Организация работ по стандартизации Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Государственное управление деятельностью по стандартизации Российской Федерации осуществляет Госстандарт России. Работы по стандартизации в области строительства организует Минстрой России.
Другие органы государственного управления организуют деятельность по стандартизации в пределах их компетенции.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства и иных сферах деятельности в министерствах (ведомствах) Российской Федерации создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) головные организации по стандартизации.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Правовые основы стандартизации. Задачи.
Органы и службы по стандартизации.
Порядок разработки стандартов
Контроль за соблюдением требований стандартов
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

•создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

•организация системного обеспечения  потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного  периода в России, ставят перед  стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым  можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Органы и службы по стандартизации

Органы  и службы по стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т.е. создавать технические регламенты. Роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Минобразования России. Госстандарт России как национальный орган

Государственное управление деятельности по стандартизации осуществляет Государственный Комитет  РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный Комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).


Функции Госстандарта:

• Выполнение роли заказчика государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования 
• Рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения 
• Организация работ по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве Государственных стандартов 
• Обеспечение единства и достоверности измерений в стране, крепление и развитие государственной метрологической службы 
• Осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники 
• Руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации 
• Участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации 
• Издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации

Осуществляет  свои функции Госстандарт через  созданные им органы. К территориальным  органам относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ); на территории РФ их более 100.

Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские  и другие работы по стандартизации.

Порядок разработки стандартов

Разработка и утверждение стандартов осуществляется согласно следующей общей схеме:

  • национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке стандарта, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления;
  • разработчик дорабатывает проект стандарта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца;
  • проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения стандарта;
  • национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Правила обозначения стандартов. Обозначение  национального стандарта состоит  из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических  или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно  включает одно-, двухразрядный код  системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Работа Технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные  органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено  также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта  между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта  и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта  предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две  стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта  законодательству России, международным  правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем  переписки, чтобы удостовериться в  его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается  в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура  принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим  правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Ρ 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется  в ежемесячном Информационном указателе, издается и распространяется.

Все перечисленные выше функции  выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и  заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для  актуализации стандартов технические  комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с  предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта  по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость  пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так  и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений  о внесении изменений, пересмотре и  отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли  принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых  результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

Контроль за соблюдением требований стандартов

Правовые основы, задачи и организация  госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ "О стандартизации" и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный  контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

К основным задачам госнадзора можно  отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона "О единстве измерений" всеми  субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, — государственные инспекторы.

Информация о работе Организация работ по стандартизации Российской Федерации