Использование штрих кода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
Глава1. Теоретическая часть. Использование штрих кода…………………..3
1.1. Понятие и использование штриховых кодов…………………………….3
1.2. Виды штриховых кодов……………………………………………………6
1.3. Методы кодирования………………………………………………………9
1.4. Нанесение и считывание штриховых кодов……………………………..13
Глава 2. Практическая часть. На примере торговой организации…………..30
2.1. Характеристика предприятия и используемая система штриховых кодов…………………………………………………………………………….30
2.2. Фальсификация штрих кодов и способы борьбы………………………..33
2.3. Эффективность применения штрих кодов……………………………… 35
2.4. Основной вид штрих кода встречаемых в магазине, способ его определения……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….38
Использованная литература…………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая использование штрих кода.docx

— 990.72 Кб (Скачать файл)

Скидки/надбавки могут начисляться  как на позицию, так и на весь чек, а при начислении скидки/надбавки могут объединяться или замещаться. В системе возможен контроль максимальной разрешённой величины скидки, и реализованы  накопительные скидки по дисконтным картам. Схемы скидок, а также  справочники клиентов с дисконтными  картами могут импортироваться  из внешних товароучетных программ.

DKLINK Mobile

Это современная система  автоматизации учета (прослеживаемости) складских и производственных ресурсов компании.

DKLINK Mobile работает с документами,  созданными в информационной  системе магазина. Заказы содержат  спецификацию с плановым количеством  товара. Приёмщик обрабатывает их  на мобильном терминале, сканируя  штрих-коды товаров и проставляя  фактическое количество. Недопоставка, перепоставка и пересортица выявляются  сразу.

Список операций с заказами:

  • Создание приходных и расходных накладных по заказам поставщиков
  • Создание внутренних накладных на межскладские перемещения.

Путем сканирования штрих-кода товара можно узнать наименование, артикул, цену, цену в конкретном магазине (сложная модель цен), остатки на складе.

Мобильные терминалы помогают решить важную задачу – обеспечить совпадение цен на полочных ценниках с ценами на кассах. Отсканировав штрих-код  на товаре или на ценнике, сотрудник  торгового зала может сразу же сравнить цены на ценнике и в кассовой системе и при необходимости  тут же распечатать новый ценник при помощи мобильного принтера.

 

 

2.2. Фальсификация штрих кодов и способы борьбы.

 

Как определить подделку? Раньше можно было узнать фальшивку по низкой цене и плохому качеству. Но теперь появились и высококачественные подделки. Естественно, цены на них  тоже совершенно иные.

Все же подделку определить можно. Для этого  необходимо знание штрих-кода, вернее мы должны уметь  «прочесть» его. Сначала вернемся к  подделкам, то до тех пор, пока на фальшивый  товар имеется спрос, будет и  предложение.

Но в наше время стали  подделывать и сами штрих-коды, поэтому  нужны знания об их расшифровке. Первые три цифры – это страна-производитель  продукта, следующие 4-5 цифры – код  изготовителя товара, затем 5 следующих  – информация о товаре (наименование, свойство, размеры и др.). Последняя  цифра в штрих-коде – контрольная.

Штриховой код одного сообщения  с его цифровыми выражениями  составляет символ кода EAN. Краевые  знаки (удлинённые штрихи) - знаки начала и конца символа; делится символ разделительным знаком.

Отметим, что сканер считывает  цифру, стоящую на 13-ой или 8-ой позиции  не по её отдельному знаку (2 штриха и  пробела), а по комбинации предыдущих знаков, при этом проверяя контрольное  число - последняя цифра, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Полученная цифра должна совпадать с контрольной цифрой штрих-кода, что говорит о подлинности  товара.

Если полученная цифра  не совпадает с контрольной - значит товар произведен незаконно.

Порядок расчёта контрольной  цифры EAN-13:

  1. Складываем цифры, стоящие на чётных позициях кода.
  2. Результат умножает на 3.
  3. Складываем цифры, стоящие на нечётных позициях кода.
  4. Складывает результаты 2-го и 3-го действий.
  5. Контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней высшим числом, кратным 10.

Порядок расчёта контрольной  цифры EAN-8:

  1. Складываем цифры на нечётных позициях.
  2. Результат умножаем на 3.
  3. Складываем цифры на чётных позициях.
  4. Складываем результаты 2-го и 3-го действий.
  5. Контрольная цифра представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней высшим числом, кратным 10.

Рассмотрим пример вычисления контрольной цифры для ЕАН-13 для  следующего штрих кода:

 

 

EAN - 13:

1 - Код страны.

2 - Код изготовителя.

3 - Код товара.

4 - Контрольная цифра.

5 - Знак товара, изготовленного  по лицензии.

