Введение:
Тема моей курсовой работы посвящена изучению
ответственности торговых предприятий
за нарушение прав потребителей.
Я выбрала
именно такую тему, потому что на данный
момент этот вопрос становится все актуальнее,
так как с каждым годом процент обращений
и жалоб от потребителей и нарушение правовых
норм от исполнителей (продавцов, торговых
предприятий в целом) возрастает все больше
и больше: в 2011 году в Госкомдемонополизации
от потребителей поступило 6709 жалоб и
заявлений, что на 33,7 процента больше по
сравнению с 2010 годом (5017). Так, в письменной
форме поступило 2183 (в 2010 году – 1524) обращения
(рост на 43,2 процента); по телефону "доверия"
зарегистрированы 4526 (3493) обращений (рост
на 29,5 процента).
В
связи с недобросовестным отношением
торговых предприятий к качеству товаров
на сегодняшний день, мы можем наблюдать
выросшее количество просроченных продуктов
на прилавках магазинов, а, следовательно,
и увеличение пищевых отравлений среди
невнимательных потребителей. По наблюдениям
экспертов из обществ защиты прав потребителей,
с наступлением кризиса резко увеличилось
количество жалоб на некачественные продовольственные
товары. В последние месяцы стало резко
расти число заболеваний, связанных с
пищевыми отравлениями. Этот показатель
за последний год увеличился на 52%. Такая
тенденция стала повсеместной. Плохая
еда продается и в столицах, и в маленьких
городах. На какие только уловки не идут
продавцы, чтобы реализовать товар, на
который нет спроса в период экономических
трудностей.
Это и наклеивание на залежавшиеся
продукты этикеток с новым сроком годности,
и откровенное соскабливание с колбас
и сыров верхнего слоя гнили или слизи,
после чего товар можно снова отправлять
на прилавок. Вместе с тем опыт показывает,
что при желании потребитель может весьма
успешно отстоять свои права в суде.
Повседневные походы в магазин
за продуктами для рядовых покупателей
неизбежны, как рассвет. Можно какое-то
время обходиться без стирального порошка,
крема для обуви или одеколона, но без
хлеба, соли, сахара, молока на обеденном
столе вряд ли удастся продержаться даже
пару дней. И никакой экономический кризис
не в силах отменить этот основной закон
обыденной жизни. Он может внести свои
коррективы лишь в предпочтения гражданами
тех или иных магазинов. И единственное,
на что не может согласиться потребитель,
так это на обман и подлог со стороны тех,
кто находится «по ту сторону прилавка»
– продавцов и производителей продуктов
питания. Сегодня же между продавцами
и покупателями образовалась самая настоящая
линия фронта.
Целью
моей работы является изучение глубины
данного вопроса, то есть рассмотрение
видов правонарушений продавцов (исполнителей)
перед потребителями, изучение органов
и организации, которые могут проконтролировать
и повлиять на такого рода нарушения и
предотвратить их, также рассмотрение
законов, которые существуют для устранения
этих проблем и права потребителей при
выявлений нарушений деятельности продавца
(исполнителя).
Также
в ходе моей работы будут использованы
примеры нарушений торговых предприятий
и сделаны выводы о тяжести и последствий
таких нарушений и общий итог о результатах
деятельности рассмотренных предприятий.
Глава
1. Меры ответственности за нарушение прав
потребителей
Продавец,
изготовитель или исполнитель за нарушение
прав потребителей может быть привлечен
к одному из следующих видов ответственности:
- гражданско-правовой;
- административной;
- уголовной.
- Гражданско-правовая ответственность продавца, исполнителя или изготовителя является наиболее распространенной. Она вытекает из гражданского законодательства, регулирующего комплекс договорных отношений. Дело в том, что все отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) существуют только в рамках определенного договора (даже если стороны ничего не заключали и не подписывали, то в этом случае будет иметь место устный договор). Поэтому гражданское законодательство применяется в области прав потребителей. Административная ответственность имеет несколько иные корни. Она основана на административном законодательстве. И если гражданско-правовая ответственность установлена договором между сторонами, то административная регламентируется императивными нормами административного права и не может быть пересмотрена соглашением сторон. Третий вид ответственности, предусмотренный за нарушение гражданского законодательства, — уголовная ответственность. Уголовная ответственность является наиболее суровым видом ответственности и применяется лишь в строго ограниченных случаях.
- 1.1. Гражданско-правовая ответственность
- Гражданско-правовая ответственность — это один из видов юридической ответственности и представляет собой такие санкции, которые применяются к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо подчеркнуть, что ее основной функцией является компенсация, то есть эта ответственность служит восстановлению нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Действующее законодательство о защите прав потребителей предусматривает следующие формы гражданско-правовой ответственности, которые могут быть возложены на продавца (исполнителя, изготовителя):
- Уплата неустойки.
- Компенсация морального вреда.
- Рассмотрим каждую из названных форм в отдельности.
Под убытками согласно ст. 15 Гражданского
Кодекса РФ понимаются расходы, которые
лицо, чье право нарушено, произвело для
восстановления нарушенного права, утрата
или повреждение его имущества (реальный
ущерб), а также неполученные доходы, которые
это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право
не было нарушено (упущенная выгода).
- Другой формой гражданско-правовой ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского Кодекса является неустойка. Неустойка
(штраф, пени) — определенная законом или
договором денежная сумма, которую должник
обязан уплатить кредитору (потребителю)
в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательства, в частности,
в случае просрочки исполнения. Для взыскания
неустойки достаточно установления факта
неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательства. Доказывание причинения
при этом убытков не требуется. Неустойка,
предусмотренная законом (законная неустойка)
в отличие от неустойки, установленной
договором (договорная неустойка), подлежит
взысканию независимо от включения условия
в договор о неустойке (ст. 332 ГК).
Понятие "моральный
вред" раскрывает статья 151 Гражданского
кодекса, из которой следует, что "моральный
вред" — это физические и нравственные
страдания, причиненные гражданину нарушением
его прав
- Закон РФ «О защите
прав потребителей» - один из первых законодательных
актов, в котором предусмотрена возможность
взыскания компенсации за причиненный
моральный вред.
- Правила компенсации морального
вреда установлены в статьях 151, 1099—1101
Гражданского кодекса. Моральный вред
подлежит компенсации, если он причинен
действиями, которые нарушают личные неимущественные
права гражданина или посягают на принадлежащие
ему иные нематериальные блага.
- Н. В. Васильчикова «Как потребителю
защитить свои интересы. Рекомендации
и примеры» стр.18
- Если вред причинен действиями, нарушающими другие права гражданина, то он подлежит компенсации только в случаях, специально предусмотренных законом. Таким случаем как раз и является компенсация вреда за нарушение прав потребителя.
Причинителем вреда может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителей, предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ по защите прав потребителей. Например, право требования компенсации морального вреда возникнет у потребителя, если ему будет продан товар ненадлежащего качества или с опозданием будет отремонтирована квартира.
Гражданский кодекс предусматривает единственную форму, в которой суд может взыскать компенсацию с причинителя вреда — денежную (п. 1 ст. 1101 ГК).
- Существует мнение о том, что компенсация морального вреда производится только в судебном порядке. Эта позиция основывается на закрепленном в законодательстве праве суда определять размер компенсации. В этом случае имеет право быть мнение, что это не так. Для возникновения права на компенсацию необходимо наличие двух условий: нарушение прав потребителя, предусмотренных законодательством, и наличие вины причинителя вреда в нарушении этих прав.
- Существует два способа разрешения конфликтов: добровольный и принудительный. Добровольным может быть и соглашение о размере компенсации морального вреда. Если стороны в добровольном порядке не смогли достичь согласия, то у потребителя возникает право на обращение в суд. В этом случае размер компенсации за причиненный моральный вред будет определяться судом. 2
-
1.2. Административная
ответственность
- За нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыскании неустойки и убытков. Административно-правовая ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче
- предписаний различного рода на правонарушителей-граждан и юридических лиц.
- 2
Н. В. Васильчикова
«Как
потребителю защитить свои интересы. Рекомендации
и примеры»
стр.18
-
Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, антиобщественное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность.
- Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности:
- фактическое основание административной ответственности — административный
проступок. Подавляющее большинство нарушений,
подпадающих под административную ответственность
не настолько вредны, чтобы их можно было
квалифицировать как преступления. Поэтому
законодатель считает их проступками;
- наличие своих специфических видов взыскания, которые по своей правовой природе относятся к числу административных мер;
- при привлечении к административной ответственности наступают особые административные отношения, регулируемые нормами административного и процессуального права, одним из субъектов этих отношений обязательно выступает правонарушитель, а другой — представитель государства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.— наличие особого порядка привлечения к ответственности:
- внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РФ);
- сравнительная простота производства по времени. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать такие дела, протокола об административном правонарушении (ст. 257 КоАП РФ), также устанавливаются специальные сроки, которые характерны для некоторых составов правонарушений —3,5,7 дней (ч. 2 ст. 257 КоАП РФ);
- сравнительно короткие сроки привлечения к ответственности;
- отсутствие судимости.
- Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения свершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета или его конфискация, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права;
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
- Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания. При этом многие из них часто не причиняют непосредственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут применяться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Действующее административное законодательство предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нарушений и размеры ответственности по ним:
- Нарушение правил торговли — продажа товаров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в нарушение установленных правил реализации товаров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда;
- Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой:
- Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 146) — продажа товаров. не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда.
- Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификатов и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой.
- Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
- Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых иен (тарифов) на продукцию, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
- Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией немаркированного товара.
- Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (организаций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
- Обман потребителей в небольшом размере — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенные в небольшом размере,— влечет наложение штрафа от 1 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
- 1.3. Уголовная ответственность
- В Уголовном Кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г. содержится ряд статей, направленных именно на защиту прав потребителей и на привлечение к ответственности виновных лиц. К ним относятся:
Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) — использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб,— наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, (ст. 236 УК РФ) — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,— наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности,— наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, если они:
совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
совершены неоднократно;
совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимального размера оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц,— наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Обман потребителей (ст. 200 УК РФ) — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере,— наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Те же деяния, совершенные:
лицом, ранее судимым за обман потребителей;
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в крупном размере,—
наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Общепризнанно, что уголовная ответственность является, фактически, самой суровой формой ответственности, предусмотренной государством за нарушение прав человека и введение в УК РФ составов преступлений, касающихся ответственности за нарушение прав потребителей вызвано острой ситуацией, сложившейся в нашей стране на рынке потребительских товаров и услуг, и подтверждает социальную значимость необходимости охраны прав потребителей, т. е. разумно предположить, что соотношение максимальных санкций норм уголовного кодекса наиболее объективно отражает общественную значимость охраняемых благ. 3
-
- 3
http://partnerstvo.ru/lib/pp/?q=node/9
-
Глава 2. Органы и организации, занимающиеся вопросами нарушений прав потребителей, а также основные законы, принятые для контроля деятельности торговых предприятий.
- По способам нарушений торговыми
предприятиями правил перед потребителями,
можно выделить такие органы и организации:
- Нарушения санитарных правил и правил торговли на объектах потребительского рынка:
- - Управление федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- - Санитарно-эпидемиологическая
служба;
- - Департамент потребительского
рынка и услуг;
- Наличие ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан:
- - Федеральная антимонопольная
служба;
- Подозрение на факт совершения мошенничества продавцом (исполнителем):
-
- Министерство внутренних
дел РФ
- - Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии;
- Поддержка прав и защита потребителей:
- -Объединение потребителей
России; 4
-
2.1.Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека
- Федеральная служба по надзору в сфере
- защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
- контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
- благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
- Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои
- территориальные органы.5
-
4
http://www.zonaprav.ru/ap/zaloba.htm
-
5 И.Д. Еналеева
«Защита прав потребителей:
Часто задаваемые вопросы, образцы документов» стр. 78
-
Основные функции Роспотребнадзора:
- Осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
- Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- Контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; 6
-
Поэтому, в случаях, когда покупателем были выявлены нарушения со стороны продавца (исполнителя) будь то обнаружение товара ненадлежащего качества или непредоставление соответствующей информации о товаре, он имеет полное право написать заявление в Роспотребнадзор с жалобой в двух экземплярах, на одном из которых должен стоять штамп о принятии службы данного заявления. В большинстве случаев, такая служба осуществляет проверку нарушающего правила магазина, что при обнаружении нарушений предприятие несет за собой в зависимости от тяжести административную или уголовную ответственность.
- Если при проведении соответствующих мероприятий было выявлено
- нарушение требований, установленных действующим законодательством, то те
- или иные должностные лица контролирующих органов обязаны принять все
- необходимые меры по контролю за устранением выявленных нарушений,
- предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей,
- окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению к ответственности
- лиц, допустивших нарушения. 7
-
2.2. Санитарно-эпидемиологическая
служба
- Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению
- 6
http://rospotrebnadzor.ru/news
-
7 И.Д. Еналеева
«Защита прав потребителей:
Часто задаваемые вопросы, образцы документов» стр.87
-
среды обитания населения.
