Маркетинговое исследование рынка: средства санитарии и гигиены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы заключается в том, что средства личной гигиены и санитарии в жизни человека становятся ежедневной потребностью, что во многом связано с развитием общей культуры потребления этой специальной продукции, увеличивающимся предложением и т.д. Доля отечественных санитарно-гигиенических товаров на потребительском рынке России сегодня достаточно высока и постоянно увеличивается. По оценке специалистов, каждый третий российский покупатель предпочитает приобретать отечественные санитарно-гигиенические средства, т.к. цены на нее значительно ниже, чем на импортную и доверие к качеству остается высоким. Многие российские предприятия выпускают продукцию, которая по своим свойствам и внешнему оформлению вполне может составить конкуренцию широко рекламируемым импортным гигиеническим средствам. Таким образом, коммерческая перспектива рынка средств санитарии и гигиены представляется значимой и перспективной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. История возникновения, характеристика и 6
классификация санитарно-гигиенических средств 6
1.1. История возникновения средств санитарии и гигиены 6
1.2. Понятие, классификация и назначение 9
средств санитарии и гигиены 9
ГЛАВА II. Анализ рынка средств санитарнии и гигиены 13
2.1. Исследовательский анализ санитарно-гигиенических 13
средств на российском рынке 13
2.2. Маркетинговое исследование рынка средств санитарно- 20
гигиенического назначения из нетканых материалов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по МФТВ.docx

— 305.75 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Область применения нетканых санитарно-гигиенических средств

Также организовано производство нетканых полотен медицинского назначения для перевязочных хирургических салфеток, санитарно-гигиенические и обтирочные одноразовые материалы, постельное белье, одежда краткосрочного пользования для пациентов и медперсонала. Потребителями данных материалов являются медицинские клиники, центры, косметические салоны, аптеки, организации по пошиву одежды для пациентов, врачей, спецодежды для нужд Минобороны.

По экспертной оценке, ежегодное мировое потребление нетканых материалов медицинского назначения составляет 5 млрд.кв.м. Ориентировочная потребность России в таких материалах на ближайшие пять лет колеблется в пределах 200-250 млн.кв.м в год. Нужды рынка покрываются за счет импорта, составляющего около 12000 тонн в год.

В настоящее время данная технология получила широкое распространение за рубежом (рис. 3). По данной технологии в мире производится до 252 тыс.тонн нетканых материалов в год.

Рис. 3. Средний рост производства нетканых

материалов в 2000–2012 гг.

При подразделении на крупные регионы можно наблюдать некоторые различия. В промышленно развитых странах, в которых создаются нетканые материалы, ожидается среднегодовой рост 5%, в других странах — по меньшей мере 10%. Наиболее динамично развивается производство нетканых материалов в Китае. На рис. 4 показан рост их выпуска в 2011–2012 гг. в зависимости от применяемого способа изготовления. Этот рост достигнут прежде всего благодаря оборудованию, импортированному из Европы, чтобы производить нетканые материалы, предназначенные для экспорта.

Рис. 3. Производство нетканых материалов в 2011–2012 гг. в Китае.

Китайская отрасль по производству нетканых материалов укрепляет свои позиции. Тем не менее, предприятия вынуждены разрабатывать долгосрочные стратегии, чтобы не отставать от мировых рыночных тенденций. В 2013 году производство нетканых материалов в Китае достигло 1,39 млн. т, что на 18% больше чем в прошлом году. В этот же промежуток времени, возникла острая ценовая конкуренция в сегменте стандартных видов продукции, таких как спанлейс, спанбонд и иглопробивные материалы.

Активно формирующийся и растущий китайский рынок привлекает все возрастающее  число производителей. В результате на рынке возникла острая конкурентная борьба. Данное явление, на языке маркетологов, получило название «красный океан». Чтобы выйти из создавшейся ситуации, предприятия вынуждены искать новые рыночные возможности и пространства. Для этого производителям необходимо исследовать внешнюю экономическую расстановку сил,  корпоративные стратегии, а также определить свои собственные конкурентные преимущества.

Российская отрасль нетканых материалов находится на стадии активного роста, которому, как свидетельствует статистика января 2009 года, не страшен даже кризис. Открываются новые производства, закупается новое оборудование, развиваются области сбыта. В недавнем прошлом подобная ситуация была и на китайском рынке нетканых материалов. Не вызывает сомнения, что этапы развития китайской экономики в целом, и отрасли нетканых материалов, в частности, могут служить ориентиром для развития отечественного производства нетканых материалов.

В России сегодня ассортимент средств гигиены нетканых изделий представлен 32-мя странами-поставщиками. Конечно, существует и доля российского экспорта, но формируется она, в основном, за счет поставок в Монголию, Казахстан и Узбекистан. На эти три станы приходится 92% экспорта по тоннажу, 89% - в денежном выражении от общего экспорта российских санитарно-гигиенических средств.

Начиная с 2000 г., российский рынок одноразовых гигиенических изделий показал впечатляющую динамику роста. Уж к 2005 г. объем реализации детских разовых гигиенических изделий, в первую очередь подгузников, увеличился более чем в 2 раза в денежном выражении, гигиенических изделий для женщин - почти в 2,5 раза, одноразовых носовых платков - в 3,7 раза.

Хотя такой параметр как степень проникновения детских подгузников на рынок или степень насыщения рынка. В то время как в Западной Европе и Северной Америке это почти 100%, в России и странах Восточной Европы в целом эта цифра на 2004 год составляла всего около 26%. Перспектива освоения этого рынка очевидна. К 2007 году в России и Восточной Европе степень насыщения рынка прогнозируется в пределах не более 30%, этот коэффициент еще меньше для стран СНГ в целом.

Меньший оптимизм вызывает сегмент разовых гигиенических изделий для больных с урологическими проблемами за 10 лет (2000 - 2010) прогнозы обещают удвоение. Это связано, прежде всего, с тем, что в отличие от стран Западной Европы, где больные такого рода получают государственные субсидии, в России им приходится рассчитывать на собственные бюджеты.

Если одноразовые гигиенические изделия в результате активного продвижения и рекламных компаний станут таким же необходимым предметом потребления в России, как в странах западной Европы, где охват подгузниками и женскими гигиеническими прокладками составляет 98% численности населения, оптимизм можно считать обоснованным. В настоящее время только 26% российских женщин репродуктивного возраста (от 10 до 54 лет) пользуются гигиеническими изделиями, только 28% российских родителей покупает своим младенцам подгузники.

Для профилактики вторичных инфекций в хирургических и инфекционных отделениях российских больниц требуется значительный объем поставок полотен медицинского назначения и изделий из них. В России, в настоящее время в отрасли за год выпускается 950 тыс. м. кв. безниточных полотен, используемых в качестве впитывающего слоя в перевязочных средствах.

Спрос на нетканые материалы для медицинских изделий краткосрочного пользования (хирургические комплекты, халаты, бахилы, маски, комплекты для новорожденных, постельные комплекты, адсорбирующие подстилки, хирургические простыни и др.) в некоторой степени удовлетворяется импортными изделиями.

Мировое потребление нетканых материалов обтирочного назначения характеризуется высокими темпами прироста - до 7% в год. Основными видами обтирочных нетканых материалов (на примере США) являются: предварительно пропитанные обтирки для младенцев и больных, обтирочные изделия для технических производств, обтирочные салфетки и полотенца для пищевой индустрии, домашнего хозяйства. Для наиболее ответственных видов протирки используются нетканые материалы, полученные струйным и комбинированным способами, в других случаях - термоскрепленным и бумагоделательным способами.

Следует отметить, что, разрабатывая обтирочные нетканые полотна, зарубежные специалисты стараются придать им особые функциональные или потребительские свойства: антимикробные, биоразлагаемые и др. В России в качестве протирочных материалов в "чистых комнатах", при производстве точных изделий, ампульной продукции до сих пор широко применяются хлопчатобумажные ткани: батист, бязь, мадаполам, шифон, ткани из натурального шелка. Замена указанных тканей экономически целесообразна при условии использования современных технологий производства нетканых материалов, в наибольшей степени обеспечивающих необходимые потребительские требования отсутствие ворсоотделения, стойкость к истиранию и растворителям при сохранении высокой водовпитывающей способности.

Отличительной особенностью рынка России, Украины, Казахстана и некоторых других стран Содружества является быстрый по сравнению со старыми традиционными рынками (например, Западной Европы и пр.) рост предпочтений покупателей в сторону более высококачественных и, соответственно, дорогих детских подгузников. Несмотря на существенную разницу в доходах у нас и у них, путь выбора более качественных изделий наш рынок проходит значительно быстрее.

