Конкурентоспособность товаров и способы ее оценки Понятие о техническом регламенте. Их разновидности и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Файлы: 1 файл

Товароведение.docx

— 173.32 Кб (Скачать файл)

  1.  Понятие конкурентоспособности товара и способы ее оценки. Роль позиционирования в обеспечении конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Конкурентоспособность (КСП) - способность предприятия обеспечить лучшее предложение по сравнению с товарами основных конкурентов.

Изучение конкурентоспособности  реализуемого на рынке нашего товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить  момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге мы сможем вовремя  принять то или иное оптимальное  решение: снять ли изделие с производства, модернизировать ли его, перевести  ли на другой рынок и т.д. Ведь выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности  своей конкурентоспособности, нецелесообразен  с экономической точки зрения.

Конкурентоспособность продукции  состоит из следующих элементов:

1. Ценовая конкурентоспособность  продукции

    1. Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов (с ценами аналогичной продукции и с ценами товаров-субститов)
    2. Действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов
    3. Привлекательность для потребителей системы скидок (наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии; от условий оплаты сделок; отпотенциальных возможностей, связанных со сделкой).

2. Качество продукции

    1. Технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации).
    2. Наличие дополнительной пользы (наличие дополнительных функций; удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией).
    3. Престижность продукции

3. Конкурентоспособность  систем сбыта, рекламы и обслуживания

    1. Удобство для потребителей системы сбыта
    2. Эффективность рекламы
    3. Удобство и надежность систем обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, постгарантийного, сервисного обслуживания).
    4. Эффективность системы работы с общественностью.

Следует учесть, что при  анализе КСП для конкретной ситуации некоторые из предложенных элементов  могут быть исключены и, наоборот, степень детализации исходного понятия может быть увеличена.

В общем виде, эмпирическая формула конкурентоспособности  товара имеет вид:

конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание

Конкурентоспособность товара - понятие относительное, реальная конкурентоспособность  оценивается только на рынке при  сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи  и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

Сравнительная оценка конкурентоспособности  предприятий

Этот анализ дает возможность  оценить сравнительную силу предприятия  и его ближайших конкурентов.

Оценка возможностей фирмы  позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности. По каждой оси  для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест. 

 

Позиционирование - действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке. Позиционирование - система определения места нового товара на рынке в ряду других товаров, уже находящихся там, с учетом характера восприятия всех товаров-конкурентов потребителями.

Прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, фирме необходимо определить позиции  всех имеющихся товаров-конкурентов.

Строится схема позиционирования товаров конкурентов и схема  потребительских предпочтений, и  они накладываются друг на друга. (Семантический дифференциал (для  оценки товаров). Необходимо попросить  оценить товар экспертов (объективный  семантический дифференциал) и потребителей (субъективный семантический дифференциал) и сравнить полученные результаты (иногда необходимо изменить только образ товара в глазах потребителей).)

Далее можно выбрать два  направления позиционирования:

  • Позиционировать себя с одним из действующих конкурентов и приступить к действиям за долю рынка. Предприятие может осознанно пойти на это исходя из следующего: 1) оно может создать более конкурентоспособный товар, чем конкурент; 2) рынок достаточно емкий, чтобы вместить несколько конкурентов; 3) предприятие располагает более значительными, чем у конкурента, ресурсами и/или 4) избранная позиция наиболее полно отвечает конкурентным возможностям предприятия.
  • Создать изделие, не имеющее аналогов на рынке, что позволит предприятию «завоевать» потребителя в отсутствии конкуренции. Однако до того как принять такое решение, руководство предприятия должно убедиться в наличии: а) технических возможностей создания уникального продукта; б) экономических возможностей создания и производства в границах обоснованного уровня цен; в) достаточного числа потенциальных покупателей, предпочитающих такого рода продукт. Положительный ответ на эти условия означает, что производитель нашел перспективную «нишу» на рынке и готов принять соответствующие меры по ее заполнению.

Решение о точном позиционировании позволит фирме приступить к следующему шагу, а именно к детальному планированию комплекса маркетинга.

Конкурентоспособность. Определение  конкурентоспособности товара (комплексная  характеристика)

Факторы которые выделяют – технические , экономические, о  жестких и мягких экономических  параметрах и экономических индексах.

Удельный полезный эффект

Коэффициент привлекательности

Показатели конкурентоспособности  продукта.

Конкурентоспособность товара - комплексная характеристика, его  возможности и вероятности быть проданными на рынке в определенные сроки при наличии на рынке  аналогичных товаров-конкурентов.

К факторам конкурентоспособности  можно отнести:

  1. Технические - мощность, долговечность, дизайн
  2. Экономические - цена на рынке, стоимость эксплуатации
  3. Экологические - чистота и ее потребления.
  4. Организационные - условия и сроки поставки, условия гарантийного обслуживания, послереализационное обслуживание

Конкурентоспособность зависит  от набора потребительских параметров и различают:

  1. Жесткие потребительские параметры, которые соответствуют строго регламентируемым стандартам.
  2. Мягкие потребительские параметры, которые отражают эстетические и психологические свойства товара.

 

 Процентное отношение фактических  потребительских параметров к эталонной  величине над параметрическим индексом.

Жесткий параметрический  индекс

Мягкий параметрический  индекс 

Все фактические параметры  различаются по степени важности для потребителя, поэтому для  расчета сводного параметрического индекса каждому частному индексу  присваивается определенный вес (коэффициент  значимости), определенный экспертным путем.

  1. Удельный полезный эффект (для средств производства) 
  2. Коэффициент привлекательности товара 

3. Оценка перспективности  продукта (выдвигаются критерии  перспективности продукта:

    • потенциал рынка данного продукта
    • возможности модификации
    • полезные свойства, привлекающие потребителей

Для каждого критерия вводится рейтинги от 0-1, экспертным путем определяется вес каждого критерия.

 

 

  1. Понятие о техническом регламенте. Их разновидности и виды.

 

 

 Согласно статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который  принят международным договором  Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, или федеральным  законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства  Российской Федерации и устанавливает  обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том  числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие технических  регламентов направлено на защиту граждан  и их имущества, живой природы, а  также на предупреждение неправильных действий, которые могут привести к нежелательным последствиям для  пользователей продукции.

Согласно п. 2 статьи 6 технические регламенты включают только те требования, которые обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических  регламентов в каких-либо иных целях  попросту не допускается. Соблюдение прочих технических норм, напрямую не связанных  с упомянутыми в статье закона вопросами, становится факультативными  делом.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые  требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических вопросов. В  узком смысле безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с  возможностью нанесения ущерба, в  широком – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования технических  регламентов не должны быть завышенными  по отношению к тем, которые надлежащим образом обеспечивают защиту жизни  и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это  может обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению  предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов  вполне могут возникнуть решения, которые  поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного  права. Наши законы должны защищать, а  не разорять отечественных предпринимателей.

В техническом регламенте должны быть перечислены все те объекты, на которые он распространяется. К  таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом регламенте должны быть прописаны правила идентификации  объектов, т. е. правила признания  тождественности реального объекта  тем его характеристикам, которые  содержатся в техническом регламенте, и признаки его опознания. Кроме  того, технический регламент может  содержать следующие данные:

- правила и формы  оценки соответствия;

- схемы подтверждения  соответствия;

- предельные сроки  оценки соответствия в отношении  каждого объекта технического  регулирования;

- терминологию, в  которой дается определение терминам, специфических для данного технического  регламента;

- требования к  упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикеткам и  правилам их нанесения.

Очевидно, технический  регламент будет противодействовать введению в заблуждение покупателя товаров. Для этого необходимо разработать  и принять на уровне Федерального закона технический регламент о  порядке доведения сведений о  товарах до потребителей с помощью  маркировки и оформления этикеток. Сегодня информация, наносимая на товары и включаемая в сопроводительную документацию, зачастую оказывается  недостоверной, в результате чего получается неправильное представление о реальном качестве предлагаемой продукции. Когда  установятся единые строгие правила, это позволит в значительной мере лишить недобросовестных товаропроизводителей и продавцов возможности безнаказанно заимствовать для обозначения собственной  продукции наименования известных  изделий существенно иного качества, приписывать полезные свойства предметам, которые на самом деле ими не обладают, придавать продукции оформление, вводящее потребителя в заблуждение.

В техническом регламенте должны содержаться требования только к характеристикам объектов, но не к конструкции, технологии и методам  их разработки, с помощью которых  эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни  и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни  и здоровья животных.

Технический регламент  может содержать специальные  требования к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или  этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются  в зависимости от того, в каких  географических и климатических  зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических  особенностей. К таким требованиям  могут быть отнесены, в частности, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Информация о работе Конкурентоспособность товаров и способы ее оценки Понятие о техническом регламенте. Их разновидности и виды