Анализ торгового ассортимента в ООО «Рябинушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть формирование оптимального ассортимента, как основу эффективной коммерческой деятельности предприятия.
Исходя из цели, задачами работы являются:
- рассмотреть сущность ассортимента; формирование и основы управления ассортиментом;
- проанализировать торговый ассортимент ООО «Рябинушка»; определить его рациональность;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента в мсо торговле
1.1Понятие и сущность ассортимента
1.2Особенности ассортиментной политики в розничной торговле
1.3Рациональный ассортимент – основы покупательского спроса
Глава 2. Анализ торгового ассортимента в ООО «Рябинушка»
2.1 Торгово – технологическая характеристика ООО «Рябинушка»
2.2 Оценка по формированию торгового ассортимента в ООО «Рябинушка
2.3 Усовершенствование ассортиментной политики розничного торгового предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 117.48 Кб (Скачать файл)
  1. Показатель новизны – от того, как часто происходит обновление ассортимента настолько удовлетворяют психологические социальные потребности.

Новизна – (Н) обновление ассортимента  и удовлетворение изменившихся потребностей за счёт новых товаров.

   (1.4)

где, Н - новизна товара,

Шб – широта базовая,

Кн – коэффициент новизны.

Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным. Так же обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, которая проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров — лучшего качества или не имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление ассортимента иногда связано с риском, так как новый товар может не пользоваться спросом.

Отметим, что чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена.

В каждом торговой организации есть задачи ассортиментной политики, которые служат для:

  1. Удовлетворение запросов потребителей;

2. Оптимизация финансовых результатов магазина, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;

3. Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара).

Так же на построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических. Рассмотрим их:

  • Экономические факторы - денежные доходы населения, розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров.
  • Социальные факторы - социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей.
  • Демографические факторы - изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания.
  • Специфические факторы - оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие других розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи, иногда это просто необходимо. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляются номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые прибыли. Ассортимент же является частью стратегией и оружием в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение.

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.

Существует 3 стадии  жизненного цикла товара:

  1. На первой стадии внедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросом покупателей;
  2. К стадии зрелости выходит всевозможный ассортимент;
  3. В стадии спада остаётся самый лучший и ходовой товар.

Ассортиментная политика выделяет набор изделий, находящихся одновременно на рынке, в разных жизненных циклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени новизны, гарантирует магазину относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.

Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этом устанавливаются:

  • Ценовые линии – где совокупность цен на одинаковый товар, будет розниться с качеством.
  • Цена «выше номинала» - характеризуется низкой ценой на основной товар и приложения к нему дополнительного товара;
  • Цена «с приманкой» - доступность цен массовому покупателю основного товара и повышенные цены на широкий круг дополнительных товаров к нему;
  • Цены на сопутствующие товары;
  • Цена на комплект (стоимость набора товара);
  • Цены на побочные продукты;
  • Психологические цены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей).

Производителю и продавцу важно знать, как потребитель осознает свои потребности и удовлетворение, каких из них он связывает с приобретением данного товара. Преимущество получает тот продукт, который  обладает наиболее полным пакетом значимых для покупателя свойств.

Таким образом, можно сказать, что ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

 

 

1.3 Рациональный ассортимент – основа покупательского спроса

В каждой торговой организации должен, рационально сформирован ассортимент, который включает в себя набор товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, и который обеспечивает  максимальное качество жизни человека.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам прежде всего относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники. Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей, продавцов и изготовителей неодинаковы. Для потребителей такими критериями являются степень удовлетворенности набором необходимых товаров, возможность приобрести нужные товары в одном месте, достаточность широты и глубины ассортимента. Для изготовителей и продавцов более важны такие критерии, как рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды, соответствие набора товаров имеющейся материально-технической базе производства, хранения и реализации. Степень удовлетворенности потребителей рациональным ассортиментом реализуемых товаров расценивается изготовителем и продавцом как один из результатов обеспечения конкурентоспособности своей организации.

Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определённой долей вероятности.

Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).

Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется её ассортиментной политикой.

Важно правильно и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:

1) в меру широким, чтобы  потребителю было из чего выбрать, с другой стороны, чтобы огромное  многообразие товаров не затрудняло  выбор нужного товара;

2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;

3) новым, что связано с  изменением вкусов потребителей;

4) устойчивым, что представляет  определенные гарантии реализации  части ассортимента, пользующейся  устойчивым спросом, а для потребителя  удовлетворение спроса на данный  товар.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого должны быть решены следующие задачи:

-установлены реальные  и предполагаемые потребности  в конкретных товарах;

-определены основные  показатели ассортимента и дан  анализ его рациональности;

-выявлены источники товарных  ресурсов, необходимые для формирования  рационального ассортимента;

-оценены материальные  возможности организации для  выпуска, распределения и/или реализации  отдельных товаров;

-определены основные  направления формирования ассортимента.

Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента:

Общими факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

  • Спрос как потребность, подкреплённая платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
  • Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определённое влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию её производства и реализации.

Специфичными факторами формирования торгового ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства. Достижение научно-технического прогресса, торгового ассортимента проявляют – производственные возможности изготовителей, специализацию (класс, тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса.

 Материально-техническая база торговой организации определяет сегмент потребителей, а  также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Материально-техническая база торговой организации может оказать определённое воздействие на формирование ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного, либо развёрнутого ассортимента, организация не должна и планировать такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объёме облегчают работу по формированию ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.

Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.

 Управление ассортиментом торгового предприятия - является деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.

Регулирование вышеперечисленных факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определённых требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.

Информация о работе Анализ торгового ассортимента в ООО «Рябинушка»