Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение механизма организации и осуществления маркировки продовольственных товаров.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- рассмотрение маркировки как средства информации о товаре.
- выявление основных функций маркировки, ее структуры .
- определение требований к маркировке продовольственных товаров .
- проведение экспертизы маркировки творога.
ВВЕДЕНИЕ
Маркировка пищевых продуктов
является основным средством общения
между производителем и продавцом
пищевых продуктов с одной
стороны и покупателем с
Важность нанесения маркировки на продовольственные продукты сегодня очевидна для всех, причем список обязательной информации для маркировки постоянно увеличивается. Например, сегодня многие продовольственные розничные сети отказываются работать с поставщиками, на основании отсутствия на товаре логотипа, этикетки, штрих-кода или другой информации. Поэтому маркировка продуктов питания это не только необходимость соблюдения нормативных актов, а и острая потребность всех участников рынка в достоверной информации.
Нынешний потребитель более внимателен к покупаемым продуктам питания, чем несколько лет назад. Неудивительно, ведь в течении нескольких лет строительства рыночной экономики белорусы имели на своем столе немало некачественных продуктов питания. Здесь и продукция “серого” импорта, подделки , прямой и косвенный обман потребителя даже со стороны самих производителей. Именно поэтому ,покупатель, тщательно изучает товар его упаковку и маркировку перед совершением покупки.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения данной проблемы.
Объект исследования: экономические отношения складывающиеся по поводу маркировки продовольственных продуктов .
Предмет исследования: маркировка продовольственных продуктов.
Цель исследования: изучение
механизма организации и
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- рассмотрение маркировки как средства информации о товаре.
-выявление основных функций маркировки, ее структуры .
- определение требований
к маркировке
- проведение экспертизы маркировки творога.
При написании данной курсовой работы использовались материалы таких авторов как: Белов Г.В, Богатырев С.А, Волчин В.В, Дмитраченко М.И, Кругляков Г.Н, Серегин В.В, Страхова С.А, Трыкова Т.А, Федько В.П и др. а также материалы законодательных актов.
В работе использованы следующие научные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, выводы и т.д
Приведенный в работе материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников информации и сведения сопровождаются ссылками на их авторов.
Общий объем работы 39 страниц.
1 Маркировка как средство информации о товаре
1.1Основные функции маркировки и ее структура
Товарная информация, обеспечивающая узнаваемость товара, обесценивается за счет маркировки.
Причем товарную информацию по характеру нанесенных на товар или упаковку сведений можно разделить на два подвида: обязательную в соответствии с требованиями нормативных документов и дополнительную маркировку.
Маркировка обеспечивает идентификацию товара, информирует покупателя об его особенностях и является связующим звеном с посетителем торгового зала, побуждая приобрести данный товар. Благодаря этому маркировка способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.
Товарная информация в маркировке, нанесенной на упаковку и на другие носители (бирки, ярлыки и т.п.), может дать большое количество полезной, важной и ценной информации, касающейся ассортиментной принадлежности, изготовителя, страны происхождения, состава, правил эксплуатации, хранения, транспортировки и использования товара.
Товарная информация - это информация, нанесенная на упаковку или непосредственно на .товар, или иные носители информации и предназначенная для неопределенного круга пользователей-субъектов коммерческой деятельности, а также конечных потребителей. ;
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающая, коммерческая, потребительская.
Основополагающая товарная информация - сведения о характеристиках товара, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация может также содержать данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП. ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие конечному потребителю выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на обеспечение удовлетворенности потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, во многом зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание и поддержание потребительских предпочтений. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец торговой маркировкой (ценниками, товарными чеками, бирками, наклейками и т.п).
Для доведения товарной информации до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную, цифровую, изобразительную, символическую, штриховую. Для каждой из указанных форм характерны преимущества, так и недостатки.
Словесная информация наиболее доступная для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).[18,с.87]
К недостаткам словесной информации относится громоздкость: для ее размещения требуется значительная площадь на упаковке и/ или таре .Для восприятия такой информации (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.
Цифровая информация применяется
чаще всего для дополнения словесной
и в тех случаях когда
Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна рядовым потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток либо других эстетических объектов( цветов, животных, насекомых и т.п) или иных изображений. Основным назначением этой информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. И здесь открывается широкое поле деятельности для рекламистов и маркетологов. В ряде случаев изобразительная информация предупреждает об особенностях обращения с товаром (манипуляционные знаки).[18,с.87]
К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений ограничены, поэтому она не заменяет а лишь дополняет словесную или цифровую информацию
Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т.п. Вместе с тем эта информация может являться для потребителя товаров очень важной. Так, в последнее время потребители проявляют большой интерес к экологически чистым товарам и продовольственным и непродовольственным.
Группу эко-знаков подразделяют на три подгруппы:
вара или безопасности для окружающей среды;
Наибольшее распространение
Штриховая информация - это закодированные сведения о товаре, носителем которых является штриховой код. Штриховой код (ШК) знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку типографским способом или с помощью этикетки и ярлыка , которые приклеиваются. Необходимость внедрения ШК возникла в связи с резким увеличением общей широты ассортимента товаров, достигающей 50-80тыс . торговых артикулов и/или наименований, а так же с развитием информационных технологий, активным внедрением ЭВМ в сферу производства торговли.
Товарная информация на маркировке должна соответствовать обязательным требованиям.
Требования к товарной информации. Согласно закону РБ «О защите прав потребителей», к товарной информации предъявляют следующие обязательным требования: достоверность, доступность, достаточность.
Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлений, вводящих пользователей информации в заблуждение.
Доступность связана с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.
Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В законе РБ «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность или продавца ее представлять по первому требованию, регламентируется Законом РБ «О защите прав потребителей».
Понятность – требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, определения которых приводятся в законах, терминологических стандартах, словарях и справочниках или которые относятся к общепринятым , а потому не требуют определений и пояснений. [18,с.89].
Достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация - это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обуславливает ее недостоверность.
Излишняя информация - это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не приставляющих интереса для ее пользователей. Избыток информации также вреден, поскольку в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить его к отказу от покупки.
Упаковка вместе с нанесенной на ней товарной информацией является «лицом» товара. Их задача - возбудить у потребителя желание приобрести товар. Покупатель, находясь в торговом зале магазина перед массой выложенных перед ним товаров, за несколько секунд принимает решение о покупке. Упаковка и маркировка помогают потребителю сделать свой выбор, формируют потребительские предпочтения.
Товарная информация маркировки и дизайн упаковки являются мощным маркетинговым инструментом и информационным подкреплением товара, которые могут обеспечить увеличение объема продаж, повышение конкурентоспособности товара и сыграть решающую роль в его успехе.
Маркировка — информация, наносимая изготовителем на тару, этикетки, ярлыки и т.п. Она Также информирует потребителей об изготовителях, количественных характеристиках продуктов. Маркировка является средством обеспечения контроля их качества, используется контролирующими организациями для идентификации и экспертизы. Функции маркировки:
-информационная