- Для обеспечения санитарно-эпидемической деятельности руководящие органы санитарно-эпидемической службы государств разрабатывают и утверждают санитарные нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; осуществляют контроль за соблюдением в типовых проектах строительства гигиенических норм и дают соответствующие заключения. 8
-
2.3. Департамент потребительского
рынка и услуг
- Департамент осуществляет функции по реализации государственной
политики в сфере оптовой и розничной торговли (в том числе ярмарок), логистики, розничных
рынков, обеспечения продовольственной
безопасности, агропромышленного комплекса,
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов,
общественного и социального питания, защиты
прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции,
бытового обслуживания населения
- Деятельность департамента потребительского рынка и услуг:
• регулирование вопросов защиты прав
потребителей;
• регулирование оказания услуг общественного
питания;
• организация работы розничной торговли;
• регулирование работы рынков;
• контроль торговли алкогольной продукцией;
• организация работы мелкорозничной торговли;
• контроль уровня цен на рынке. 9
-
2.4. Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной
власти. Данный орган рассматривает дела
о нарушении антимонопольного законодательства
и осуществляет государственный контроль
за соблюдением законов и иных правовых
актов РФ, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей. В этой области
его деятельность можно подразделить
на два главных направления:
- защита прав конкретного гражданина-потребителя;
- 8
http://www.fcgsen.ru/
-
9 http://www.moskow-services.ru/departamenty-moskvy/249-departament-potrebitelskogo-rynka-i-uslug-goroda-moskvy.html
-
защита прав неопределенного круга потребителей.
- В первом случае действия антимонопольных органов начинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудительному удовлетворению требований потребителя, путем выдачи обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого предусмотрена также выдача предписаний о прекращении или о приостановлении продажи товаров в случаях, если специалистами антимонопольных органов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;
- продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
- продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).
- Предписание выносится в соответствии с принятым решением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного органа. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право возбуждать дело о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часть требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимонопольный орган и направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры; другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовители, исполнители обязаны предоставить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
- 2.5. Министерство внутренних
дел РФ осуществляет следующие
полномочия: организует производство
по делам об административных правонарушениях,
отнесенных к их компетенции, производит
дознание и предварительное следствие
по уголовным делам, участвует в работе
по стандартизации, метрологии и сертификации,
а также организует прием граждан, своевременное
и полное рассмотрение устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений
и направление ответов в установленный
законодательством РФ срок. 10
-
- 2.6. Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии осуществляет такие полномочия в установленной
- сфере деятельности, как организация экспертизы проектов национальных
- стандартов, проверка в установленном порядке средств измерений в РФ, сбор и
- обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения
- требований технических регламентов, а также информирование приобретателей,
- изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических
- регламентов, учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и
- рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам. 11
-
2.7. Объединение потребителей
России – единственное в нашей стране
общественное движение в защиту прав и
интересов потребителей. Объединение
потребителей России имеет отделения
в 68 регионах России.
- 10 «Полномочия Положения
о Министерстве внутренних дел РФ» II раздел п. 12.9
-
11 «Положение о Федеральном
агентстве по техническому регулированию
и метрологии»
п. 5
-
Социальная направленность деятельности Объединения потребителей России является приоритетной.
Движение будет уделять особое внимание защите потребительских интересов наименее защищенных и малообеспеченных граждан – инвалидов, пенсионеров, учащихся, многодетных семей, военнослужащих и членов их семей.
Ключевым приоритетом в области интересов потребителей станет работа на предупреждение масштабных нарушений потребительских прав, в первую очередь, - общественный контроль безопасности товаров и услуг, таких как, продовольственные товары для широкого круга населения. 12
-
2.8. Основные законы и постановления,
принятые для контроля за соблюдением
прав потребителей торговыми предприятиями
- Свод законов, правил и других нормативных актов, в которых установлены права потребителей, формы и способы их защиты, насчитывает несколько десятков наименований. Новыми нормами права охвачены практически все отрасли потребительского рынка. С выходом в свет второй части Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона «О защите прав потребителей» от 09.01.96 г., Уголовного кодекса РФ в 1996
г., Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в 2001
году, структура и содержание законодательства
о защите прав потребителей обрели черты
системности, упорядоченности, общей завершенности.
