Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:50, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "Товароведение" на тему: "Планирование товарооборота в аптечных организациях"
- характеристика изменения доли отдельного товара с использованием методов анализа динамики;
- обобщающая оценка изменений структуры, при которой можно использовать методы измерения среднего отклонения структуры текущего периода от структуры базисного периода.
Оценка изменения структуры товарооборота может проводиться с помощью коэффициента абсолютных структурных сдвигов:
Ксс = ,
где Ксс – коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота,
fi1 – удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде,
fi0 - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в базисном периоде,
n – количество товарных групп.
Наиболее наглядно структурные
изменения в товарообороте
Анализ товарооборота завершается составлением плана мероприятий по использованию резервов увеличения объемов продаж фармацевтической организации.
4. Управление товарооборотом
Основная цель управления товарооборотом – обеспечение высоких темпов развития фармацевтических организаций и удовлетворение спроса населения по всему ассортименту товаров.
Задачи управления товарооборотом:
Этапы системы управления товарооборотом:
Изучение и
прогноз конъюнктуры
Таким образом, в процессе оценки текущей конъюнктуры рынка определяются предпосылки к изменению товарооборота (сезонность продаж, финансовые изменения, изменения условий работы).
Процесс планирования объема и структуры товарооборота включает следующие этапы:
1. Выбор приоритетных целей развития товарооборота.
2. Анализ объема и структуры товарооборота в предшествующем периоде.
3. Определение планового товарооборота.
4, Определение плановой структуры реализации.
5. Разработка мероприятий по осуществлению плана товарооборота.
1. Выбор приоритетных целей развития товарооборота в АО.
Основными целями являются:
а) достижение показателей ТО, в максимальной степени учитывающих возможности данного фармацевтического рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры.
Такая целевая установка характерна при высоком спросе на товары и стабильной экономической ситуации (не предусматривается поиск оптовых покупателей, изменение ассортимента, ценовой политики, расширения МРС).
б) достижение показателей ТО, обеспечивающих формирование заранее обусловленного размера прибыли (целевой суммы прибыли), достаточного для развития аптеки в плановом периоде. Характерно для раннего и среднего жизненного цикла, не ограничивает изменение ассортимента, ценовой политики и т.д.
в) достижение показателей ТО, обеспечивающих максимальную эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала АО (основных фондов, кадров).
Все цели развития товарооборота тесно связаны и не могут комплексно не учитываться, но выделения из них приоритетной для данного учреждения оказывает решающее влияние на выбор методов расчета плановых показателей.
2. Анализ объема и структуры ТО в предшествующем периоде
В процессе изучения динамики отдельных показателей ТО в предшествующем периоде, должна быть обеспечена сопоставимость цен. В этих целях используются публикуемые показатели – индексы инфляции по отношению к первому анализируемому периоду. Последующие показатели ТО приводятся в сопоставимый вид по следующей формуле:
ТОс = , где
ТОс - ТО в сопоставимых ценах,
ТОф - ТО в фактических ценах,
Iинф - индекс инфляции по отношению к первому анализируемому периоду.
Пример: ТО 2009 г. - 30,0 млн.руб., ТО 2010 г. - 45,0 млн.руб., Iи = 1,5.
ТОс 2010г.= = 30 млн.руб.
ТО фактически остался на прежнем уровне.
В системе общих показателей развития ТО в предплановом периоде наибольшую роль играют следующие:
а) показатели, характеризующие динамику ТО.
Эта динамика характеризуется темпами изменения ТО, которые рассчитываются как среднегодовые приросты ТО за ряд лет (в %), или по формуле средней геометрической.
Т = ,
где Т - средний темп изменения (роста или снижения) ТО в определенном периоде,
ТОn - ТО в сопоставимых ценах в последнем периоде,
ТО1 - ТО в первом периоде,
n - количество периодов в рассматриваемом отрезке времени.
Пример: ТО в 2008 г. - 30,0 млн.руб., в 2009 г. - 40,0 млн.руб., в 2010 г. - 45,0 млн.руб.
Т = = 12,2%
ТО изменился на 12,2 %.
б) показатели, характеризующие равномерность реализации (среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации (неравномерности).
