — не согласны, четверть опрошенных затруднились ответить. Хотелось бы заметить, что потребители, как правило, пребывали в полной уверенности относительно того, что все шоколадные изделия с русскими названиями и есть отечественный шоколад. Преданность российских потребителей к отечественным маркам и является причиной того, что многие иностранные производители стремятся скрыть зарубежное происхождение шоколада за российскими названиями.
Степень приверженности к определенной марке достаточно велика (рис. 5).
Рисунок 5
Степень приверженности к определенной
марке
При этом большая часть молодого поколения делает свой выбор между 2—3 марками, в то время как люди старшего возраста чаще являются приверженцами одной какой-то марки. Однако среди покупателей старшего поколения, отличаются лояльностью к одной определенной марке в основном женщины, а мужчины предпочитают выбирать.
Какие же марки шоколада пользуются наибольшим спросом среди потребителей. При ответе на данный вопрос респондент должен был указать названия не более 3-х производителей из указанных 16-ти, чью продукцию он бы выбрал.
Результаты получились следующими.
Как видно из рис. 6, лидерами по популярности на зеленоградском шоколадном рынке являются следующие производители: «Коркунов», «Красный Октябрь» и Nestle. Нельзя не согласиться с тем, что это одни из самых сильных брэндов на российском рынке, продукция этих производителей отличается высоким качеством. В то же время эти брэнды четко различаются — фирма «Коркунов» предлагает престижную и дорогую продукцию, использует новейшие технологии при производстве шоколада, «Красный Октябрь» опирается на давние традиции советского периода и более любим людьми старшего поколения, Nestle — иностранный лидер на российском рынке, предлагающий недорогую и качественную продукцию, более популярен среди молодежи.
Рисунок 6
Популярность производителей
Зачастую покупателей не интересует сам производитель шоколадных изделий, либо он не знает реального. Так, например, всеми любимые шоколадные изделия под маркой «Россия» являются продукцией Nestle, а плитки «Воздушный» и «Пористый молочный» — Stollwerk.
Одна из гипотез данной работы предполагает, что потребители предпочитают плиточный шоколад другим видам шоколадной продукции. В ходе анализа данная гипотеза была подтверждена: плиточный шоколад приобретают 62% потребителей, на втором месте идут шоколадные батончики — 15%, примерно одинаково популярны весовые конфеты и конфеты в коробках — 12 и 11% соответственно, шоколадные яйца почти не пользуются спросом (рис. 7).
Рисунок 7
Предпочтения по видам шоколадных изделий
При этом среди потребителей плиточного шоколада 57% женщин и 71% мужчин, из них 51 и 48% соответственно — в возрасте 15—20 лет.
Следовательно, молодые потребители приобретают более компактные упаковки, тогда как представители старших возрастных групп отдают предпочтение развесным конфетам и коробкам. Как известно, развесные конфеты дешевле, а коробки удобны в качестве подарков. Кроме того, у этих людей уже сложившиеся предпочтения, которые сформировались, когда на рынке был дефицит, и не было «Сникерсов» и «Марсов».
Теперь рассмотрим этот вопрос с точки зрения доходов покупателей. Потребители с высоким уровнем дохода также отдают предпочтение плиткам, на втором месте — шоколадные батончики.
Рассмотрим, что же привлекает потребителей в импортном и отечественном шоколаде в зависимости от возраста респондентов.
Как видно из рис. 8, 9, молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет в обоих видах шоколада привлекает цена, тогда как девушек только в отечественном. Если рассматривать с точки зрения вкусовых особенностей, то 15—25-летние женщины любят и тот и другой шоколад, а что касается мужчин, то 15—20 и 40—45-летние указали, что им нравится вкус отечественного шоколада, а 20—25-летним — импортного. Большое число респондентов призналось, что упаковка импортной продукции гораздо лучше, нежели отечественной. Почти всем мужчинам в возрасте от 40 до 45 лет ничего не нравится в импортном шоколаде.
Рисунок 8
Приоритетные характеристики отечественного
шоколада
Рисунок 9
Приоритетные характеристики импортного
шоколада
Сейчас на рынке очень распространен шоколад с разнообразной начинкой. Любой батончик, любая плитка имеет наполнитель. Видов наполнителей очень много, в данном опросе использовано всего 11 предполагаемых начинок. У женщин самым популярным наполнителем стали орехи, за них отдали голоса 22%, а орехи и изюм вместе оказались на втором месте — 13%, у мужчин орехи и алкоголь разделили пальму первенства (по 19%). Молодежь (меньше 25 лет) предпочитает следующие начинки: на первом месте идут орехи (20%), на втором орехи с изюмом вместе (12%), на третьем воздушный рис, алкоголь и шоколад без начинки — 11%, на четвертом воздушный рис — 10, на пятом месте мармелад и вафли — 6%. Покупатели среднего возраста (от 25 до 40 лет) любят шоколад со следующими наполнителями: на первом месте — шоколад с орехами — 24%, на втором — без начинки (22), на третьем — с орехами и изюмом (17%). Покупатели старшего возраста также отдают предпочтение шоколадной продукции с орехами и изюмом вместе (26%), с просто орехами (22) и с алкоголем (13%).
Одной из гипотез данной работы было предположение, что российский потребитель предпочитает горький шоколад всем остальным видам, считая его более натуральным по сравнению с молочным и белым. Однако по результатам исследования получилось все наоборот: этому виду было отдано только 23% голосов, а лидером стал молочный шоколад с 53% голосов; белый шоколад предпочло 18%, затруднилось ответить 6%.
Причем женщинам в одинаковой мере нравится как белый, так и горький шоколад. А что касается предпочтений в зависимости от возраста опрошенных, то молодежь и люди старшего поколения предпочитают молочный шоколад (56 и 55% соответственно), в то время как люди среднего возраста — горький (45%).
Информация о работе Анализ предпочтений потребителей при выборе шоколадных изделий