Контрольная работа по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

Видовой ассортимент - набор товаров  различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный  ассортимент.

Рациональный ассортимент - набор  товаров, наиболее полно удовлетворяющий  реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и  технологии.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности  с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных  затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент - набор  товаров, который должен будет удовлетворять  предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для  достижения обучающих целей.

Под ассортиментом предприятия  понимается состав и соотношение  отдельных видов изделий в  объеме выпуска продукции предприятия, т. е. набор разновидности продукции  определенного вида и наименования, различающихся между собой по количеству или размерам, внешней  отделке или другим признакам.

Так, ассортимент предприятия могут  составлять изделия мужской верхней  одежды - пальто различных моделей  и для различных сезонов, полупальто, плащи, костюмы, брюки мужские и  детские и т. д., выпускаемые в  определенном соотношении.

Ассортимент швейных изделий охватывает все виды одежды для женщин, мужчин и детей, а также швейные изделия, не относящиеся к одежде (предметы домашнего обихода, технические изделия и снаряжения). Ассортимент швейных изделий, выпускаемых промышленными предприятиями, зависит во многом от заказа торгующих организаций.

Основными путями расширения ассортимента швейных изделий является использование  новых современных видов материалов улучшенного качества и внешнего оформления, новых модных решений  конструкции изделий. Обеспечивается повышение эстетического и технического уровня выпускаемой продукции, разнообразие отделок.

Более полному удовлетворению потребностей населения способствует правильное формирование ассортимента. Обновление ассортимента должно обгонять спрос, формируя его, и ни в коем случае не отставать от него, тогда рынок через предложение новых товаров сможет активно влиять на вкусы покупателей. В основе обновления ассортимента изделий лежит их физический и моральный износ.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара подразделяется на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе), полнотой, новизной, устойчивостью, сопоставимостью и структурой.

Глубина ассортимента представляет собой  количество разновидностей конкретного  вида изделий, количество позицийв каждой группе товаров. Например, предприятие оптовой торговли продукцией легкой промышленности в настоящее время располагает 5 видами женской верхней одежды для реализации, а каждый вид этих изделий представлен 3 разновидностями. Отсюда глубина ассортимента равна 15.

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных товаров. Это свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями - действительной Шд (фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии) и базовой Шб (широта, принятая за основу для сравнения, регламентированная нормативами или техническими документами, или максимально возможная) широтой, а также коэффициентом широты. Коэффициент широты Кш определяется по формуле Кш = Шдбх 100.

Полнота ассортимента - способность  набора товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и может быть действительной Пд (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы) и базовой Пб (регламентируемое или планируемое количество товаров. Например, спецификация предусматривает 6 разновидностей женских брюк, а фактически в продажу поступило 4. Значит, полнота ассортимента составляет 0, 66). Коэффициент полноты товаров определяется по формуле Кп = Пдбх 100.

Устойчивость ассортимента (У) - способность  набора товаров удовлетворять спрос  на одни и те же товары. Коэффициент  устойчивости определяется по формуле Ку = У / Шбх 100.

Новизна ассортимента - способность  набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением -количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов женских костюмов, из них 7 - новые, ранее не продаваемые. Отсюда удельный вес новых изделий составляет 0, 28. Коэффициент новизны определяется по формуле Кн = Н / Шдх 100.

Структура ассортимента (С) характеризуется  удельной долей каждого вида или  наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров (А) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).С = А / S.

Формирование ассортимента - направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с  одной стороны, потребительские  требования определенных групп, а с  другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование  предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов, с тем чтобы производить товары с низкими издержками. Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор товаров для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих товаров в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента товаров - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла товара, начиная с момента зарождения замысла и его создания и кончая изъятием из товарной программы.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.

3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.

4. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.

6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.

7. Изучение возможности производства новых или усовершенствование продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.

8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей с целью выяснения их приемлемости по основным показателям.

9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т. д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.

10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

По местонахождению товаров  различают ассортимент:

промышленный (производственный) —  набор товаров, выпускаемых изготовителем  исходя из его производственных возможностей;

торговый — набор товаров, формируемый  организацией торговли или общественного  питания с уметом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической  базы.

В зависимости от широты охвата товаров  различают следующие виды ассортимента:

простой — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов  и наименований, которые удовлетворяют  ограниченное количество потребностей;

сложный — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные  потребности в товарах;

групповой — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков  и удовлетворяющих аналогичные  потребности;

видовой — набор товаров различных  видов и наименований, удовлетворяющих  аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров;

марочный — набор товаров  одного вида, марочных наименований или  относящихся к группе марочных. Такие  товары наряду с удовлетворением  физиологических потребностей в  значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются  престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и  др.;

развернутый — набор товаров, который  включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся  к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;

сопутствующий — набор товаров, которые выполняют вспомогательные  функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары;

смешанный — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального  назначения. Смешанный ассортимент  характерен для магазинов, торгующих  непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:

рациональный — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий  реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и  технологии;

оптимальный — набор товаров, удовлетворяющий  реальные потребности с максимально  полезным эффектом для потребителя  при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение  до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

реальный — действительный набор  товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

прогнозируемый — набор товаров, который должен будет удовлетворять  предполагаемые потребности;

учебный — перечень товаров, систематизированный  по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей  обучения.

Ассортимент товаров — набор товаров различных групп, подгрупп, видов и разновидностей, объединяемых по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку для характеристики состава товарной массы для различных целей.

Ассортимент торгового  предприятия (торговый ассортимент) — подбор различных товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в конкретном торговом предприятии.

Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Информация о работе Контрольная работа по "Товароведению"