Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:50, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "Товароведение" на тему: "Планирование товарооборота в аптечных организациях"
Фармацевтический факультет
Кафедра фармацевтической технологии,
управления и экономики здравоохранения
ДИСЦИПЛИНА: «Управление и экономика фармации»
РАЗДЕЛ: «Фармацевтическая экономика»
ЛЕКЦИЯ №3
ТЕМА: «Планирование товарооборота в аптечных организациях»
1. Значение, виды и структура товарооборота
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь.
Он + П = Р + В + Ок
Р + В = Он + П – Ок
Он – товарный запас на начало периода,
П – поступление товара,
Р – реализация товара,
В – прочие выбытия (списание),
Ок – товарный запас на конец периода.
Товарооборот также тесно связан с такими экономическими показателями, как спрос, валовая и чистая прибыль, издержки обращения, производительность труда и др. Одна из моделей стратегического регулирования товарооборота предполагает достижение сбалансированности между спросом и предложением товаров и услуг, которая становится возможной при следующем условии: I (индекс) роста поступления товаров и услуг > I роста объема продаж > I роста суммы товарных запасов > I роста спроса.
В деятельности фармацевтического торгового предприятия (на микроуровне) товарооборот также рассматривается фактически как синоним продажи.
Товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период (ГОСТ Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения»).
Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассматривается в качестве показателя:
Роль товарооборота на фармацевтическом рынке:
А) характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары аптечного ассортимента;
Б) стимулирует развитие производства ЛС;
В) способствует ускорению оборота капитала фармацевтических организаций;
Г) способствует бюджетным поступлениям (налоги);
Д) уровень товарооборота определяет широту и глубину проникновения фармацевтических организаций на потребительский рынок, а также их конкурентную позицию.
Измерение товарооборота может производиться как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральном выражении. В стоимостных единицах его величина определяется как произведение цены единицы товара или услуги (Р) на количество проданных товаров (Q):
ТО = Р х Q
Товарооборот может быть структурирован, т.е. разделен на отдельные составные части с использованием различных признаков:
- розничный,
- оптовый.
Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления, обязательным признаком которой является наличие счета-фактуры на отгрузку товара.
Розничный товарооборот включает продажу потребительских товаров населению для личного, семейного, домашнего использования, а также организациям (больницам, санаториям, детским садам, школам и др.), через которые осуществляется совместное потребление товаров.
Товарооборот организаций оптовой торговли ЛС может состоять из суммы продажи товаров аптечного ассортимента:
Товарооборот аптечной организации может включать продажу товаров аптечного ассортимента:
- с немедленной оплатой,
- с отсрочкой.
- за наличный расчет,
- по безналичному расчету.
Распределение отдельных товаров и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) или коэффициентом соотношения товаров и услуг позволяет получить представление о товарной структуре товарооборота.
Товарная структура фармацевтических торговых организаций может быть представлена группами в соответствии с товарной номенклатурой (лекарственные препараты, перевязочные средства, предметы ухода за больными, лечебная косметика, гомеопатические средства, диетическое питание и др.), способом продажи (рецептурный отпуск, отпуск без рецептов), динамикой спроса (товары с растущим, нейтральным и падающим спросом).
С точки зрения маркетинга
структура продажи товаров и ус
Сумма общего объема от всех видов товарооборота называется валовым товарооборотом аптечной организации.
2. Связь товарооборота
с другими показателями
а) внутренняя связь ТО характеризуется балансовой увязкой объема реализации товара, суммы товарных запасов и объема поступления товара:
Он + П = Р + В + Ок
б) связь ТО с показателями оборота ресурсного потенциала, его эффективности по всем группам ресурсов:
- с трудовыми ресурсами:
ТО = Чс * Пт,
где Чс – среднесписочная численность персонала,
Пт – средняя производительность труда персонала в определенный период времени (ТО в расчете на 1 работника)
- с основными фондами:
ТО = ОФ * Ф,
где ОФ – средняя стоимость основных фондов,
Ф – фондоотдача (ТО, приходящийся на единицу основных фондов).
в) связь ТО с суммой и уровнем иных финансовых показателей деятельности:
- с валовым доходом:
ТО = ,
где ВД – сумма валового дохода от реализации товара,
УВД – уровень валового дохода
- с издержками обращения:
ТО = ,
где ИО – сумма издержек обращения при реализации товара,
УИО – уровень издержек обращения
- с прибылью:
ТО = ,
где П – сумма прибыли от реализации товара,
Р – уровень рентабельности
- с суммой уплаченных налогов:
ТО = ,
где ИО – сумма налогов, уплаченных организацией на определенный период времени,
Нё – налогоёмкость.
3. Анализ товарооборота
Сбор и анализ данных
о товарообороте необходим
Анализ проводят по внутрифирменным данным оперативного учета, бухгалтерской и статистической отчетности, а также информации о внешней среде, полученной из литературных источников или экспериментальным путем. К внешней информации относятся прежде всего данные об экономике района, численности населения и динамике его заболеваемости, доходах населения, темпах инфляции, потреблении ЛП на душу населения и др.
Анализ товарооборота фармацевтических организаций является трудоемкой процедурой, так как имеет многоаспектный характер, осложнен изучением различных видов спроса (особенно неудовлетворенного скрытого и реального), широким ассортиментом и др.
Перед проведением анализа товарооборота необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по трем направлениям:
• цена: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода. Для этого применяется индекс цен. В основе его расчета лежит формула Ласпейреса:
Ip = ,
где Ip – индекс цен,
р1 – цена на товары в отчетном периоде,
р0 – цена на товары в базисном периоде,
q0 – количество товаров, реализованных в базисном периоде.
Товарооборот переоценивается в сопоставимые цены базисного периода путем его деления на индекс потребительских цен.
• время: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной или однодневный товарообороты.
• сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же площадь.
Анализ товарооборота проводят в несколько этапов:
1. Изучение факторов, влияющих на товарооборот, по следующим признакам:
При проведении анализа весьма существенным является умение определять степень влияния на изменение объема продаж отдельных факторов. При этом используется метод цепных подстановок или метод разниц.
2. Изучение динамики товарооборота в отчетном периоде в сравнении с базисным. Для этого берутся сведения о величине товарооборота за несколько периодов и строится ряд из цифровых показателей, называемый рядом динамики, при этом для анализа могут быть использованы известные нам показатели: индексы или темпы роста, темпы прироста.
3. Анализ структуры товарооборота, как товарной, так и сезонной (поквартальная, помесячная).
В процессе анализа товарной
структуры товарооборота
• процент выполнения плана продаж по отдельным товарным группам;
• место отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей и в общем объеме реализованной товарной массы;
• динамику структурных сдвигов в товарообороте;
• ассортиментную структуру (т.е. удельный вес товарооборота по каждой ассортиментной группе в общем товарообороте).
Глубина анализа товарной структуры зависит от степени компьютеризации учета движения товаров.
Оценка структурных сдвигов товарооборота ведется по двум направлениям: