Лекция по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:50, лекция

Описание работы

Работа содежрит лекцию по дисциплине "Товароведение" на тему: "Планирование товарооборота в аптечных организациях"

Файлы: 1 файл

Лекция 3 Планирование товарооборота н.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

Фармацевтический  факультет

 

Кафедра фармацевтической технологии,

управления  и экономики здравоохранения

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА: «Управление и экономика фармации»

РАЗДЕЛ: «Фармацевтическая экономика»

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ  №3

 

ТЕМА: «Планирование товарооборота в аптечных организациях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение, виды и структура товарооборота

Согласно экономической  теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь.

Он + П = Р + В + Ок

Р + В = Он + П  – Ок

Он – товарный запас  на начало периода,

П – поступление товара,

Р – реализация товара,

В – прочие выбытия (списание),

Ок – товарный запас  на конец периода.

Товарооборот также  тесно связан с такими экономическими показателями, как спрос, валовая и чистая прибыль, издержки обращения, производительность труда и др. Одна из моделей стратегического регулирования товарооборота предполагает достижение сбалансированности между спросом и предложением товаров и услуг, которая становится возможной при следующем условии: I (индекс) роста поступления товаров и услуг > I роста объема продаж > I роста суммы товарных запасов > I роста спроса.

В деятельности фармацевтического  торгового предприятия (на микроуровне) товарооборот также рассматривается фактически как синоним продажи.

Товарооборот  — это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период (ГОСТ Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения»).

Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассматривается в качестве показателя:

      • масштаба деятельности организации;
      • денежной выручки фармацевтического предприятия за реализованные товары;
      • размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг;
      • потребления товарной массы.

Роль товарооборота  на фармацевтическом рынке:

А) характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары аптечного ассортимента;

Б) стимулирует развитие производства ЛС;

В) способствует ускорению  оборота капитала фармацевтических организаций;

Г) способствует бюджетным  поступлениям (налоги);

Д) уровень товарооборота  определяет широту и глубину проникновения фармацевтических организаций на потребительский рынок, а также их конкурентную позицию.

Измерение товарооборота  может производиться как в  стоимостных (денежных) единицах, так  и в натуральном выражении. В стоимостных единицах его величина определяется как произведение цены единицы товара или услуги (Р) на количество проданных товаров (Q):

ТО = Р х Q

Товарооборот может  быть структурирован, т.е. разделен на отдельные составные части с  использованием различных признаков:

    1. По характеру потребителей:

- розничный,

- оптовый.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления, обязательным признаком которой является наличие счета-фактуры на отгрузку товара.

Розничный товарооборот включает продажу потребительских товаров населению для личного, семейного, домашнего использования, а также организациям (больницам, санаториям, детским садам, школам и др.), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

Товарооборот организаций оптовой торговли ЛС  может состоять из суммы продажи товаров аптечного ассортимента:

      • организациям оптовой торговли ЛС;
      • производителям ЛС для целей производства;
      • аптечным организациям;
      • научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;
      • индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;
      • медицинским организациям.

Товарооборот аптечной организации может включать продажу товаров аптечного ассортимента:

      • гражданам за счет личных средств;
      • декретированным группам населения за счет источников финансирования бесплатного и льготного отпуска;
      • медицинским и другим организациям в пределах выделенных ассигнований.
    1. По срокам расчета за товар:

- с немедленной оплатой,

- с отсрочкой.

    1. По форме денежных расчетов:

- за наличный расчет,

- по безналичному расчету.

Распределение отдельных  товаров и услуг в общем  объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) или коэффициентом соотношения товаров и услуг позволяет получить представление о товарной структуре товарооборота.

Товарная структура  фармацевтических торговых организаций может быть представлена группами в соответствии с товарной номенклатурой (лекарственные препараты, перевязочные средства, предметы ухода за больными, лечебная косметика, гомеопатические средства, диетическое питание и др.), способом продажи (рецептурный отпуск, отпуск без рецептов), динамикой спроса (товары с растущим, нейтральным и падающим спросом).

С точки зрения маркетинга структура продажи товаров и услуг отражает сегментацию рынка, позволяя оценить эффектность диверсификационных процессов, а также является составным элементом характеристики конкурентоспособности организации.

Сумма общего объема от всех видов товарооборота называется валовым товарооборотом аптечной организации.

 

2. Связь товарооборота  с другими показателями торгово-финансовой  деятельности аптечных организаций

а) внутренняя связь ТО характеризуется балансовой увязкой  объема реализации товара, суммы товарных запасов и объема поступления  товара:

Он + П = Р + В + Ок

б) связь ТО с показателями оборота ресурсного потенциала, его  эффективности по всем группам ресурсов:

- с трудовыми ресурсами:

ТО = Чс * Пт,

где Чс – среднесписочная численность персонала,

Пт – средняя производительность труда персонала в определенный период времени (ТО в расчете на 1 работника)

- с основными фондами:

ТО = ОФ * Ф,

где ОФ – средняя стоимость  основных фондов,

Ф – фондоотдача (ТО, приходящийся на единицу основных фондов).

