Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 00:37, реферат
Сухие завтраки - продукты с высоким содержанием сухих веществ, полностью готовые к употреблению в пищу, без какой-либо кулинарной обработки.
Структура потребления сухих завтраков в Украине.
Особенности технологии.
АНАЛИЗ РЫНКА СУХИХ ЗАВТРАКОВ
Сухие завтраки -
продукты с высоким содержанием сухих
веществ, полностью готовые к употреблению
в пищу, без какой-либо кулинарной обработки.
Они составляют большую группу пищевых
продуктов, вырабатываемых из различных
злаковых культур. Наиболее широко распространены
сухие завтраки из кукурузы или различных
кукурузных круп.
Сухие завтраки обладают высокими вкусовыми
и питательными свойствами, большим разнообразием
употребления – с молоком и молочными
продуктами, с кофе, с какао, с чаем, с киселем,
с компотом, с фруктовыми соками; а также
с кремами, муссами и мороженым. Этот перечень
свидетельствует, что сухие завтраки –
это продукты не только к завтраку, а широкого
универсального применения. Основными
видами сухих завтраков являются: хлопья
и хрустящие палочки.
Украинское производство сухих
завтраков достигает
Фактически до начала 1990-х о сухих
завтраках в Украине почти
никто не слышал. Лишь тем, кто смог
побывать за рубежом и попробовать
эту продукцию, удавалось привезти
домой для собственного потребления
вкусные злаковые хлопья. А уже
сегодня Украина находится в
десятке лучших стран-производителей
быстрых завтраков, а регулярно
употребляет в пищу хлопья, мюсли,
«быстрые» каши уже каждый восьмой
украинский гражданин. Во многом, это
произошло благодаря
В независимой Украине первым открыл
производство злаковых завтраков Бориспольский
завод продовольственных
Правда, со временем в Украине стали
появляться швейцарская компания Nestle
и немецкая Bruggen, которые смогли составить
на этом рынке сильную конкуренцию.
К ним также присоединились компании-импортеры
России, Польши, Венгрии. К такой
сильной конкуренции ПАО «
В 2006 г. объём производства сухих завтраков на территории Украины составил 12,5 тыс. тонн. До 2008 г. в динамике показателя наблюдается постоянный прирост на уровне 12-13%. В 2009 г. по отношению к 2008 г. объём производства украинских сухих завтраков сократился практически на 15%, составив 13,6 тыс. тонн.
|
Объём импорта сухих завтраков на территорию Украины в 2005 г. составил 1,8 тыс тонн. В 2006 и 2007 гг. импорт данного вида продукции достаточно активно возрастал. Так, темп прироста за указанный период составил 47% и 34% соответственно. В 2008 г. по отношению к 2007 г. темп прироста показателя снизился до отметки в 9%. А в 2009 г. наблюдается существенное сокращение импорта сухих завтраков на территорию Украины, темп которого составил 34% по сравнению с 2008 г.
|
Наиболее значительными импортёрами сухих завтраков на территорию Украины в 2010 г. стали Россия и Польша, удельный вес которых в общем объёме импорта продукта был примерно равным (45% и 44% соответственно). Таким образом, совокупная доля других импортёров едва превысила 10%. В том числе, странами, удельный вес которых в импорте сухих завтраков в Украину составил от 1% до 3%, стали Финляндия, Германия, Беларусь и Франция. В числе других стран, импортирующих незначительные объёмы продукции в нашу страну, можно назвать Турцию, Словакию, Италию, Чехию и ряд других стран.
|
Экспорт сухих завтраков за пределы Украины в 2005 г. составил 1,3 тыс. тонн. В 2006 г. наблюдается прирост данного показателя на 15%. в 2007 г. по отношению к 2006 г. зафиксирован максимальный прирост экспорта продукции на протяжении исследуемого периода – 52,5%. Несколько меньший темп прироста (39%) имел место в 2008 г. Однако в 2009 г. по отношению к 2008 г. объём экспорта сухих завтраков сократился на 11%.
