Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 13:14, курсовая работа
Мировая торговля является наиболее распространенной формой мировых хозяйственных связей. Значительный интерес представляет изучение, как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене. Сертификация теоретических причин существования мировой торговли стала появляться гораздо позже появления международного обмена товарами и услугами. Сегодня мы можем говорить о двух основных подходах к трактовке причин возникновения и развития мировой торговли: концепция сравнительных преимуществ и теории "жизненного цикла продукта".
Международная торговля является формой связи между производителями из разных стран, основанных на общей международной деятельности в области разделения труда, и выразивших свою общую экономическую зависимость.
Типичные нарушения в области внешней торговли вызваны политической, экономической и социальной нестабильностью. В условиях сохраняющегося дисбаланса внутренних и мировых цен продолжаются крупномасштабные хищения, незаконные сделки, контрабандный вывоз стратегического сырья.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и место международной торговли в системе международных экономических отношений……………………………………………………...4
1.1 Состояние и особенности современной мировой торговли……….……..4
1.2 Основные концепции и структура международной торговли…………...6
1.3 Тенденции товарной и географической структуры мировой
торговли……………………………………………………………………….…..7
Глава 2. Экономика России в мировой торговле за ХХ и начало
ХХI века…………………………………………………………………….…….11
2.1 Объём и динамика внешней торговли России………………………….….11
2.2 Товарная структура внешней торговли……………………………..….….13
Глава 3. Динамика внешней торговли России………………………….……...15
3.1 Анализ экспорта и импорта Российской Федерации за 2013 года….…....15
3.2 Торговля со странами СНГ в первой половине в 2012 - 2013 года…….16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………….19
Эти показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления.
Структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов продукции, продуктов производства и потребления, очень большое количество промежуточных продуктов и более 600 видов услуг).
Характеризуется:
1. Снижение доли сырья и минерального топлива (конец 90-х, на 40%, а в 2000-х - 12%. Экспорт сырья - на индустриальные страны -60,5%, развивающиеся страны - 33,4%, страны с переходной экономикой - 6.1%. Развитых стран как импортеров и экспортеров сырья в мире).
2. Диверсификация потока товаров - широкий ассортимент товаров (Германия - 180 позиций, США, Великобритании, ФРГ - 175 позиций, Япония - менее 160 позиций).
3. Высокий удельный вес готовой продукции - (80% торговли в мире, 40% машино-технической продукции, из которых: развитые страны: экспорт - 77%, импорт - 70%; развивающиеся страны: экспорт - 22%, импорта - 28%).
4. Снижение удельного веса продовольствия (аграрный сектор): больших экспортеров продуктов питания в развитых странах, более 60%. - увеличение доли торговли текстилем и одеждой (развивающиеся страны (экспорт): текстиль - 48,3%, одежды - 60%; в развитых странах (экспорт): текстиль - 49,3%, одежда - 35,4%).
5. Повышается "китайский фактор" в международной торговле, быстро растет торгово-экономический потенциал Индии, более значимыми становятся страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).
Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Территориальная географическая структура - данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, или группе.
Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитых странах - 70-75% международной торговли, в развивающихся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).
Географическая конфигурация международной торговли (менее 70% от экспорта):
Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Японии и менее 60% экспорта и импорта; "Большой семерки" 50% от оборота). В середине 90-х годов, лидером в Западной Германии, США, Японии. В 2000, США занимают 1-е место.
В развивающихся странах (тенденции роста в международной торговле) 90-е, - 22 %, 2000-e. - 32 %.
Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю. Корея, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).
Десять мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.
Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары.
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в нынешний цикл производства.
Позиция на мировом рынке экспортеров из Азии растет в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары народного потребления), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства. С 2001 года до 2007 года, доля ЕС в рыночном товарообороте снизилась с 44% до 36% в различных позициях, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона увеличилась с 38 % до 42 %. В международной торговле значительно выросла роль Китая.
Организационная географическая структура - данные о международной торговле между странами, которые принадлежат к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу, или по другим критериям (например, страны-экспортеры нефти ОПЕК).
Субъектами международной торговли являются: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.
Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека - товары и услуги.
В зависимости от объекта международной торговли выделяют две формы:
1. Международная торговля товарами (МТТ) - это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную зависимость экономики;
2. Международная торговля услугами (UTM) - это особая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями из разных стран.
Международная торговля товарами является первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние следующие факторы:
Увеличение внешней торговли, сложившейся в сравнении с общим темпом экономического развития стран (например, с 2000 по 2005 год ВВП США вырос на 31,4%, а экспорт - на 48,8%, импорт - на 50,5%; ВВП Япония выросла на 13,2% экспорт - 53,1%, импорт - на 37,1%).
Решающее влияние на развитие международной торговли оказывают факторы: действующие в сфере производства, структурные изменения и циклические колебания в мировой экономике.
Увеличение экспортных квот, показывает расширение участия стран в мировой экономике, так, как экспортные квоты показывают, какой процент от общего объема производства продается на мировом рынке. В некоторых странах этот показатель превышает меру (17%) - например, Германия, Франция, Великобритания. Сказалось растущее влияние на национальную экономику на мировом рынке процессов: увеличения интернационализации хозяйственной жизни, и тенденции к увеличению квоты на импорт.
Существенные изменения в географической структуре внешней торговли произошли под воздействием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Основная роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.
В группе развивающихся стран также подчеркивают неравномерность степени участия в международной торговле товарами. Уменьшение международной торговли товарами на Ближнем Востоке, в связи с нестабильностью цен на нефть и усиления противоречий между странами ОПЕК. Нестабильная ситуация внешней торговли многих африканских странах в группе менее развитых. Южная Африка обеспечивает треть экспорта Африки. Недостаточная устойчивость и ситуация в Латинской Америке, провели свою первую ориентацию на экспорт (2/3 экспортных доходов им приносят товары). Увеличение доли азиатских стран в международной торговле обеспечивается высокими темпами экономического роста (в среднем 6% в год), и переориентация экспорта готовой продукции (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле товарами, предлагаемыми NIS Юго-Восточной Азии и Китая.
Расширение торговли в развивающихся странах, которые в настоящее время растут быстрее, чем среди промышленно развитых стран. Увеличение торговли между развивающимися и промышленно развитыми странами, а также между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Юго-Восточная Азия стала главным торговым партнером для США, Японии и Западной Европа. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы. Доля стран в мировом экспорте:
Согласно статистическим данным МВФ крупнейшие экспортеры (более 100 млрд. долларов в год): США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия (Люксембург), Китай , Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.
Основной поток международной торговли в развитых странах - 55%; 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами; 7% - между развивающимися странами; 5% - между СПЭ и всеми другими странами.
1. Включение экономики России в мировую экономику происходит по энергосырьевому варианту. Причем в последние годы XX века на мировой рынок уходило около 40% добываемой в России нефти, более 33 % газа и примерно 25% леса. |
2. Возникла устойчивая зависимость российского рынка от импорта промышленных и продовольственных товаров. Так, российский рынок полностью оккупирован импортными телевизорами, видеотехникой, холодильниками, компьютерами и многими другими товарами. Тревожна сложившаяся устойчивая зависимость от импорта продовольственных товаров. Так, импортированное мясо покрывает до 60% внутреннего спроса, сливочное масло - до 50%, масло растительное - 30%. |