О техническом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Итак, данный ФЗ "О техническом регулировании" направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, отвечающей современным международным требованиям. Теперь базой решения многих вопросов стандартизации, сертификации, а также лицензирования стали техническое регулирование и технические регламенты, а также подтверждение соответствия продукции и услуг. Введение технических регламентов в ранг государственного регулирования для выполнения обязательных норм вместо привычных стандартов позволяет уровнять состояние отечественной стандартизации с международной.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 313.25 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

    1. Определение регулирования

Техническое регулирование является разновидностью государственного регулирования, которое  предполагает использование юридических  инструментов для реализации целей  социально-экономической политики государства. В рамках государственного регулирования происходит принуждение  индивидов или организаций к  соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных  санкций со стороны специализированных государственных структур и органов.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под государственным  регулированием понимается разнообразное  множество инструментов, с помощью  которых государство устанавливает  требования к предприятиям и гражданам. Такое регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания и вспомогательные правила, устанавливаемые государством, а также негосударственными организациями или организациями саморегулирования, которым государство делегировало регуляторные полномочия.

В статье 2 ФЗ "О техническом регулировании" дается следующее определение: техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование – обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг.

В понятие  «техническое регулирование» входят также  и оценка соответствия продукции, процессов, работ и услуг установленным  нормам, а также контроль за их соблюдением. Кроме обязательных постулатов данный термин включает в себя функции соблюдения добровольных правил в той сфере деятельности, которой занят предприниматель.

 

    1. Понятие, содержание и виды технических регламентов

Согласно  статье 2 ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие  технических регламентов направлено на защиту граждан и их имущества, живой природы, а также на предупреждение неправильных действий, которые могут  привести к нежелательным последствиям для пользователей продукции.

Согласно  п. 2 статьи 6 технические регламенты включают только те требования, которые  обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических  регламентов в каких-либо иных целях  попросту не допускается. Соблюдение прочих технических норм, напрямую не связанных  с упомянутыми в статье закона вопросами, становится факультативными  делом.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических  вопросов. В узком смысле безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования  технических регламентов не должны быть завышенными по отношению к  тем, которые надлежащим образом  обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это может  обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению  предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов  вполне могут возникнуть решения, которые  поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного  права. Наши законы должны защищать, а  не разорять отечественных предпринимателей.

В техническом  регламенте должны быть перечислены  все те объекты, на которые он распространяется. К таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом  регламенте должны быть прописаны правила  идентификации объектов, т. е. правила  признания тождественности реального  объекта тем его характеристикам, которые содержатся в техническом  регламенте, и признаки его опознания. Кроме того, технический регламент  может содержать следующие данные:

- правила  и формы оценки соответствия;

- схемы  подтверждения соответствия;

- предельные  сроки оценки соответствия в  отношении каждого объекта технического  регулирования;

- терминологию, в которой дается определение терминам, специфических для данного технического регламента;

- требования  к упаковке, конструкции, способу  исполнения, маркировке или этикеткам  и правилам их нанесения.

Очевидно, технический регламент будет  противодействовать введению в заблуждение  покупателя товаров. Для этого необходимо разработать и принять на уровне Федерального закона технический регламент о порядке доведения сведений о товарах до потребителей с помощью маркировки и оформления этикеток. Сегодня информация, наносимая на товары и включаемая в сопроводительную документацию, зачастую оказывается недостоверной, в результате чего получается неправильное представление о реальном качестве предлагаемой продукции. Когда установятся единые строгие правила, это позволит в значительной мере лишить недобросовестных товаропроизводителей и продавцов возможности безнаказанно заимствовать для обозначения собственной продукции наименования известных изделий существенно иного качества, приписывать полезные свойства предметам, которые на самом деле ими не обладают, придавать продукции оформление, вводящее потребителя в заблуждение.

В техническом  регламенте должны содержаться требования только к характеристикам объектов, но не к конструкции, технологии и  методам их разработки, с помощью  которых эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни  и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни  и здоровья животных.

Технический регламент может содержать специальные  требования к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или  этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются  в зависимости от того, в каких  географических и климатических  зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических  особенностей. К таким требованиям  могут быть отнесены, в частности, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Как минимальный  законом предусмотрен 6-месячный срок со дня официального опубликования  технического регламента до вступления его в силу. Это сделано для  того, чтобы изготовители продукции  и контролирующие органы могли подготовиться  к исполнению принимаемого Федеральным  законом или постановлением Правительства  Российской Федерации технического регламента. Поскольку этот срок может  оказаться слишком малым для  выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера, подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться в процессе его разработки.

Закон устанавливает  два вида технических регламентов: общие и специальные. Требования общих регламентов обязательны  для применения и соблюдения в  отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные регламенты устанавливают  требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов. Специальные регламенты не должны противоречить  общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого  действия. Общие регламенты, оформленные  как Федеральные законы, должны содержать  основные нормы, распространяемые на очень  широкий круг объектов. Специальные  регламенты устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

По оценке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии количество специальных технических регламентов  составит около 1500, что примерно соответствует  числу видов предпринимательской  деятельности. Общих технических  регламентов будет разработано  не более 10. На начало 2005 г. на стадии обсуждения находятся около 100 проектов технических регламентов1.

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ.

СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

 

2.1. Основные положения сертификации  товаров

 

2.1.1. Формы сертификации

Сертификация продукции в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В ст. 2 этого Закона сказано, что сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.2 Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

    1. принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
    2. обязательной сертификации

Техническое регулирование в нашей стране применяется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации - Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России действует много систем обязательной сертификации. Самая представительная - Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. Госстандартом утверждена Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация согласно Постановления Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.07.2002 N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии". Там же, в Приложении А, перечислены законодательные акты РФ, на основании которых проводится обязательная сертификация продукции и услуг в системе сертификации ГОСТ Р. В то же время данная Номенклатура может служить лишь основанием для включения тех или иных видов товаров в списки продукции, утверждаемые Правительством РФ. Ею нельзя руководствоваться, чтобы определить, должен ли данный товар пройти сертификацию - для этого предназначен Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.3

Ранее наряду с этим Перечнем был утвержден  Список работ и услуг, которые  должны были сертифицироваться в  обязательном порядке. Федеральный  закон N 184-ФЗ отменил обязательность их сертификации, но они могут сертифицироваться добровольно. Список импортных товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе в Российскую Федерацию, отдельно доведен Письмом ФТС России от 19.12.2006 N 06-73/44906.

Порядок обязательного подтверждения соответствия средств связи отдельно регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 214. Согласно Правилам подлежат обязательной сертификации средства связи, используемые в сети связи общего пользования, а также в технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в части их присоединения к сети связи общего пользования.

Информация о работе О техническом регулировании