Современной устойчивой тенденцией в здравоохранении является переход на материалы одноразового использования. Казалось бы, это должно увеличить величину затрат на расходные материалы. Однако эксперты отрасли утверждают, что одноразовые материалы выгоднее. Проблема в том, что многоразовый медицинский текстиль требует дополнительных расходов на хранение, очистку и при этом, учитывая специфику применения, сроки использования его невелики.

Преимущества одноразовых нетканых материалов, используемых как для производства медицинской одежды, так и для других целей в этой области уже давно признаны, например, в США, где в настоящее время около 90% медицинской одежды - одноразовые. В настоящее время эта тенденция приобретает мировые масштабы. Безусловно, внедрение нетканых материалов в хирургию обусловлено и рядом других преимуществ.

Итак, можно сделать вывод. В настоящее время российский рынок гигиенических нетканых изделий характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью. Привлекательность рынка обуславливают большие объемы рынка, высокие темпы роста и значительный потенциал развития рынка, широкие возможности замещения импортных поставок, низкий уровень конкуренции.  Компаниям по производству изделий из нетканых материалов следует исследовать новые возможности  в свете создания дополнительной ценности. Вместо того вести конкурентную борьбу, предприятиям следует вводить инновации для создания дополнительной потребительской ценности, создавая, таким образом, свободное от конкуренции рыночное пространство. Это должно быть сопряжено с рыночным спросом, ценой и затратами для того, чтобы нововведение было жизнеспособным. Компании, которые не смогут сосредоточиться  на обеспечении потребителей дополнительной ценностью в своих разработках, рискуют создать продукты, которые не будут востребованы на рынке, или тем, что окажет помощь соперникам, если те смогут с успехом использовать свою разработку для реализации новых возможностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

В данной курсовой мы исследовали рынок санитарии и гигиены на примере нетканых санитарно-гигиенических изделий, которых в нашей стране в настоящее время представлен почти весь спектр данной продукции, производимых в мире. Это и средства женской и детской гигиены (гигиенические женские прокладки, подгузники и т.д.), влажные салфетки, медицинские средства гигиены (маски, одноразовое белье, простыни, спиртовые салфетки), индивидуальные гигиенические наборы, материалы для прачечных, санузлов, пищеблоков и прочие материалы для ухода за  больными.

Большие масштабы российского рынка, высокие темпы роста и значительный потенциал развития рынка, широкие возможности замещения импортных поставок и низкий уровень конкуренции обуславливают высокий уровень инвестиционной привлекательности организации производства гигиенических нетканых изделий. Основной вопрос, - можно ли создать производство, способное конкурировать с импортной продукцией. Сегодня импортная продукция господствует на российском рынке. Причем доля зарубежных производителей является подавляющей не только в высоких ценовых сегментах, но и в самых дешевых. Тем не менее, статистические данные показывают неуклонный рост объемов производства средств гигиены. В период с 2000 – 2010 гг. доля внутреннего производства нетканых гигиенических изделий выросла с 10% до 45% в общем объеме потребления гигиенических средств. Конечно, данный рывок обусловлен приходом на российский рынок предприятий с иностранным капиталом. Хотя пока темпы роста производства не опережают темпы роста потребления, импортная продукция занимает ведущие позиции и темпы прироста импорта высокие.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абчук В.А. Азбука маркетинга. – СПб.: Питер, 2008. – 272с.
  2. Булеев А.И. Коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг. Маркетинговые исследования в России. – М.: Эксмо, 2012. – 394 с.
  3. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: практикум. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 504 с.
  4. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза санитарно-гигиенических средств. Учебник для вузов. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2007. – 388 с.
  5. Голубкова Е.Н. Маркетинговые исследования продукции гигиены и санитарии. // Маркетинг в России и за рубежом. – М.: Юнити, 2012. – 294 с.
  6. Дремова Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. // Учебное пособие (курс). – Курск: КГМУ, 2005. – 520 с.
  7. Журнал «Потребитель – гигиена и санитария», 2004.–  №17. – С.21-26.
  8. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. – М.: Цифра-М, 2009. – 496с.
  9. Кабатов Ю.Ф., Крендаль П.Е. Медицинское товароведение. – М.: Медицина, 2006. – 384 с.
  10. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2009. – 352с.
  11. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для ВУЗа / Под ред. Эриашвили Н.Д. М.: Юнити, 2008. – 226с.
  12. Умаров С.З. Медицинское и фармацевтическое товароведение. // Учебник для ВУЗа. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 368 с.
  13. Яковлева Л. А., Кутакова Г.С. Медицинское товароведение. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 406 с.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка: средства санитарии и гигиены