Факторинг и форфейтинг. Отличительные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

В процессе своей деятельности многие предприятия сталкиваются с такими проблемами как: недостаточная капиталовооруженность; растущие риски кредитования; высокая дебиторская задолженность; рост неплатежей; указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
1.Факторинг ……………………………………………………………..5
1.1.Возникновение факторинга …………………………………..5
1.2.Факторинг, его сущность …… ……………………………...5
1.3. Факторинг во внешнеэкономической деятельности ……......8
1.4. Выгоды участников факторингового соглашения..................9
2. Форфейтинг ……………..……………………………….……..…...9
2.1. Возникновение форфейтинга …...…………………………...9
2.2. Форфейтинг, его сущность …………………………………10
2.3. Основные направления развития форфейтинга …………..11
2.3.1. Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы……………………………………………………………………13
2.4. Техника совершения форфейтинговой сделки……………15
2.5. Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей………………………………………………………………………….21
2.6. Основные характеристики форфейтинговых операций….. 24
3. Анализ. Сравнительная характеристика Форфейтинга
и Факторинга……..…………………….………………………....26

Файлы: 1 файл

Копия Форфейтинг и факторинг.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Высшее профессиональное училище №92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: «Коммерческая  деятельность на рынке товара и услуг»

Факторинг и форфейтинг. Отличительные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Подготовила студентка гр. 5-4

                                 Курило Марина

                                                       Преподаватель Маркова Л.М.

 

 

 

Северодонецк 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….………3

1.Факторинг ……………………………………………………………..5

        1.1.Возникновение факторинга …………………………………..5

        1.2.Факторинг, его сущность ……   ……………………………...5

        1.3. Факторинг во внешнеэкономической деятельности ……......8

        1.4. Выгоды участников факторингового соглашения..................9

 
               2. Форфейтинг ……………..……………………………….……..…...9

         2.1. Возникновение форфейтинга …...…………………………...9

         2.2. Форфейтинг, его сущность …………………………………10

         2.3. Основные направления развития форфейтинга …………..11

                     2.3.1. Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые               активы……………………………………………………………………13

         2.4. Техника совершения форфейтинговой сделки……………15

        2.5. Расчет номинальной стоимости форфетируемых         векселей………………………………………………………………………….21

        2.6. Основные характеристики форфейтинговых операций….. 24

 
                  3. Анализ. Сравнительная характеристика Форфейтинга 
                     и Факторинга……..…………………….………………………....26

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе своей деятельности многие предприятия  сталкиваются с  такими проблемами как: недостаточная  капиталовооруженность; растущие риски  кредитования; высокая дебиторская  задолженность; рост неплатежей; указания иностранных клиентов о покупке  товара по открытым счетам. Справиться с этими трудностями, можно прибегнув к одним из самых перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленным к современным процессам развития экономики - факторингу и форфейтингу. 
Основная цель курсовой - сравнить эти два вида кредитования. Для этой цели сначала дадим определения этим операциям.

Форфейтинг (англ. Forfaiting) слово произошло от французского, а forfai — целиком, общей суммой, Форфейтинг — операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Форфейтинг — специфическая форма кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на продавца обязательства. В основном форфейтинговыми ценными бумагами являются простой и переводной вексель.

Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его преимущества форфейтинговых сделок: Форфейтер берет все риски на себя. Существует вторичный рынок форфейтинговых ценных бумаг, где долг можно продать, то есть первый форфейтер продает, появляется 2-ой, 3-й и т.д. Долг можно дробить и каждую часть долга можно оформить отдельным векселем, это удобно, при возникновении потребности финансовых ресурсов, в соответствии с ее величиной продать не весь долг, а только его часть.

Факторинг — финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:

незамедлительного получения  большей части платежа;

гарантии полного погашения  задолженности;

снижения расходов по ведению счетов.

Факторинг — есть комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.

Факторинг - это покупка  банком или специализированной компанией  денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

Факторинговые операции подразделяются на: внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся  в одной стране, и международные, если какая-либо из трех сторон находится  в другом государстве; открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, и закрытые (конфиденциальные); с правом регресса, т. е. с правом требования к поставщику вернуть оплаченную сумму или оплатить непогашенную задолженность, и без права регресса; с кредитованием поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате. Форфетирование - это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без оборота на любого предыдущего должника.

Факторинговые операции применяются для финансирования поставок потребительских товаров со сроком кредитования от 90 до 180 дней, а форфетирование - со сроком кредитования от 6 месяцев до 6 лет.

Применительно к вексельному  обращению факторинговая (форфейтинговая) операция схожа с учетом векселей банками, но она имеет и ряд отличий. Если при получении вексельного кредита, векселя использовались в качестве гарантии ссуды, то фактор практически покупает их. Риск потерь из-за неоплаты требований должником страхуется факторинговой компанией, взимающей за эту операцию комиссию. Поставщик же несет до конца только ответственность за дефекты поставляемого оборудования и за правильность указываемых в счет-фактуре сумм.

Векселя передаются фактору  или форфетору путем индоссамента с включением оговорки «без оборота». Но если в простом векселе индоссант путем этой оговорки освобождается от любого обязательства по нему, то в переводном векселедатель не может снять с себя ответственность за его неоплату. В последнем случае трассант обычно удовлетворяется письменным обязательством форфетора или фактора не предпринимать против него действий в случае неплатежа. С учетом возникновения дополнительных проблем на практике чаще всего применяются простые векселя. При форфейтинге из-за большого срока кредита он разбивается на части, оформленные отдельными векселями обычно на срок около 6 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

1. Факторинг.

1.1. Возникновение факторинга.

Первоначально факторинг, известный еще с XVI— XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременность получения средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности для поставщиков приобрела первостепенное значение.

 

1.2. Факторинг, его сущность.

Как уже отмечалось выше, одним из наиболее перспективных видов банковских услуг является факторинг - рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского - посредник, агент.

Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу  товаров и услуг с последующим  получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях.

Другими словами, факторинг  является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма- посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и  зачислять на его счет причитающиеся  ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). 
              Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

В законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено предприятием-клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Обязательства финансового  агента могут включать ведение для  клиента бухгалтерского учета, а  также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

Предметом уступки, под  которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом, таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения.

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа  за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения  оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования  в форме предварительной оплаты  долговых требований;

2) ведение бухгалтерского  учета поставщика, прежде всего  учета реализации;

3) инкассирование его  задолженности;

4) страхование поставщика  от кредитного риска. Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый  отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости от фактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных  для них источников кредитования.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к  категории малого или среднего, может  воспользоваться услугами факторинговой  компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат: 
- предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; 
- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; 
- строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; 
- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки; 
- предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что  в указанных случаях факторинговой  компании достаточно трудно оценить  кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

Информация о работе Факторинг и форфейтинг. Отличительные особенности