Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику, логистики, пока не выработано.
Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на макро-, так и на микроуровне.

Содержание работы

Введение
3
1 Логистика: история, понятия, новизна, специфика
4
2 Факторы развития логистики
8
3 Источники экономического эффекта от использования логистики
11
4 Управление материальными потоками
15
5 Управление информационными потоками
19
6 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы
21
Заключение
24
Список литературы
25

Файлы: 1 файл

Учебная практика 1.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70%. Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

-    в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

-    большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

-    в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25–30% от общего объема издержек.

В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% – на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

 

Рис. 3. Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей

 

Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5% валового национального продукта. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25–35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8–10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции [16, с. 76].

Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:   к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла; сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.

Вывод: логистика – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным материальным потоком.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:   в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;   выделении единой функции управления сквозным МП;   технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему.

Можно выделить семь факторов, обусловивших появление и развитие логистики: развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя; усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции; энергетический кризис 70-х годов XX века; научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств; научно-технический прогресс в области средств связи и информатики; разработка теории систем и теории компромиссов; унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.

 

 

 

 

4 Управление материальными потоками

 

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия [9, с. 116].

На рис.4. приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными: участок хранения - участок погрузки; участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки; участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки; участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Рис. 4. Схема материального потока на торговой оптовой базе

 

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д. [13, с. 80].

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

Классификация материальных потоков приведена на рис. 5. Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками, именно: операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.

Рис. 5. Виды материальных потоков

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек [18, с. 122].

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние. Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Таким образом, материальный поток - это различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

 

 

5 Управление информационными потоками

 

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов [21, с. 86].

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока.

На сегодняшний день стало очевидно, что важнейшими условиями для развития и конкурентоспособности бизнеса являются эффективное управление информацией и персоналом. От того, как организована работа по приему, обработке, передаче и хранению информации, а также от того, кто, как и насколько эффективно с ней работает, зависит успешность любой организации.

Информационные потоки, со всех сторон пронизывающие компанию, а также работающие с ними люди – ключевые факторы, на которых базируется система управления организацией. Информационные потоки, проходящие через организацию делятся на внешние и внутренние. К первым относится взаимодействие со всеми участниками внешней среды, окружающей компанию: с клиентами, партнерами, поставщиками, государством, СМИ и т.д. [15, с. 82].

Внутренние потоки информации – взаимодействие внутри компании: между руководством и персоналом, отдельными сотрудниками и целыми департаментами. Правильная постановка работы с информацией обеспечивает эффективную коммуникацию между участниками рабочего процесса, помогает решать различные процедурные и организационные вопросы, оптимизирует процессы принятия управленческих решений.

Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Таким образом, в основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах.

 

 

6 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы

 

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: снизить запасы на всем пути движения материального потока; сократить время прохождения товаров по логистической цепи; снизить транспортные расходы; сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

По данным, приведенным в от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм [22, с. 124].

Информация о работе Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы