Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1: Порядок разработки стандартов. Ответ: Порядок разработки стандартов.
Вопрос 2: Организация контроля качества продукции.
Ответ: Организация контроля качества продукции и профилактики брака
Вопрос 3: охарактеризуйте сходство и различие между обязательной и добровольной сертификацией. Какова их роль за рубежом? Ответ: В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» сертификация может иметь обязательный о добровольный характер.

Файлы: 1 файл

МЕТРОЛОГИЯ.docx

— 29.95 Кб (Скачать файл)

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Её осуществление  связано с определёнными обязанностями, налагаемыми на предприятия, я том  числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных  законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства  РФ.

В соответствии с Законом  РФ «О защите прав потребителей» перечни  товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается  и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура  продукции и услуг (работ) в отношении  которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации –  Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных  видов продукции, и на другие федеральные  органы исполнительной власти. В России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная – Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и  возлагаемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров лёгкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических  или физических лиц на добровольных условиях между заявителем и органом  по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный  документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей  и потребителей продукции заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнёрских отношений.

В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и  подтверждение их соответствия связаны  с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включённых в  обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Правила и процедуры системы  добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных  и региональных организаций в  этой области. Решение о добровольной сертификации связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, всё больше ориентирующихся в своём выборе на сертифицированные изделия. Как  правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством. В настоящее  время в России преобладает обязательная сертификация, за рубежом добровольная, заинтересованы в добровольной сертификации лишь российские эксперты. По мере ужесточения  конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.

Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Отличительные  признаки обязательной и добровольной

                      Сертификации

 

 

Признаки

Вид сертификации

обязательная

добровольная

1. Основные цели проведения

Обеспечение безопасности и  экологичности товаров (работ, услуг)

Обеспечение конкурентоспособности  продукции (услуги). Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)

2. Основание для проведения

Законодательные акты РФ

По инициативе юридических  и физических лиц на договорных условиях между заявителем и ОС

3. Объекты

Перечни товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации, утвержденные Правительством РФ

Любые объекты

4. Сущность оценки соответствия

Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящим обязательную сертификацию

Оценка соответствия любым  требованиям заявителя. Для объектов, подлежащих обязательной сертификации – оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные

5. Нормативная база

Государственные стандарты, Санитарные правила и нормы, и  другие документы, которые устанавливают  обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)

Стандарты различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем


 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров – М.: 1994-166с.
  2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 1989-208с.
  3. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством – М.: Издательство стандартов, 1989-208с.

Информация о работе Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров