Особенности формирования и управления ассортиментом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, курсом, которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................4
ГЛАВА 1.ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ АССОРТИМЕНТОМ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОБЩИСТВЕ, ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………6
1.1 Понятие и свойства торгового ассортимента…………….6
1.2 Ассортиментная политика………………………………...12
1.3 Процесс формирования ассортимента, его принципы и факторы….............................................................................16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЦМЭ ЦИФРОГРАД» ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА……………………..23
2.1 Понятие качества и безопасности товаров………………23
2.2 Изучение качества и безопасности товаров (на торговом предприятии «ЦМЭ Цифроград»)……………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………34

Файлы: 1 файл

1.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЦМЭ «ЦИФРОГРАД»)

2.1 Понятие качества  и безопасности товаров

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:

1. Показатели назначения.

2. Показатели надёжности.

3. Показатели технологичности.

4. Показатели стандартизации  и унификации.

5. Эргономические  показатели.

6. Эстетические  показатели.

7. Показатели транспортабельности.

8. Патентно-правовые  показатели.

9. Экологические  показатели.

10. Показатели безопасности.

 

Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества. Количественно определить качество весьма сложно. Этим занимается наука квалиметрия. Квалиметрия наука, которая разработала достаточно приемлемые методы количественной оценки качества.

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

Индивидуальный контроль качества явился первым этапом развития управления качеством и действовал в производстве до конца XIX века. Начало XX века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества. Привлечение в производство штатных контролёров положило начало III этапу, который можно охарактеризовать как контроль качества при приёмке продукции. Крупномасштабные заказы на продукцию массового производства положили начало IV этапу контроля качества, определяемого как статистический контроль. По мнению многочисленных экспертов, управление качеством в ХХI веке требует, чтобы: компании учитывали затраты на качество в своих балансах; каждый работник умел правильно определить свою роль в улучшении качества продукции, а также знал, что качество это соответствие продукции требованиям потребителя; потребитель был уверен в том, что получит от поставщика продукцию и услуги вовремя, и что качество их будет высоким. Основные функции службы управления качеством: поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемых деталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов. Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутом современной концепции управления предприятием. К числу важнейших мероприятий по внедрению системы следует отнести: выбор стратегии; создание инфраструктуры; подготовка сотрудников к переменам; разработка планов внедрения; установление каналов связи с персоналом других фирм.8

Стандарт в переводе с английского это норма, мерило, образец. Главная задача стандартизации создание системы нормативно технической документации (НТД), определяющей прогрессивные требования к продукции. Стандартизация базируется на ряде принципов: повторяемость; вариантность; системность; взаимозаменяемость. В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации и метрологии РФ, которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов. В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на категории и подразделяются в зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания. Определение понятия сертификации продукции было впервые разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО). Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация может быть обязательной и добровольной. Объектами сертификации могут быть: конкретная продукция; состояние производства; система управления качеством.

Товарный знак - существенный компонент активов предприятия, одновременно представляющий собой важный источник информации для покупателей товаров. В соответствии с ФЗ РФ «О товарах и товарных знаках, знаков обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», принятом в 1992 году, товарный знак - обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

В патентоведческой литературе выделяются три критерия классификации товарных знаков: по формам выражения; по основаниям использования; по степени известности. В прикладной экономической литературе, посвященной процессам продвижения фирмами своих товаров на рынок, формирования благоприятной репутации фирмы, выделяют другие критерии классификации: по географическому охвату; по широте охватываемых товаров; по происхождению (времени/месту создания). С точки зрения субъектов обладателей прав на товарные знаки можно выделить товарные знаки производителей и дилеров/ фирм, занимающихся торговлей.9

В противоположность распространённому мнению, повышение качества не только не обязательно увеличивает стоимость изделия, но напротив, например, при внедрении комплексного управления качеством может привести к её снижению. Расходы на качество, определяющие в сумме цену качества можно разделить на две основные категории: расходы, связанные с обеспечением качества (цена соответствия); издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий (цена несоответствия). В свою очередь, расходы на обеспечение качества включают в себя расходы на проведение контроля качества с целью выявления продукции неудовлетворительного качества, а также расходы, связанные с предупреждением выпуска некачественной продукции. Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий включают в себя издержки в сфере производства и издержки в сфере потребления.