|
Наибольший объём экспорта сухих завтраков в 2010 г. был осуществлён Украиной в Россию (43% общего объёма экспорта), что практически эквивалентно доле импорта продукции из этой страны. Несколько менее крупными экспортёрами являются Молдова и Казахстан (по 17% и 10% соответственно). Доля семи стран-экспортёров сухих завтраков в общем объёме украинского экспорта продукции варьировала от 2% до 4%. Это Беларусь, Дания, Грузия, Германия, Эстония, Туркменистан и Азербайджан. Странами, которые экспортировали совсем незначительный объём сухих завтраков из Украины, также являлись Турция, Израиль, США, Канада и ряд других стран.
|
Данные проведенного анализа свидетельствуют о том, что за 10 месяцев 2010 г. по отношению к аналогичному периоду 2009 г. рынок сухих завтраков Украины заметно оживился. Исключением стал импорт, объём которого по отношению к аналогичному периоду 2009 г. сократился на 4%. В то же время объём производства продукции возрос на 13%, а темп прироста экспорта сухих завтраков за пределы Украины достиг 31%.
|
Негативная динамика показателей производства и импорта сухих завтраков, выявленная в процессе анализа за последние два года, объясняется снижением спроса на такой вид продукции как сухие завтраки. Эти продукты не являются сезонным товаром, и их потребление зависит в первую очередь от благосостояния потребителей. Чаще всего данную категорию продуктов потребляют люди с высоким доходом.
ПОТРЕБЛЕНИЕ
В наши дни идея быстрого
и здорового питания
Структура потребления сухих
завтраков в Украине
До 2008 г. включительно в Украине спрос на сухие завтраки неуклонно возрастал. Что же касается 2009 года, так же как и по другим показателям рынка сухих завтраков, здесь наблюдается сокращение, темп которого достиг 20%.
В столице, как и в ряде других крупных городов Украины, потребитель отдает предпочтение широко известным и “раскрученным” торговым маркам, ценовой фактор не столь существенен. В остальных регионах для потребителя ценовой фактор остается основным. Опрос, проведенный фирмой-производителем мюсли среди жителей Киева, показал, что мюсли не пробовали вообще 10% опрошенных, едят чаще одного раза в месяц 70%; едят два и больше раз в месяц 8%, а едят пару раз в неделю всего 1% опрошенных.
Постоянными потребителями
мюсли оказались семьи с
Пионеры Украины
Сегодня в Украине изготовлением мюслей, хлопьев и каш занимается около десяти предприятий.
Второе место по объему производимой
продукции на украинском рынке сухих
завтраков принадлежит
Популярность отечественной
Завоевание рынка
Согласно комментариям независимого
эксперта рынка пищевых продуктов
Богдана Онофрийчука, в Украине
спрос на «быстрые» во многом обусловлен
уровнем доходов жителей
Немаловажно и то, кто реализует
продукт конечному потребителю
— производитель или
Важна и реклама выпускаемой
продукции. Рекламная кампания в
среднем обходится в 2–3 тыс. долларов
в месяц. Поэтому, в основном, отечественные
производители ограничиваются рекламой,
публикуемой в женских печатных
изданиях или детских, проведением
мини-презентаций в
Играет свою роль для потребителей также внешний вид товара. Экономия на красивой упаковке снижает на 3% уровень прямых продаж, уверено большинство производителей. Часто компании направляют усилие на привлечение детей за счет игровых элементов на упаковке продукта, а родителей - списком полезных ингредиентов, указанных на коробке.
Особенности технологии
В Украине нет пока общегосударственных стандартов по производству мюслей и хлопьев. Сухие завтраки можно изготавливать по различным технологиям: глубокая гидротермическая обработка и дальнейшая варка хлопьев в специальном сахаро-солевом растворе; метод «взрывания», метод микронизации и экструзии и др.
Основную сложность в
Украинский потребитель сухих завтраков:
- активный потребитель 39%: молодые женщины (возрастом до 35 лет), у которых есть дети; люди, ведущие здоровый образ жизни;
- умеренный потребитель 28%: одинокие женщины;
- пассивный потребитель 20%: женщины возрастом 40-50 лет, у которых есть внуки;
- очень пассивный потребитель13%
По мнению экспертов, рынок сухих
завтраков в Украине будет
расти следующие 3–5 лет благодаря
привлечению новых