Использование штрих кода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
Глава1. Теоретическая часть. Использование штрих кода…………………..3
1.1. Понятие и использование штриховых кодов…………………………….3
1.2. Виды штриховых кодов……………………………………………………6
1.3. Методы кодирования………………………………………………………9
1.4. Нанесение и считывание штриховых кодов……………………………..13
Глава 2. Практическая часть. На примере торговой организации…………..30
2.1. Характеристика предприятия и используемая система штриховых кодов…………………………………………………………………………….30
2.2. Фальсификация штрих кодов и способы борьбы………………………..33
2.3. Эффективность применения штрих кодов……………………………… 35
2.4. Основной вид штрих кода встречаемых в магазине, способ его определения……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….38
Использованная литература…………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая использование штрих кода.docx

— 990.72 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..2

Глава1. Теоретическая часть. Использование штрих кода…………………..3

1.1. Понятие и использование  штриховых кодов…………………………….3

1.2. Виды штриховых кодов……………………………………………………6

1.3. Методы кодирования………………………………………………………9

1.4. Нанесение и считывание  штриховых кодов……………………………..13

Глава 2. Практическая часть. На примере торговой организации…………..30

2.1. Характеристика предприятия  и используемая система штриховых кодов…………………………………………………………………………….30

2.2. Фальсификация штрих  кодов и способы борьбы………………………..33

2.3. Эффективность применения штрих кодов……………………………… 35

2.4. Основной вид штрих кода встречаемых в магазине, способ его определения……………………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………….38

Использованная литература…………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных  с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

В последние  года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации  процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Штриховой код – чередование темных и  светлых полос разной ширины и  их сочетания, иногда к ним добавляются  цифры.

Скорость  ввода штрихового кода по сравнению  со скоростью вводы символов возрастает в 1,5 – 2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.

Сейчас  в зарубежных странах товары массового  спроса снабжены штриховыми кодами, которые  идентифицируют каждый товар. Штриховой  код становится неотъемлемым элементом  маркировки товаров. В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной  только в том случае, если она  охватывает не менее 85% товаров.

Правительством  России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая  внедрение системы штрихового кодирования  в торговли, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного  хозяйства.

 

 

 

Глава1. Теоретическая часть. Использование штрих кода

1.1. Понятие и использование  штриховых кодов

 

В свое время перед оптовыми торговцами и производителями встала задача: товаров много (например, средний  универмаг оперирует с десятью  тысячами наименований) и к каждому - длинный сертификат, в котором  расписано, где он сделан, на какой  фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. Поэтому было решено всю  эту информацию «записывать» в виде штрих - кодов, которые потом считываются  специальным лазерным кассовым аппаратом, что позволило значительно облегчить  складские операции. 

Эту удобную технологию, по которой теперь работает весь мир, придумал американский инженер Давид  Коллинз в конце 50-х годов. Он трудился на железной дороге и занимался сортировкой  вагонов, отслеживая их номера и путь назначения. Тяжелая рутинная работа заставила Коллинза найти простое  решение: освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы облегчить задачу, он предложил  записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом. Шифровка состояла из красных и синих  полос, которые располагались на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра. Позже молодой изобретатель усовершенствовал технологию штрих - кодирования  и поделился ей со всем миром.

Машиночитаемый штриховой  код (bar-code) — это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.

Существуют различные  способы кодирования информации, в зависимости от  отрасли используют различные символики, в свою очередь эти штрих коды подразделяются на линейные и двухмерные.

Исторически сложилось так, что в торговле наиболее часто  используется код EAN / UPC. Первоначально  была разработана американская система UPC, содержащая в себе для кодировки  товара 12 цифр, и она обрела такую  популярность, что на неё обратили внимание и Европейские страны. К  сожалению весь диапазон цифр был  занят для кодирования товаров  США и Канады, а товары и фирмы  монопольно регистрировались в США.

Перед разработчиками европейской  кодировки EAN-13 встала серьёзная задача расширить диапазон кодов и сделать независимую от США систему регистрации, обеспечив максимальную совместимость с кодировкой UPC, в результате решения которой был найден способ кодирования 13-ой цифры, первой по счёту (она обычно указывается арабской цифрой слева от штрих кода) с помощью 12 цифровых шаблонов, так же как и в UPC. При этом в кодировке EAN-13 удалось сохранить совместимость, а UPC стал подмножеством кодировки EAN-13 с первой цифрой 0.

Код EAN-13 с точки зрения кодировки товара условно можно разделить на 5 зон:

– Префикс национальной организации GS1 (3 цифры);

– Регистрационный номер производителя товара (4–6 цифр);

– Код товара (3–5 цифр);

– Контрольное число (1 цифра);

– Дополнительное поле (необязательное штрих кодовое поле, иногда там ставится знак «>», «индикатор свободной зоны»).