Обладая достоинствами и недостатками,
данное законодательство в целом отвечает
международным нормам потребительского
права, выработанным в странах с высокоразвитой
рыночной экономикой. 13
-
- 12
http://www.potrebitel-russia.ru/?id=77
-
13
В.С. Катренко, С.С. Слепаков
«Правовые основы защиты
интересов потребителей (общедоступный
учебный курс)»
стр.2
-
3. Примеры нарушений прав потребителей
- 3.1. ОАО «Седьмой континент»
- По итогам работы в 2010 году в Управление Роспотребнадзора по городу Москве поступило 184 обращения граждан с жалобами на многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей на работу магазинов торговой сети ОАО «Седьмой Континент», осуществляющих реализацию пищевой продукции
населению.
- В ходе проведенных Управлением Роспотребнадзора по городу Москве внеплановых проверок доводы заявителей подтвердились. В каждом случае были выявлены нарушения, связанные с реализацией пищевой продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества и безопасности, с доведением до покупателей недостоверной информацией о цене и весе этой продукции, а также с различными нарушениями Правил продажи отдельных видов товаров. В результате в отношении юридического лица и его должностных лиц было вынесено 85 постановлений о привлечении их к административной ответственности.
- За истекший период 2011 года Управлением Роспотребнадзора по городу Москве совместно с органами прокуратуры города Москвы проверено 85 магазинов торговой сети ОАО «Седьмой континент» в 10 административных округах города
Москвы, в ходе которых также были выявлены
аналогичные нарушения. В результате в
отношении ОАО «Седьмой континент» и его должных лиц было вынесено 129 постановлений
о привлечении их ответственности по ст.ст.6.3,
6.4, 6.6, ч.ч.1,2 ст. 14.4, ст. 14.15, ч.1 ст. 14.8, ч.3 ст.
14.16, ч.1 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
- Несмотря на всю очевидность нарушений действенных мер по наведению порядка ОАО «Седьмой континент» не принимает, что дает основания полагать
о неблагонадежности данной торговой
сети.
- 3.2. ЗАО «Торговый дом «Перекрёсток»
- Привлечен к административной ответственности за нарушение прав потребителей.
- 1 марта 2011 года в Арбитражном
суде города Москвы состоялось судебное
заседание об оспаривании постановления
№ 826-31 от 08.12.2010 года главного государственного
санитарного врача по ЮВАО города Москвы
о назначении административного наказания
юридическому лицу ЗАО «Торговый дом «Перекрёсток» в виде административного
штрафа в размере 10000 рублей.
- 28.10.2010 года в Территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по городу
Москве в ЮВАО города Москвы поступила
жалоба потребителя на большое количество
воды, полученной при разморозке куриных
окорочков, приобретенных в ЗАО «Торговый дом «Перекрёсток» по адресу: городу Москва,
улица Малышева, дом 3. При рассмотрении
жалобы была проведена внеплановая выездная
проверка ЗАО «Торговый дом «Перекрёсток», в процессе которой на исследование
были отобраны окорочка куриные свежемороженные
(полуфабрикат) производства ООО «Щелковский МПК» (Московская область, Щелковский
район, совхоз Свердловский, улица Центральная).
Окорочка куриные замороженные других
производителей в реализации отсутствовали.
- По результатам экспертного заключения установлено, что образец продукции «окорочка куриные свежемороженые» (полуфабрикат) производства ООО «Щелковский МПК» (Московская область, Щелковский
район, совхоз Свердловский, улица Центральная,
дом 4) не отвечает требованиям постановления
Главного государственного санитарного
врача РФ «О производстве и обороте
мяса птицы» №33 от 02.06.2008 года (массовая доля
жидкости, отделяющаяся при размораживании
мяса птицы, не должна превышать 4%). В результатах
исследований она составила 17,3%.
- Специалистом юридического отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве был составлен и направлен в суд отзыв на исковое заявление ЗАО «Торговый Дом «Перекрёсток». Суд, согласившись с доводами
Управления, отказал в удовлетворении
заявленных требований ЗАО «Торговый Дом «Перекрёсток» и оставил постановление
№ 826-31 от 08.12.2010 года в силе.