1. Сложим цифры, стоящие  на четных местах:

0 + 0 + 7 + 2 + 1 + 0 = 10

2. Полученную сумму умножим  на 3:

10 * 3 = 30

3. Сложим цифры, стоящие  на нечетных местах, кроме контрольной  цифры:

3 + 0 + 3 + 6 + 1 + 2 = 15

4. Сложим полученные в  пунктах 2 и 3 цифры:

30 + 15 = 45

5. Из числа 50 вычесть  полученную в пункте 5 цифру:

50 - 45 = 5

 

Производители не особо усердствуют  в борьбе против распространения  подделок, так как подделка торговой марки вредит самой же марке. К  тому же можно  просто заменить одну букву или дополнить еще один знак в названии раскрученной марки.

 

 

2.3. Эффективность применения  штрих кодов

 

Для управления продажами использование штрих кодов дает возможность не только получить очень подробную и своевременную информацию по ключевым аспектам бизнеса, но и стимулировать и ускорять принятие решений. Часто продаваемые товарные единицы идентифицируются очень быстро, что экономит время продавцам. Так же, они позволяют автоматически создавать новые заказы для склада. С помощью штрих кодов легко собирать данные о сезонном обороте товаров и их жизненном цикле. Работа со штрих кодами радикально ускоряет обработку. Упрощается работа операторов, они освобождаются от поиска товара вручную, от распознавания и ввода товара. Весь процесс заменяется одним движением сканирования штрих-кода и подтверждением этой операции.

             Основной вид встречаемого штрих кода в магазине и способ его оперделения

 

Рассмотрим штрих код  наиболее часто встречающийся в  магазине

 

1. Я считаю, что данный  штрих-код относится к UPC системе  кодировки и причем, это одиннадцатизначный код UPC-А.

2. Мне позволили сделать  такой вывод следующие данные:

  1. Количество цифр кода 11. Причем разделены они в соотношении 1:5:5. Такое число может быть только у UPC.
  2. Группы цифр окаймляются так называемыми защитными штрих-шаблонами. Эти шаблоны содержат штрихи единичной ширины, которые служат для синхронизации сканера штрих кода. Левые и правые защитные шаблоны состоят из 7 штрихов единичной ширины — 4 тёмных и 3 светлого межу ними. Средний защитный шаблон состоит из 5 штрихов — 3 светлых и 2 темных. Всё остальное — цифры. Опять же это присуще коду UPC.

Следовательно, этот штрих-код  является UPC кодом.

3. Достоинства этой системы  кодировки:

- коды UPC легко преобразуются  в EAN-13;

- простота, симметричность  и высокая помехозащищённость, что  обусловлено недостаточно развитой  техникой времён создания этих  кодов;

- код специально разрабатывался  так, чтобы он одинаково просто  считывался как в прямом, так  и обратном направлении (если  товар перевёрнут);

Недостатки:

- теоретический максимум  этого кода 100 миллиардов различных  видов товара (11 цифр). Казалось бы, огромное число. Но теория не  всегда соответствует практике, и нынешняя ситуация такова  что более чем за 30 лет существования  системы, этих кодов оказалось  недостаточно. Это связано с несбалансированным, расточительным их расходованием.  То есть, теоретически система  подразумевала один миллион предприятий,  каждое из которых могло кодировать  до ста тысяч наименований  выпускаемой им продукции;

- можно было зарегистрировать  порядка шестисот тысяч предприятий.  Как оказалось, этого мало;

- EAN-13 нельзя преобразовать в UPC.

4. Расшифруем этот код:

Префикс — 1 цифра – 0. Это  код большинства товаров.

Код предприятия-производителя  — 5 цифр – 77245.

Код товара — 5 цифр – 10120.

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Заключение

 

Наличие штрих кода на упаковке даёт возможность  организовать эффективный контроль за происхождением товаров в любой  из точек, начиная упаковочной линией, кончая складом магазина. Применение штрих кода позволяет значительно  улучшить следующие процессы:

Производителям – сортировку, подсчёт, контроль над запасами, подборку и отгрузку товаров;

Оптовикам – получение  товаров, контроль над запасами, отгрузку, расчёт;

Транспортным службам  – получение товаров, отбор и  отгрузку;

Розничной торговле – получение  товаров, отгрузку со складом и контроль над запасами.

В условиях конкурентной среды  значительная часть информации должна быть оперативной, а также недоступной  для ее использования специально нерегламентированными пользователями. Такую возможность нам дает штриховое  кодирование. Так что же такое  штрих код? Штриховой код –  это графическое изображение  цифр в виде штрихов и пробелов. Он в значительной степени облегчившее  учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение  во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный  европейский код EAN-13

В данной курсовой работе были рассмотрены процессы компьютерного  прослеживания движения товаров  и процесс штриховой идентификации  товаров и продукции. В ходе исследования были решены следующие задачи: определены сущность и значение применения штриховой  идентификации, названы основные виды штриховых кодов и подробно описано  строение и назначение штрихового кода EAN, а также изучены процессы нанесения и считывания штрих-кода с помощью различных устройств. В результате выполненной работы поставленная цель достигнута.

Подводя итог, автор хотел бы назвать преимущества использования штриховой идентификации: уменьшение расходов на ввод данных, на проведение инвентаризации; повышение точности и актуальности данных, снимаемых с контрольно-кассовых узлов; уменьшение количества ошибок при подборе товаров и их отгрузке; увеличение доли информации, вводимой в реальном масштабе времени; повышение точности данных о товарных запасах; увеличение производительности обработки материалов и объема продаж; выявление дефицита продукции; уменьшение резервных запасов и многое другое.

В условиях рыночной экономики, основанной на конкуренции, важное значение для предприятия-производителя приобретает  правильная идентификация его продукции  покупателем. А если покупатель будет  различать и понимать маркировку производителя, он будет покупать его  снова и снова, будет доверять данной марке. Системы штрихового кодирования  сейчас очень важны и нужны  всем участникам товарооборота.

Система штрихового кодирования  помогает снизить количество ошибок при комплектации заказов клиентов, так как комплектовщику нет необходимости  читать маркировку.

Преимущество штрихового кодирования в части «затрат» на операцию существенно увеличивается, если этих операций с товаром производится много в розничном магазине, во всей цепочке поставок.

 Штриховое кодирование  дает возможность точно и быстро  считать информацию о товаре, особенно тех его видах, которые  требуют специального учета и  контроля.

Процесс штрихового кодирования  позволяет выдавать уникальный код  для любого товара, поэтому штрих коды распределяются централизованно.

Штриховое кодирование позволяет  значительно облегчить работу кассиров: скорость занесения данных в терминал увеличивается, а количество совершаемых  при этом ошибок резко снижается. Также уменьшается время обслуживания каждого покупателя примерно на 30%. Таким образом, качество обслуживания покупателей улучшается, а объем продаж стремительно растет.

Система штрих - кодирования  в данный момент проникла во множество  сфер и применяется с большим  успехом везде, где требуется  учет товара, а также там, где требуется  свести к минимуму ошибки от человеческого  фактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Использованная литература

 

  1. И. Ходак. Оборудование для считывания штриховых кодов // Тара и упаковка. – 1991. -№3. –с. 5-6.
  2. Ходак И., Максимова А. Печать штриховых кодов: методы, проблемы, перспективы // Тара и упаковка . –1993.-№3
  3. Internet-проекта Retail.Ru (www.retail.ru)
  4. Книги «Штриховое кодирование в системах обработки информации». (www.barcode.nm.ru)
  5. Левашова Т. Штриховой код для потребительских товаров // Тара и упаковка. –1993. - №3
  6. Аникин, Б.А. Логистика [Текст]: учебник / Б.А Аникин.- М.: «ИНФРА-М»,2006.-368с.
  7. Волгин, В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров [Текст]: практич. пособие / В.В. Волгин.- М.: «Дашков»,2007.- 460с.
  8. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: учебник для высших специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский.- М.: «Дашков», 2003.- 408с.
  9. Ламберт, Д.М. Стратегическое управление логистикой [Текст]: учебник / Д.М.Ламберт, Сток Дж. Р. – М.: «ИНФРА-М»,2005.- 797с.
  10. Линдерс, М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика [Текст]: учебник / М.Р. Линдерс, Фирон Х.Е. - СПб.: ООО «Издат-во Полигон», 1999.-768с.
  11. Миротин, Л. Б. Транспортная логистика [Текст]: учеб. пособие / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Тышбаев.- М.: «Брандес», 1996.
  12. Родников, А. Н. Логистика [Текст]: терминологический словарь / А. Н. Родников.- М.: «Инфра-М», 2000.
  13. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе [Текст]: учебник / В.И.Сергеев.- М.: «ИНФРА-М»,2001.-608с.
  14. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок [Текст]: учебник / Д.Уотерс.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА»,2003.- 503с.
  15. Долбилин А.С. Защита прав потребителей. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. – 160 с.
  16. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «ЮНИТИ», 1998. – 671 с.
  17. Медведев А.М., Ряполов А.Ф. Международная стандартизация и сертификация продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 232с.
  18. Николаева М.А. Средства информации о товарах. – М.: ОАО «Изд-во Экономика», 1997. – 176 с.
  19. Федько В.П. Упаковка и маркировка. – М.: Эксперт-бюро – М.: ПРИОР, 1998. – 240 с.
  20. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. – М.: «Феникс», 1998. – 640 с.
  21. ГОСТ Р 51294. 10-2002 « Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Общие требования к символам линейного штрихового кода и двумерным символам на этикетках для отгрузки, транспортирования и хранения». Система сертификации ГОСТ Р: сборник документов. – М.: Изд-во стандартов, 2002.
  22. Организация EANCODE. – Internet: http://www.eancode.ru
  23. Журнал «Компьютер Пресс», февраль 2009. – http://www.barcoding.ru
  24. Журнал «ММЦ Курск-Москва», №13 от 10.07.2002. – http://www.business press.ru
  25. Торговая сеть «Новэкс». - Internet: http://www.novex-trade.ru

Информация о работе Использование штрих кода