Ассортимент фаянсовыхизделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

С Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 51.61 Кб (Скачать файл)

 

 Тема моей курсовой работы – «Ассортимент фаянсовыхизделий». Актуальность исследований в данной области заключается в том,что в последнее время фарфорофаянсовые изделия и изделия из майолики пользуютсярастущим спросом, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, поэтомуизучение фаянсовых изделий представляет не только научный (в рамкахтовароведения), но и практический интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

1.1 История  керамики.

     Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

     Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

      Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура). Однако, найденные в 1993 году горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад. Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно.

      В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение — период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

     Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

     Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

     Древнейшие виды керамики — это разнообразные сосуды, а также пряслица, ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась — наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).

     К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

     Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зелёная, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.

     В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне), весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твёрдой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера.

     Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким её содержанием и твёрдый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.

1.2 Классификация  и  ассортимент  керамических  изделий.

1.2.1 Фарфоровые  изделия.

     Фарфор – это наиболее ценный вид керамики. Он имеет плотный, спекшийся (пористость до 5%, водопоглощение до 1%), белый, в изломе блестящий черепок, который просвечивает в тонких (до 2,5 мм) слоях. Изделия из фарфора покрывают обычно бесцветной прозрачной глазурью. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Декоративные изделия могут быть изготовлены из неглазурованного фарфора. Наносят глазурь на всю поверхность, кроме края полых изделий (чашек) и ножек плоских (тарелок, блюдец). При ударе о край изделия деревянной палочкой фарфор издает продолжительный высокий звук. Наиболее вредные примеси фарфора – Fe2O3 и ТiO2. Для улучшения формовочных свойств в фарфоравую массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.

Разновидностями фарфора являются твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).

     Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудноплавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.

     Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием «бисквита»; но по большей части фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.

Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:

— хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы);

— электротехнический (изоляторы);

— химический фарфор (лабораторная посуда и др.).

     Мягкий фарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурью. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 3 – 5%.

     Мягкий фарфор изготовляют из массы, содержащей повышенное количество полевого шпата и пегматита. Вследствие увеличения стеклообразной части мягкий фарфор имеет повышенную белизну, просвечиваемость, но уступает твердому по прочности, термоустойчивости и стойкости к механическим воздействиям.

     Высокополевошпатные фарфоровые изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и очень тонким черепком, имеет большие декоративные возможности, применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д. Костяной же фарфор содержит до 50% костяной муки. По свойствам он напоминает высокополевошпатный, но имеет большую механическую прочность. Отдельные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.

     Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий фарфор. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает. Французский мягкий фарфор состоит из не вполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, со свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.

1.2.2 Фаянсовые  изделия.

     Фаянс (франц. faience, от названия итальянского города Faenza—Фаэнца, одного из центров керамического производства), вид, керамики, плотные мелкопористые изделия из тонкой керамики, покрытые глазурью. Фаянс также иногда называют керамикой или майоликой.  Однако фаянс и майолика относятся к керамике как части к целому. Поэтому фаянс — это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, температура утильного обжига превышает температуру политого, имеет мелкопористый белый излом. различают мягкий и твердый фарфор.

Существуют различные виды фаянса:

1)  ФАЯНС ИЗВЕСТКОВЫЙ — вид фаянса, содержащего в качестве исходных компонентов, кроме пластичных материалов и кварца, мел или доломит. Отличается невысокой температурой и узким интервалом обжига;

2)   ФАЯНС МЯГКИЙ, который содержит относительно большое количество плавней, вводимых в массу вместе с глинистым веществом;

3)   ФАЯНС ПОЛЕВОШПАТНЫЙ – это вид фаянса, содержащий кроме глинистых и кварца определенное количество полевых шпатов;

4)   ФАЯНС ТВЕРДЫЙ — это фаянс с высокой температурой обжига и хорошими механическими характеристиками.

     Фаянс был известен еще в Древнем Египте. Древнеегипетский фаянс представлял собой зеленовато-голубые керамические изделия, ими- тирующие малахит и бирюзу и выпускавшиеся в Египте и Месопотамии за 4500 лет до н.э; в состав массы египетского фаянса входили кварцевая галька, а также добавки известняка ,соды и медной руды.

     В Древней Греции и Древнем Риме практического совершенства достигли процессы изготовления керамики, но не фаянса. Расписная керамика Древней Греции оказала  огромное влияние на развитие  всего  мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или «ориентализирующий» орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастических существ.

     Разнообразные виды фаянса производили в Китае, начиная с 4-5веков, в 7-13 веках с серо-голубыми и серо-зелеными поливами (см. также Селадон). В Японии с 16 века славились своим совершенством сацумские изделия. В мусульманских странах с 12 века получила распространение изобретенная в Иране в10-12 веках мелкопористая фарфорообразная масса, в Средней Азии, известная под названием «кашин». Особой ценностью обладали иранские изделия с росписью цветными эмалями минаи и люстром по кремовой, бирюзовой, ультрамариновой глазури. Центрами изготовления этих изделия стали древнеперсидские города Рей, Кашан.

     Фаянс —  это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины ,кварц и различные добавки. в отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, температура утильного обжига превышает температуру политого, имеет мелкопористый белый излом. различают мягкий и твердый фарфор.

     Ассортимент фаянсовой посуды уже, чем фарфоровой и представлен двумя большими группами:

     1)  Столовая посуда: тарелки, блюда, вазы для супа, салатники, миски, блюдца, селедочницы и др.

     2)  Чайная посуда: кружки, масленки, конфетницы, чайники. Эту посуду предлагается как штучной, так и в виде наборов различной комплектации, например: столовые сервизы, наборы для чая, для молока, для салата, для блинов, детские наборы.

1.2.3 Майоликовые  изделия.

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) —разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури.

Для майоликовых изделий характерна разделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и подглазурными красками.

 Ассортимент майоликовых изделий представлен штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки, кофейницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салатницы, медовницы; особенно широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, блинов, салата, яиц, воды, варенья, компота, чая, специй, а также кофейные и детские приборы.

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней.

Информация о работе Ассортимент фаянсовыхизделий