- 3.3. «Л’Этуаль»
- На косметике и парфюмерии, реализуемой в торговой сети «Л’Этуаль» города Екатеринбурга, не
указывался срок годности, исправлялась
страна-производитель, у многих проверенных
Роспотребнадзором продуктов и вовсе
был истекший срок годности.
- Целый месяц Роспотребнадзор проверял «Л’Этуаль». Результаты шокировали. Из
3 725 проверенных товаров с продажи снято
2 033 наименований, что составляет 55% от
всех проверенных продуктов. У 372 косметических
средств обнаружен истекший срок годности.
- Выявлено, что продавцы исправляли страну-изготовителя, вводя покупателей в заблуждение. Не указывалась или удалялась информация о сроке годности, назначении и применении косметического средства, контакты для жалоб.
- Напоследок Роспотребнадзор узнал, что в 2008 году фирма не следила за условиями труда в магазинах и не проводила для своих сотрудников медицинское обследование.
- В адрес «Л’Этуаль» вынесли предписание «Об устранении выявленных нарушений
санитарных правил и о прекращении нарушения
прав потребителей» и привлекли к административной
ответственности по статьям 14.15, 14.8 ч.1,
14.7, 14.4 ч.2, 6.3 КоАП РФ. Торговая сеть в казну
обязана выплатить 73 тысяч 800 рублей.
- об административном правонарушении (статья 14.4 части 2 КоАП - продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил). Еще четыре дела возбуждены по статье 20.4 части 1 КоАП - нарушение требований пожарной безопасности.
- 3.4. Магазин «Райпо»
- В ноябре Управлением Роспотребнадзора была проведена провека в
Красноуфимске, Красноуфимском и Ачитском
районах. По итогам проверки был выявлен
ряд нарушений санитарного законодательства
и законодательства о защите прав потребителей.
Об этом сообщил специалист-эксперт Красноуфимского
отдела Управления Роспотребнадзора по
Свердловской области А.В. Поздеев.
- Нарушения носили следующий характер:
- продажа товаров с нарушением требований
санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям торговли и
обороту в них продовольственного сырья
и пищевых, а именно: на реализации находились
продовольственные продукты: яйца куринные
пищевые с-1 без наличия какой-либо информации,
наносимой в соответствии с требованиями
п. 4.3.9.2 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые.
Информация для потребителей. Общие требования.",
п/фабрикат мясной рубленный формованный
категории Г "Ромштекс" изготовитель
ООО "Новоуральский мясной комбинат";
полуфабрикаты мясные рубленные замороженные
"Котлеты Киевские" изготовитель
ООО "Новоуральский мясной комбинат"
без даты изготовления в соответствии
с требованиями п. 4.2.2.2 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты
пищевые. Информация для потребителей.
Общие требования.", напиток безалкогольный
на пряно-ароматичном сырье сильногазированный
низкокалорийный ароматизированный "Горный
Алтай" с ароматом Черемухи, в пластиковых
бутылках по 1,5 л., изготовитель Пермский
край ООО "Завод по розливу минеральных
вод" "БН Минводы Прикамья" с истекшими
сроками годности;
- введение в заблуждение потребителей
относительно наименования товара (при
реализации нектара "Виноградный"
на ценнике было указано наименование
продукта - сок "Виноградный";
- нарушение права потребителя на получение
необходимой информации о реализуемом
товаре, об изготовителе, а именно: в продаже
находились лампы накаливания общего
назначения Б 75 ВТ Е 27, изготовитель ЗАО
"Томский завод светотехники", без
информации о товаре и изготовителе на
потребительской упаковке, в том числе
без информации о классе энергетической
эффективности, лампы накаливания общего
назначения Б 60 ВТ Е 27, изготовитель ОАО
"Майлуу-сууйский электроламповый завод",
шары надувные из латекса "пастель",
шары надувные из латекса "металлик"
без информации о товаре и изготовителе
на потребительской упаковке;
- продажа товаров не соответствующих
требованиям стандарта, а именно: в продаже
находились консервы рыбные "Сельдь
атлантическая натуральная с добавлением
масла», изготовитель ООО "Русский
рыбный мир", не соответствующие требованиям
стандарта ГОСТ 13865-2000 «Консервы рыбные натуральные
с добавлением масла. Технические условия.», в соответствии с которым выработан данный
вид продукта, по показателю Состояние
рыбы;
-нарушение законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, выразившееся
в нарушении действующих санитарных правил,
а именно: торговые, складские, вспомогательные
и санитарно - бытовые помещения не оборудованы
приточно - вытяжной механической вентиляцией,
фасовочные помещения не оборудованы
моечными ваннами и раковинами для мытья
рук, не предусмотрены краны со смесителем
на уровне 0,5 м от пола для забора воды,
предназначенной для мытья полов, требуется
ремонт полов в складских помещениях,
пищевые продукты в охлаждаемой камере
хранятся на стеллажах изготовленных
из материалов, которые не поддаются мойке
и дезинфекции, не проводится по мере необходимости
текущий ремонт в охлаждаемой камере для
молочной продукции, в личных медицинских
книжках сотрудников отсутствуют сведения
о необходимых профилактических прививках,
не ведётся контроль за температурно -
влажностным режимом хранения продуктов
в складских помещениях;
-оборот алкогольной продукции, не соответствующей
требованиям государственных стандартов,
а именно: в продаже находилось вино специальное «Портвейн 777», изготовитель ООО Винзавод «Минеральные Воды», не соответствующий требованиям
ГОСТ Р 52404-2005 «Вина специальные и виноматериалы
специальные. Общие технические условия».