в) показатели, характеризующие структуру ТО (удельный вес каждой из 7(2) групп аптечных товаров в общем ТО).
г) показатели, характеризующие влияние отдельных факторов на изменение ТО. Такой анализ проводится на основе предварительного расчета индексов изменения отдельных показателей.
Так, например, влияние факторов, связанных с трудовыми ресурсами, на изменение товарооборота, может быть выражено следующим образом:
Vчс = ; Vпт =
VТО = Vчс * Vпт,
где VТО - индекс изменения объема ТО;
Vчс - индекс изменения среднесписочной численности персонала;
Vпт - индекс изменения производительности труда персонала (ТО на 1 работника).
Vчс = ; Vпт =
Пример: среднесписочная численность персонала по годам – 30;33; ТО на 1 работника по годам - 300,0; 320,0 тыс.руб.
VТО =
ТО увеличился в 1,17 раза
Результаты проведенного анализа служат основой для определения плана ТО на планируемый период.
3. Определение планового товарооборота
Плановый ТО в аптечных организациях рассчитывается различными методами, выбор которых определяется принятой целевой установкой развитого ТО (см. пункт 1). Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода.
При целевой установке развития ТО, ориентированной на использование возможностей потребительского рынка, плановые расчеты основываются на данных изучения объемов спроса, роста доходов населения.
Расчеты проводятся следующим образом:
а) рассчитывается Кэластичности ТО данной аптеки от доходов населения обслуживаемого района.
Он показывает, в каком размере увеличится ТО в зависимости от роста доходов населения данного района на 1%.
Формула расчета:
Кэл/то = ,
где Кэл/то - коэффициент эластичности ТО от доходов населения;
Уто - индекс роста ТО в АО в предплановом периоде;
Уд - индекс роста доходов населения в предплановом периоде.
Пример: ТО 2009 г. - 30 млн.руб., ТО 2010 г. - 37 млн.руб.; средний доход населения 2009 г. - 10,0 тыс.руб., 2010 г. – 15,0 тыс.руб.
Кэл/то =
б) определяется возможный прирост доходов населения района в плановом периоде (увеличение заработной платы, пенсии, стипендии и т.д.).
Пример: заработная плата у населения повысится на 40%.
С учетом возможного прироста доходов населения определяется возможный прирост ТО в аптеке. Расчет ведут по формуле:
Т = Уд * Кэл/то , где
Т - возможный темп прироста ТО на планируемый период, в %;
Уд - возможный темп прироста доходов населения, в %;
Кэл/то - коэффициент эластичности ТО от доходов.
Т = 40% * 0,46 = 18,4%
в) определяется плановый ТО (ТО на 2011 год)
ТОп = ТОф + ,
где ТОп - товарооборот в плановом периоде,
ТОф - фактический ТО в предплановом периоде,
Т - темпы прироста ТО в плановом периоде, в %;
В нашем примере: ТОп = 37 + = 43,8 млн.руб.(на 2011 г.)
4. Определение плановой структуры ТО
Расчет групповой структуры ТО может осуществляться различными методами:
а) на основе коэффициента эластичности отдельных групп товаров от объема ТО (в том случае, когда не предвидится расширение ассортимента товаров). В этом случае в процессе анализа рассчитываются Кэластичности продажи отдельных групп товаров в зависимости от изменения общего объема реализации товаров в аптеке в предплановом периоде, а затем с учетом планируемого общего ТО определяется возможный прирост реализации именно этой группы товаров в плановом периоде;
б) расчет структуры ТО
на основе коэффициентов ее эластичности
от доходов населения носит
Суммарный планируемый ТО отдельной группы товаров должен соответствовать ранее рассчитанному их общему товарообороту.
5. Разработка мероприятий по осуществлению планового ТО
Эта разработка охватывает мероприятия организационного, экономического и финансового характера.
Организационные мероприятия – перераспределение площади торгового зала между отделами, расширение МРС, активизации информации и рекламы.
Экономические мероприятия – нормирования товарных запасов, ценовая политика и др.
Финансовые мероприятия – банковское кредитование, прирост оборотных и внеоборотных активов, повышение оборачиваемости оборотных средств и др.
Разработанные планы реализации доводятся в форме заданий до всех структурных подразделений АО.