Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:13, реферат
В настоящее время Федеральным законом о качестве и безопасности пищевых продуктов от 2000 года предусмотрены следующие основные этапы контроля за качеством пищевых продуктов:
- регистрация продукта;
- лицензирование деятельности предприятия;
- сертификация продукта;
- государственный надзор и контроль;
- мониторинг качества и безопасности.
Непосредственно экспертиза продуктов осуществляется в основном на стадии сертификации (в зависимости от выбранной схемы сертификации).
Введение
Экспертиза (от фр. espertise, лат. espertus - опытный) - исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и т.д.
Применительно к продуктам пищевой промышленности различают следующие важнейшие группы экспертизы: торговая, товароведная, санитарно-гигиеническая, ветеринарная и экологическая.
Торговая экспертиза - оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе движения товаров. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.
Товароведная экспертиза - оценка потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик. Она осуществляется путем испытаний (измерений), опроса, на основании информации на маркировке или в товарно-сопроводительных документах.
Санитарно-гигиеническая экспертиза - оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.
Ветеринарная экспертиза - оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям. Ветеринарная экспертиза обязательна только для пищевых продуктов животного происхождения.
Экологическая экспертиза - оценка экологических свойств товаров, проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду.
Кроме этого, в рамках товарной и товароведной экспертизы различают качественную и количественную экспертизу. Количественная экспертиза включает определение независимыми экспертами массу товара (нетто), массу упаковки, количество упаковочных единиц, размер товара, его длину и другие подобные характеристики.
В настоящее время Федеральным законом о качестве и безопасности пищевых продуктов от 2000 года предусмотрены следующие основные этапы контроля за качеством пищевых продуктов:
- регистрация продукта;
- лицензирование деятельности предприятия;
- сертификация продукта;
- государственный надзор и контроль;
- мониторинг качества и безопасности.
Непосредственно
экспертиза продуктов осуществляется
в основном на стадии сертификации (в зависимости
от выбранной схемы сертификации).
Анализ ассортимента
и экспертиза качества спиртной продукции
Все напитки в зависимости от содержания спирта подразделяются на алкогольные, содержащие в своем составе спирт, и безалкогольные, не со-держащие спирта. К алкогольным напиткам относятся водки, настойки, ли-керо-водочные изделия, виноградные и плодово-ягодные вина, коньяки.
Водка ассоциируется, главным образом, с Россией, считается нацио-нальным русским напитком.
Водка - это прозрачная, бесцветная жидкость, с характерным водочным ароматом, без посторонних примесей и включений (ГОСТ). Водка представляет собой крепкий алкогольный напиток, получаемый в процессе обработки активным углем водноспиртового раствора (с содержанием этилового спирта 40-56%) и последующей фильтрации.
Этиловый (или винный) спирт - бесцветная прозрачная жидкость, имеющая характерные запах и вкус, легко растворимая в воде в любых коли-чествах. Спирт получают путем сбраживания сусла из злаков, картофеля, свеклы, тростника и другого сырья. Основные компоненты, используемые для приготовления крепких спиртных напитков: этиловый спирт, вода и различные добавки (соки, морсы, сиропы, эссенции, эфирные масла и др.).
Собственно спирт изобрели китайцы, которые делали его из фиников и пальмы. Потом рецепт спирта попал к арабам, а уже от них, в VII в. - в Европу, где он применялся только в качестве лекарственного средства. С помощью спирта человека исцеляли от множества заболеваний.
Хотя споры о том, где именно появилась водка, не утихают по сей день, "патентом" на это изобретение владеет Россия. Причем сегодня об этом заявляют как отечественные историки и производители сорокаградусной, так и авторитетные зарубежные издания. Например, в знаменитой "Британской энциклопедии" говорится, что впервые водка начала производиться в России в XIV веке, и даже название этого напитка происходит от русского слова "вода".
Уже в XV веке в Московском государстве возникает промышленное производство "хлебного вина" (так в ту пору называли водку). Изначально для приготовления напитка применялись спирты различного происхождения, однако позже основным сырьем для их производства стали зерновые культуры - в основном рожь и пшеница. Кстати, по сей день, специалисты считают, что это самое лучшее сырье для производства спирта.
Патент на водку, как смесь спирта и воды в отношении весов 40% и 60%, был взят российским правительством в 1894 году, на основе которого вскоре начал выпускаться сорт водки "Московская особая". По мнению некоторых историков, большую роль в этом сыграла докторская диссертация Д.И. Менделеева "Соединения спирта с водою", в которой показывается не-линейность зависимости плотности спиртоводного раствора от градусности раствора и ошибочность смешивания объемов спирта и воды. В ходе иссле-дований ученый выяснил, что при соединении спирта с водой спирт "сжимает" смесь (поэтому из 1 литра воды и 1 литра спирта никогда не получится 2 литра жидкости). Наибольшее сжатие смеси происходит при взаимном растворении в весовом соотношении 54,12% воды и 45,88% безводного спирта, что в пересчете на объемные доли и составляет 40% об.
Исследование Менделеева оказалось "услышано" российским прави-тельством, которое использовало его в запатентованном рецепте водки, кото-рая должна была иметь крепость 40% об.
Водка является очень известным и популярным продуктом, особенно в Презентей стране. В России потребление водки превышает 15 литров в год на человека. В соответствии со стандартами ЮНЕСКО, это предельно высокая цифра, превышение которой несет угрозу здоровью и развитию личности. Для сравнения, в Финляндии, стране, граждане которой также очень любят выпить, в год на человека приходится 9 литров чистого алкоголя.
Что касается современного состояния производства, то можно сказать, что рынок алкогольной продукции в последние годы отличается стабильным спросом. Его объем составляет около 250 млрд. руб. при уровне производства напитков в стране примерно 110 млрд. руб.