Повышение качества товаров и продукции это не самоцель, а средство для повышения эффективности производства и более полного удовлетворения на этой основе потребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственных ресурсов, так и в результате улучшения качества продукции. Неуклонный рост качества продукции это и средство, и результат интенсификации производства. Пути повышения качества: НТП; соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества; совершенствование управления качеством. Основные факторы совершенствования управления качеством продукции: улучшение стандартизации, приемки и аттестации качества; комплексное планирование повышения качества; усиление стимулирования повышения качества; внедрение комплексных систем управления качеством (КСУК).10

 

 

 

 

 

2.2 Изучение качества  и безопасности товаров на  торговом предприятии

Одной из важнейших составных частей технологического процесса магазина является приемка поступивших товаров по количеству и качеству.

Порядок и сроки проведения приемки, а также правила ее документального оформления определены в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Данные инструкции применяются только в случаях, когда это предусмотрено договором купли-продажи (поставки) и когда иной порядок приемки не установлен стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами. Осуществляют приемку товаров работники магазина, на которых возложена материальная ответственность. Они должны хорошо знать правила, в соответствии с которыми производится приемка, и сроки ее проведения, уметь составлять все необходимые документы, быть компетентными в вопросах определения количества и качества товаров.11

Руководство магазина обязано систематически контролировать выполнение правил приемки и своевременность ее документального оформления. При нарушении правил и сроков проведения приемки торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям. Приемка товаров в магазине включает в себя: проверку количества поступивших товаров, их качества и комплектности; оформление приемки соответствующими документами; принятие товаров на учет.

Принимая товар, работники магазина должны убедиться в соответствии его характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных и сопроводительных документов. Транспортными документами являются транспортная железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная и другие, в зависимости от вида транспорта, которым доставляется груз. К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет, счет-фактура, а также некоторые другие документы, перечень которых зависит как от особенностей поступившего товара, так и от способа его доставки.

Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Она выписывается поставщиком в четырех оригинальных копиях и состоит из двух разделов - товарного и транспортного. Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров. Она составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у поставщика. Второй экземпляр служит основанием для оприходования товаров получателем. Счет является для предприятия розничной торговли документом, на основании которого производится оплата поставленного товара, выдается поставщиком и удостоверяет поставку товара и его стоимость. Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгружаемых магазину товаров велик, содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.12

В ходе приемки необходимо проконтролировать наличие на упаковке товаров и в сопроводительных документах информации о сертификации (для товаров, подлежащих обязательной сертификации) и сроках годности (для товаров, у которых срок годности должен быть установлен обязательно). Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Материально ответственное лицо, производившее приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.д. Так, порядок приемки товаров, поступивших в таре-оборудовании, регулируется инструкцией «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании». Условия приемки импортных товаров устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров специально оговорены не были, то руководствуются инструкцией «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов». Далее вопросы приемки товаров изложены в соответствии с правилами действующих инструкций «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Порядок и сроки предъявления претензий к автотранспортной организации определены в Уставе автомобильного транспорта.

Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки, маркировки. Принимают товары по органолептическим показателям (проверяют внешний вид, вкус, запах, консистенцию) предварительно на месте получения и окончательно в магазине. Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены для отдельных видов товаров стандартами или техническими условиями. В остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:

  1. при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 24 ч. после выдачи их органом транспорта или поступления в магазин;
  2. при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящихся товаров -- 24ч после поступления в магазин.

 

В районах Крайнего Севера и других местностях досрочного завоза непродовольственные товары принимают по качеству не позднее 60 дней, продовольственные (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 48 ч после поступления их в магазин.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности товаров завершена в установленные сроки. Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и т.п.). Если сопроводительные документы или часть из них отсутствуют, то в этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товаров и в нем указывается, какие документы отсутствуют. При приемке товаров производится сплошная проверка их качества и комплектности. Выборочная проверка с распространением результатов проверки качества какой-либо части товаров на всю партию допускается в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором.13

При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, работники магазина приостанавливают дальнейшую приемку и составляют односторонний «Акт о приемке товаров» (форма №ТОРГ-1). В нем указывают количество осмотренных товаров, характер выявленных при приемке дефектов. До продолжения приемки обеспечивается хранение товаров ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение их качества и смешение с другими однородными товарами.

Для участия в продолжении приемки и в составлении двустороннего акта вызывается представитель поставщика. При одногородней поставке вызов представителя и его явка для участия в приемке и составлении акта обязательны. Уведомление иногороднего поставщика обязательно только в том случае, когда его участие в дальнейшей приемке и составлении акта предусмотрено договором. Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, а по скоропортящимся товарам - в течение 4 ч после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре. Представитель поставщика может участвовать в приемке только при наличии у него соответствующего удостоверения.

Информация о работе Особенности формирования и управления ассортиментом предприятия