Префикс национальной организации. В цифровом обозначении штрихкода  первые три цифры (460, см. рисунок) – префикс GS1. Означают код регионального представительства ассоциации GS1 (регистратора), в которой зарегистрировался производитель продукции, и совсем не означает страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта. Ассоциация не запрещает регистрацию предприятия у регистратора другой страны. Хотя большинство предприятий регистрируется в представительстве ассоциации своей страны, это совсем не означает, что продукция произведена именно в этой стране.

Отдельно стоило бы отметить коды с 200 по 299. То есть, все коды, начинающиеся с цифры 2. Это коды для внутреннего  использования предприятиями для  собственных целей. Любое предприятие  любых регионов мира, а также частные  лица могут использовать их как угодно, по своему усмотрению, но исключительно  в своих внутренних целях. Использование  этих кодов за пределами предприятия  запрещено. Внутреннее содержание кодов, начинающихся с 2, может подчиняться  любой логике, которое установило то или иное предприятие для себя (обычно это предприятия розничной  торговли), и может содержать цену или вес товара, или любые другие параметры. Особенно часто эта кодировка  применяется для весового товара. Эти коды может использовать любое предприятие, причём они нигде специально не регистрируются и никак не регулируются сторонними организациями.

Регистрационный номер производителя  товара. Вторая логическая группа цифр – это код предприятия производителя или продавца товара. Обычно он занимает 4–6 цифр, то есть для каждого регионального префикса может быть зарегистрировано от десяти тысяч до миллиона предприятий. Длина этого поля зависит от политики регионального предприятия.

Присвоением штрих-кодов  занимается международная некоммерческая и неправительственная организация  – Ассоциация EAN, созданная в 1977 году.

Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / GS1 Russia как  член GS1 является единственной организацией товарной нумерации – представителем GS1 на территории Российской Федерации. GS1 предоставила ЮНИСКАН / GS1 Russia право использования товарного знака «GS1» в Российской Федерации.

Ассоциация ЮНИСКАН / GS1 Russia – добровольная некоммерческая организация, существующая исключительно на членские взносы её участников. Присвоение номеров GS1 для членов Ассоциации осуществляется бесплатно. Способ получения цифрового кода на продукцию происходит следующим образом:

– Вы вступаете в ассоциацию.

– Присылаете перечень продукции на присвоение штриховых кодов.

– Получаете дополнительную информацию и корректировку Вашего перечня от эксперта.

– Эксперт назначает дату готовности Вашего заказа.

– В назначенный день Вы можете получить цифровой код товара через интернет и факс.

 

1.2. Виды штриховых кодов

 

Автоматический сбор информации основан на использовании штриховых  кодов разных видов, каждый из которых  имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным  контуром — код ITF-14 (рис.1) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.

Рис.1. Код ITF-14

В логистике дополнительно  к другим кодам может применяться код 128 (рис.2). Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т.д.

Рис.2. Код 128

В сфере обращения широкое  применение получил код EAN (рис.3), который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах.

 

Рис.3. Код EAN-13

 

Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии ввиде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода префиксом.

Следующие шесть цифр —  регистрационный номер предприятия  внутри национальной организации. Совокупность кода страны и кода предприятия является уникальной комбинацией цифр, которая  однозначно идентифицирует зарегистрированное предприятие.

Оставшиеся цифры кода предоставляются предприятию для  кодирования своей продукции  по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 999. Таким  образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка  одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав  по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит  ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Код контроля - рассчитывается по следующему алгоритму:

  1. Сложить все цифры, стоящие на чётных позициях кода;
  2. Результат умножить на 3;
  3. Сложить все цифры, стоящие на нечётных позициях кода;
  4. Сложить результаты действий 2 и 3;
  5. Отбрасываем десятки
  6. Код контроля =10- п. 5.

Если полученная после  расчета цифра не совпадает с  контрольной  
цифрой в штрих коде, это значит, что товар произведен незаконно.

Пример:

Дан штрих – код: 4 902520 075178

Необходимо высчитать  контрольную цифру.

  1. 9+2+2+0+5+7=25
  2. 25x3=75
  3. 4+0+5+0+7+1=17
  4. 75+17=92
  5. Отбросить десятки и получим 2
  6. Контрольный код =10-2=8

Цифры совпадают, значит, товар  произведен законно.

Товары, имеющие небольшие  габариты, могут иметь специальный  короткий код, состоящий из 8 цифр - EAN-8 (рис.4.).

 

Рис. 4. EAN-8

 

При выборе вида штрих-кода необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • если есть основания полагать, что та или иная упаковка будет поступать непосредственно в розничную торговлю и может быть в таком виде приобретена покупателем, то необходимо наносить код EAN -13, так как сканеры, установленные в расчетных узлах магазинов, не позволяют считывать код ITF-14;
  • если невозможно обеспечить необходимое качество печати, следует использовать код ITF -14;
  • если размер упаковки не позволяет нанести код ITF-14, следует применять EAN -13 (EAN-8);
  • если кодируется развесной товар (сыр, мясо, масло и т.п.), код ITF-14 следует дополнить шестизначным штриховым кодом, который отражает массу продукта.

Информация о работе Использование штрих кода