Основные тенденции текущего развития рынка водки обозначились еще в 2006-07 гг. Речь идет о сокращении объема продаж вследствие снижения емкости рынка, о вытеснении с поля мелких игроков крупными, а также об обострении конкурентной борьбы между отечественными и украинскими производителями.
"Инновацией" 2006 года на рынке стало резкое падение объемов про-изводства, причиной которого стал кризис на алкогольном рынке.
По данным аналитической службы Alconews.ru, производство водки и ЛВИ за 7 месяцев 2006 года сократилось на 19% по сравнению с аналогич-ным периодом прошлого года. Первая волна сокращений произошла в начале года, когда производство простаивало в связи с отсутствием марок и вступлением в силу нового федерального закона № ФЗ-102. При этом в последующие месяцы производители наращивали производство, пытаясь восполнить нехватку.
В частности, в июне 2006 года было произведено на 17% больше, чем в июне 2005 года. Однако после 1 июля - "черной субботы" - последовал новый кризис, в результате которого после процедуры перелицензирования уменьшилось количество предприятий. В итоге некоторые из вполне успешных производителей были вынуждены объявить себя банкротами. В первую очередь, это коснулось мелких предприятий, что и стало причиной сокращения производства в июле 2006 на 31%.
Что касается розничной торговли, то продажи водки за 2006-07 гг. со-кратились на 9,3%. Причиной тому опять-таки послужили проблемы с лицен-зированием. За 2008 год было продано почти на 17% водки и ЛВИ меньше, чем в прошлом году. Прежде всего, это обусловлено как сокращением произ-водства, так и проблемами с функционированием ЕГАИС, которые привели к тому, что на полках отсутствовала водочная продукция. Стоит отметить, что по сравнению с вином, дефицит ассортимента водки восполнился сравнительно быстро.
Согласно официальной статистике, несмотря на существенное сокращение производства и импорта, снижение продаж остается на достаточно низком, или приемлемом уровне, что свидетельствует о том, что в рознице имеет место большой процент нелегальной продукции. Это и подделки и продукция со старыми акцизными марками. Резкое увеличение числа отравлений суррогатной, алкогольной продукцией также ясно демонстрирует усиление позиций нелегальных участников рынка.
Выработка напитков в 2005 г. составила 108,9 млрд. руб., в 2006 г. она снизилась до 96,2 млрд. руб, а в 2007 г. увеличилась до 103,6 млрд. руб. В производстве алкогольной продукции преобладают крепкие напитки - водки и ликероводочные изделия, которые составляют 83-85% от общего объема выработки напитков.
В значительной степени это объясняется снижением спроса на зарубежные товары и объективной оценки продукции потребителем не столько по внешней привлекательности, сколько по качеству. Определенную роль в сокращении импорта напитков сыграло и повышение цен на ввозимую продукцию.
Положительным фактором является уменьшение доли крепких напитков в импорте - с 76% в 1995 г. до 20% в 2007 г. Виноградные вина в импорте составляют 63,7% от общего объема закупок алкогольных напитков.
Экспорт алкогольных напитков из года в год снижается, в основном, за счет сокращения поставок в страны СНГ. В 2007 г. экспорт составил всего 1,4 млрд. руб. напитков, что в 2,5 раза меньше, чем в 2005 г. Более 80% экспорта напитков приходится на водки и ликероводочные изделия.
Остается высокий процент неучтенной продукции. По расчетам спе-циалистов объем нелегального производства алкогольных напитков сравнялся с объемами официально учтенной продукции, а по данным Минэкономики России доля нелегальной алкогольной продукции составляет около 70%. Каждый год изымается большое количество поддельной водки и закрываются несколько тысяч подпольных цехов. Все эти факты указывают на присутствие на рынке низкокачественной алкогольной продукции.
Структура потребления алкогольных напитков в стране за последние годы остается крайне неоднородной. Остается высокий процент потребления водки и ликероводочных изделий - 75,9-82,2%. В развитых зарубежных странах доля этих напитков составляет не более 25-40%, а преобладает потребление виноградных вин.
Состояние товарного рынка определяется также ценовым индикатором. Цены на алкогольные напитки за период 2004-2008 гг. выросли в 1,4-2,1 раза. Наибольший рост цен произошел на коньяк отечественного производства и стран СНГ (213%), наименьший - на шампанские и игристые вина (143%). В целом, рынок алкогольной продукции России характеризуется уменьшением доли импорта, укреплением конкуренции отечественных напитков, достаточно высоким процентом нелегального оборота и нерациональной структурой потребления.
Таким
образом, тема данной работы - "Ассортимент
и качество водок, реализуемых в магазине
"Презент"" - является актуальной
и значимой.
Список литературы
1.
Федеральный закон РФ "О качестве и
безопасности пищевых продуктов" от
02.01.2000 г. №29-ФЗ //Консультант-Плюс.
2.
Федеральный закон "О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" №171-ФЗ от 22.11.1995 г. (с изменениями
от 31.12.2005 г.) //Консультант-Плюс.
3.
Водки и водки особые. Общие технические
условия. ГОСТ 51355-99. - М.: Изд-во стандартов,
2000.
4.
Водки и водки особые. Правила приемки
и методы анализа. ГОСТ Р 52472-2005. - М.: Изд-во
стандартов, 2006.
5.
Водка и спирт этиловый из пищевого сырья.
Газохроматографический метод определения
подлинности. ГОСТ Р 51786-2001. - М.: Изд-во стандартов,
2002.
6.
Водки и водки особые. Спектрально-люминесцентный
метод определе-ния подлинности. Р 50.1.036-2002.
- М.: Изд-во стандартов, 2003.