в) связь ТО с суммой и уровнем иных финансовых показателей деятельности:

- с валовым доходом:

ТО = ,

где ВД – сумма валового дохода от реализации товара,

УВД – уровень валового дохода

- с издержками обращения:

ТО = ,

где ИО – сумма издержек обращения при реализации товара,

УИО – уровень издержек обращения

- с прибылью:

ТО = ,

где П – сумма прибыли  от реализации товара,

Р – уровень рентабельности

- с суммой уплаченных  налогов:

ТО = ,

где ИО – сумма налогов, уплаченных организацией на определенный период времени,

Нё – налогоёмкость.

 

3. Анализ товарооборота

Сбор и анализ данных о товарообороте необходим фармацевтической организации прежде всего для оценки результатов своей деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий. Необходимость анализа товарооборота продиктована и тем, что от него напрямую зависит финансовое состояние организации, удовлетворение покупательского спроса, уровень издержек обращения, валовой и чистой прибыли.

Анализ проводят по внутрифирменным данным оперативного учета, бухгалтерской и статистической отчетности, а также информации о внешней среде, полученной из литературных источников или экспериментальным путем. К внешней информации относятся прежде всего данные об экономике района, численности населения и динамике его заболеваемости, доходах населения, темпах инфляции, потреблении ЛП на душу населения и др.

Анализ товарооборота  фармацевтических организаций является трудоемкой процедурой, так как имеет многоаспектный характер, осложнен изучением различных видов спроса (особенно неудовлетворенного скрытого и реального), широким ассортиментом и др.

Перед проведением анализа  товарооборота необходимо проверить  соответствие используемых показателей друг другу по трем направлениям:

• цена: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода. Для этого применяется индекс цен. В основе его расчета лежит формула Ласпейреса:

Ip = ,

где Ip – индекс цен,

р1 – цена на товары в отчетном периоде,

р0 – цена на товары в базисном периоде,

q0 – количество товаров, реализованных в базисном периоде.

Товарооборот переоценивается в сопоставимые цены базисного периода путем его деления на индекс потребительских цен.

• время: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной или однодневный товарообороты.

• сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же площадь.

Анализ товарооборота проводят в несколько этапов:

1. Изучение факторов, влияющих на товарооборот, по следующим признакам:

    • Источник влияния. При этом выделяют факторы внешнего воздействия (количественные — численность населения, заболеваемость, число конкурентов, индекс потребительских цен и др., и качественные — доходы на одного жителя, уровень конкуренции и т.п.). Фармацевтическая организация не может оказать влияние на эту группу факторов, но должна учитывать их воздействие при планировании товарооборота. Кроме того, на объем продаж оказывают влияние и внутренние факторы, связанные, прежде всего, с товарными запасами, производительностью труда, эффективностью использования торговых площадей и др. Эти факторы могут быть изменены в результате деятельности организации.
    • Направление влияния. По направленности воздействия факторы можно рассматривать с точки зрения их воздействия на количество реализуемых товаров (число обращений, рост или снижение заболеваемости, изменение производительности труда, количество рабочих мест, сезон и др.), а также с точки зрения изменения стоимости проданных товаров (рост или снижение цен, использование дисконтных программ и др.).

При проведении анализа  весьма существенным является умение определять степень влияния на изменение объема продаж отдельных факторов. При этом используется метод цепных подстановок или метод разниц.

2. Изучение динамики товарооборота в отчетном периоде в сравнении с базисным. Для этого берутся сведения о величине товарооборота за несколько периодов и строится ряд из цифровых показателей, называемый рядом динамики, при этом для анализа могут быть использованы известные нам показатели: индексы или темпы роста, темпы прироста.

3. Анализ структуры товарооборота, как товарной, так и сезонной (поквартальная, помесячная).

В процессе анализа товарной структуры товарооборота рассматривают:

• процент выполнения плана продаж по отдельным товарным группам;

• место отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей и в общем объеме реализованной товарной массы;

• динамику структурных сдвигов в товарообороте;

• ассортиментную структуру (т.е. удельный вес товарооборота по каждой ассортиментной группе в общем товарообороте).

Глубина анализа товарной структуры зависит от степени  компьютеризации учета движения товаров.

Оценка структурных  сдвигов товарооборота ведется  по двум направлениям:

Информация о работе Лекция по "Товароведению"