Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 13:14, курсовая работа
Мировая торговля является наиболее распространенной формой мировых хозяйственных связей. Значительный интерес представляет изучение, как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене. Сертификация теоретических причин существования мировой торговли стала появляться гораздо позже появления международного обмена товарами и услугами. Сегодня мы можем говорить о двух основных подходах к трактовке причин возникновения и развития мировой торговли: концепция сравнительных преимуществ и теории "жизненного цикла продукта".
Международная торговля является формой связи между производителями из разных стран, основанных на общей международной деятельности в области разделения труда, и выразивших свою общую экономическую зависимость.
Типичные нарушения в области внешней торговли вызваны политической, экономической и социальной нестабильностью. В условиях сохраняющегося дисбаланса внутренних и мировых цен продолжаются крупномасштабные хищения, незаконные сделки, контрабандный вывоз стратегического сырья.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и место международной торговли в системе международных экономических отношений……………………………………………………...4
1.1 Состояние и особенности современной мировой торговли……….……..4
1.2 Основные концепции и структура международной торговли…………...6
1.3 Тенденции товарной и географической структуры мировой
торговли……………………………………………………………………….…..7
Глава 2. Экономика России в мировой торговле за ХХ и начало
ХХI века…………………………………………………………………….…….11
2.1 Объём и динамика внешней торговли России………………………….….11
2.2 Товарная структура внешней торговли……………………………..….….13
Глава 3. Динамика внешней торговли России………………………….……...15
3.1 Анализ экспорта и импорта Российской Федерации за 2013 года….…....15
3.2 Торговля со странами СНГ в первой половине в 2012 - 2013 года…….16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………….19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное учреждение высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»
Кафедра Таможенного Дела
Курсовая работа
по дисциплине Торгово-экономические отношения России
на тему «Географическая и товарная структура внешней торговли России, её изменения в конце XX - начале XXI века»
Выполнила студентка 2 курса,
ФЭТТ-23
дневной формы обучения
специальности Таможенное Дело
Толкачева
Татьяна Витальевна
Научный руководитель
Журонов Алексей Сергеевич
кандидат экономических наук, доцент
Москва 2015г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Роль и место международной торговли
в системе международных экономических
отношений…………………………………………………….
1.1 Состояние и особенности современной мировой торговли……….……..4
1.2 Основные концепции и структура международной торговли…………...6
1.3 Тенденции товарной и географической структуры мировой
торговли…………………………………………………………
Глава 2. Экономика России в мировой торговле за ХХ и начало
ХХI века……………………………………………………………………
2.1 Объём и динамика внешней торговли России………………………….….11
2.2 Товарная структура внешней торговли……………………………..….….13
Глава 3. Динамика внешней торговли России………………………….……...15
3.1 Анализ экспорта и импорта Российской Федерации за 2013 года….…....15
3.2 Торговля со странами СНГ в первой половине в 2012 - 2013 года…….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….19
Приложение……………………………………………………
Мировая торговля является наиболее распространенной формой мировых хозяйственных связей. Значительный интерес представляет изучение, как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене. Сертификация теоретических причин существования мировой торговли стала появляться гораздо позже появления международного обмена товарами и услугами. Сегодня мы можем говорить о двух основных подходах к трактовке причин возникновения и развития мировой торговли: концепция сравнительных преимуществ и теории "жизненного цикла продукта".
Международная торговля является формой связи между производителями из разных стран, основанных на общей международной деятельности в области разделения труда, и выразивших свою общую экономическую зависимость.
Типичные нарушения в области внешней торговли вызваны политической, экономической и социальной нестабильностью. В условиях сохраняющегося дисбаланса внутренних и мировых цен продолжаются крупномасштабные хищения, незаконные сделки, контрабандный вывоз стратегического сырья.
Предметом работы является анализ динамики внешней торговли России за ХХ и начало ХХI века.
Объектом работы является внешняя торговля России за последние годы.
Целью работы является анализ динамики внешнеторгового оборота России за ХХ и начало ХХI века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Степень изученности темы. Динамика внешней торговли России рассматривались следующими авторами: Быркова Е, Буданов А, Краснов Л.
Глава 1. Роль и место международной торговли в системе международных экономических отношений
Основные понятия сравнительных преимуществ определил А. Смит. Он сформулировал идею о существовании абсолютных стоимостных преимуществ в производстве товаров в той или иной стране.
Д. Рикардо развил идею А. Смита. Он, признавая существование абсолютных преимуществ, доказал наличие ещё и относительных преимуществ в затратах на производство товаров в тех или иных странах.
В 20-30-х годах XX века, принцип сравнительных преимуществ превращается в понятие "относительного изобилия одного из факторов производства". Существуют две страны. В одной стране большая обеспеченность трудом, в другой - капиталом. Отсюда первая страна обладает преимуществами в производстве трудоёмких, а вторая - в производстве капиталоёмких товаров.
Теория "жизненного цикла продукта", объясняющая развитие современной международной торговли, появилась во второй половине 60-х годов XX века. В этой теории выделяют три фазы коммерческого производства, составляющие "жизненный цикл продукта": внедрение нового продукта в производство; организация массового производства; зрелость производства.
На стадии внедрения нового продукта и поиска варианта перехода к его крупносерийному выпуску. Главным здесь является уровень развития научно-технической базы и наличие высококвалифицированных кадров. Капитал по возможности занимает последнее место, так как на этой стадии организуется лишь мелкосерийное производство.
На этапе организации массового производства главную роль играют капитал и труд по управлению. Здесь необходимо строительство или перепрофилирование крупных производств и организация эффективного совместного функционирования больших масс труда и капитала.
Для зрелости производства продукта характерен массовый выпуск продукта на неизменной технической основе. На первый план выходит не квалифицированный труд и сохраняет свои позиции капитал. Значение труда ученых, инженеров падает.
Из этих рассуждений делается вывод: каждая страна должна специализироваться на одной из фаз "жизненного цикла продукта". Наиболее развитые страны - на первой фазе, среднеразвитые - на второй, слаборазвитые - на третьей. Глобализация современного мирового хозяйства как раз и демонстрирует эту закономерность, выраженную в тенденции "деиндустриализации" развитых стран.
На практике большинство товаров и услуг, производимых в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.
Отмеченное деление товаров и услуг влияет на структурные сдвиги в экономике, происходящие под воздействием участия страны в международной торговле. Это обусловлено тем, что спрос на неторгующие товары и услуги может быть удовлетворён только за счёт внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги - также за счёт импорта.
1.3 Тенденции товарной и географической структуры мировой торговли
Международная торговля (МТ) - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применяется только к определенной стране.
Международную или внешнюю торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.
Общий объем международной торговли (товарооборот) подразделяется на стоимостной и физический объем. Стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Ток - как правило, выражается в долларах США, в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара относительно других валют. Реальный - это номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.
Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.