Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:38, курсовая работа
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ и систематизировать теоретический материал идентификации и фальсификации безалкогольных газированных напитков;
- рассмотреть проблемы о средствах фальсификации и идентификации безалкогольных газированных напитков и методах их обнаружения;
Таблица 6 Физико-химические оценка качества безалкогольного напитка «Coca-Cola» по ГОСТ 28188-89
Показатели |
По ГОСТу |
Фактически |
Соответствие стандарту |
Полнота налива
Полнота налива |
Допустимые отклонения
полноты налива должны ± 2 % |
Полнота налива соответствует
заявленным объемом производителем |
Соответствие стандарту |
Массовая доля сухих веществ, % |
+ 0,2 |
+ 0,2 |
Соответствие стандарту |
Кислотность, см³ раствора гидроокиси натрия концентрацией 1,0 моль/дм³ на 100 см³ |
+ 0,2 |
+ 0,3 |
Не соответствие стандарту |
Массовая доля двуокиси углерода, %: |
Более 0,30 до 0,40 включительно |
0,40 |
Соответствие стандарту |
Вывод: Согласно ГОСТ 28188-89 безалкогольный напиток «Coca-Cola», не соответствует стандарту, так как кислотность раствора гидроокиси натрия превышает допустимые значения. Данная продукция производиться по ТУ 9185-437-00008064-2000.
Наиболее сложная экспертиза проводится для установления фальсификации безалкогольных напитков. При этом могут быть следующие виды фальсификации:
Качественная фальсификация безалкогольных напитков (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим) очень широко применяется как в процессе их производства, так и в процессе реализации.
Наиболее опасная качественная фальсификация напитков связана с заменой сахара на сахарозаменители без соответствующей надписи на этикетке. Больной сахарный диабетом, зная, что в напитке должны быть сахара, перед его употреблением вкалывает себе дополнительную дозу инсулина. В то же время в напитке сахара отсутствуют, и больной соответственно передозирует инсулин, что приводит к гипогликемии его организма.
Введение искусственного красителя (например, в Фанту) можно обнаружить следующим методом, основанным на изменении рН среды путем добавления любого щелочного раствора (аммиака, соды и даже мыльного раствора) в объеме, превышающем объем напитка. При изменении рН среды натуральные красители красного, синего, фиолетового цветов (антоцианы) меняют окраску: красный на грязно-синий, синий и фиолетовый на красный и бурый. Напитки желтого, оранжевого и зеленого цветов после добавления щелочного раствора необходимо прокипятить [2].
Натуральные красящие вещества (каротин, каратиноиды, хлорофилл) разрушаются, и цвет напитка изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются; зеленый становится буро- или темнозеленым. В то же время окраска синтетических красителей в щелочной среде не изменяется.
Напитки, имеющие в названии слово «кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Кола и др.), вырабатываемые в России, практически не содержат экстракта колы и содержат только ароматизаторы, красители и жженые сахара. Поэтому происходит обман покупателя и, прежде всего, его организма.
Напитки на сахарозаменителях предназначены только для больных сахарным диабетом 1 типа, а их рекламируют для употребления всему населению России, что приводит к нарушению углеводного обмена и формированию многих заболеваний у потребителей [2].
Количественная фальсификация безалкогольных напитков (недолив, обмер) - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки или ее объем занижены. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.
Информационная фальсификация безалкогольных напитков - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.
При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются не точно следующие данные:
- наименование товара;
- фирма-изготовитель товара;
- количество товара;
- вводимые пищевые добавки [5].
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
- каким способом изготовлены печатные документы;
- имеются ли подчистки, исправления в документе;
- является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю, и др [5].
Проведение экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения безалкогольных напитков. Кроме того, длительное хранение напитков в бутылках из полиэтилентерефталата приводит к частичному растворению упаковки и появлению на внутренней стороне матовости, по которой и можно судить о длительности их хранения [3].
При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида безалкогольных напитков можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов [3].
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач, а именно: проведен анализ и систематизация теоретического материала идентификации и фальсификации безалкогольных газированных напитков; рассмотрены проблемы о средствах фальсификации и идентификации безалкогольных газированных напитков и методах их обнаружения; исследование проблемы о последствиях фальсификации безалкогольных газированных напитков; проведена работа с нормативными документами, определяющими качество, маркировку, упаковку и хранение безалкогольных газированных напитков; изучены факторы, формирующих потребительские свойства и качество безалкогольных газированных напитков; рассмотрены факторы, сохраняющих качество безалкогольных газированных напитков; проведен анализ показателей качества безалкогольных газированных напитков.
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
1. Идентификация - это отождествление,
установление совпадения чего-либо с чем-либо.
Наиболее сложной экспертизой является
ее проведение с целью определения фальсификации беза
2. При идентификации безалкогольных газированных напитков определяют степень насыщенности диоксидом углерода, в зависимости от которой напиток может быть слабогазированным, среднегазированным или сильногазированным.
3. При ассортиментной фальсификации предоставляется недостоверная информация о групповой принадлежности напитка.
4. Напитки безалкогольные газированные разливают в бутылки по 0,33 и 0,5 мл и герметично укупоривают кронен - пробками . Бутылки с напитками укладывают в ящики из древесины, картона или из полимерных материалов, а также в ящики и корзины металлические.
5. Напитки сухие фасуют массой нетто по 20 г в двойные пакетики; внутренний пакетик может быть изготовлен из пергамента, подпергамента или целлюлозной пленки, внешний - из писчей бумаги с красочной печатью. Маркировка безалкогольных напитков должна содержать все необходимые данные, предусмотренные стандартом, обязательно с указанием даты изготовления и срока хранения. В процессе перевозок и хранения оптимальная температура должна быть 2-12°С [7].
6. Для газированных напитков характерно искусственное насыщение углекислотой до концентрации 0,3-0,6%.
В заключении, нужно отметить, что учитывая приобретенный опыт в данной области, производители безалкогольных напитков постоянно совершенствуют технологические схемы и находят наиболее эффективные и экономически выгодные решения.