Вся продукция, не соответствующая требованиям
законодательства, изъята из оборота.
В отношении виновных лиц вынесены постановления
о назначении административного наказания.
В адрес поставщика, а также производителя
продукции, не соответствующей требованиям
законодательства, направлены представления
об устранении причин способствующих
нарушению законодательства.
- 3.5. Магазины ИП Дмитриевой
- Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора в ноября 2010 года проведена плановая проверка в отношении ИП Дмитриевой С.В. Данный субъект права осуществляет реализацию продовольственной и непродовольственной продукции в магазинах:
- Магазин "Промтовары" д.Сарсы-первые, Ленина,74, Магазин "ТПС" с.Русская Тавра, Мира,6, Магазин "Светлана" пгт Натальинск, Советская,11, Магазин "Промтовары" с.Русская Тавра, Мира,15.
- В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения санитарных правил и правил продажи отдельных видов товаров (Магазин "ТПС" с.Русская Тавра, Мира,6), нарушения законодательства по защите прав потребителей, связанных с нарушением прав потребителей на предоставление необходимой информации о товарах, из производителей и продавце, маркировкой выпускаемой продукции.
- При проверке во всех магазинах была проведена инспекция выборочных товаров. При инспекции продовольственных товаров в магазин "ТПС" с.Русская Тавра, Мира,6 на реализации находилась продукция:
- - без этикеток (или листов
- вкладышей) - кекс "Нежный", дужки
вермишели, пироженное "трубочка слоеная";
- - при отсутствии необходимых
условий для соблюдения температурных
и влажностных условий хранения (колбаса
"Дачная", колбаса вареная оригинальная
"Докторская", лопатка "Королевская"
в/к, бекон "Сельский" в/к)
- - без наличия на этикетке информации,
наносимой в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации,
а также нормативной и технической документации
- на этикетках печенья творожного, печенья
сдобного "Коровка" и кекса "Изюминка"
отсутствовала информация о дате изготовления
данного товара.
- В магазине "Промтовары" с.Русская Тавра, Мира,15 при инспектировании детской обуви и одежды на предмет доведения до сведения покупателей обязательной информации (маркировки) о товаре и изготовителе, установлена продажа товаров с поддельными сертификатами соответствия и санитарно-эпидемиологическими заключениями соответствия.
- Вся продукция не соответствующая требованиям законодательства РФ изъята из оборота. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
- За реализацию товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификатов соответствия материалы административного дела переданы в Красноуфимский городской суд для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности с конфискацией товаров.
- Материалы дела также направлены в ОВД по ГО «Красноуфимск», МО «Красноуфимский округ» для рассмотрения вопроса об установлении
и привлечении к ответственности виновных
лиц, по факту выявления поддельных сертификатов.
- 3.6. Ашан
- По просьбам покупателей прокуратура Московской области совместно с территориальными отделами Управления Роспотребнадзора провели проверки в магазинах сети "Ашан". Проверки коснулись "Ашанов", которые расположены на территории Ленинского, Красногорского, Мытищинского, Подольского и Одинцовского районов. В ходе проверки в них были выявлены многочисленные нарушения.
- - Установлено, что некоторые
магазины реализовывали продукцию с нарушением
температурного режима хранения, что могло
повлечь сокращение установленных сроков
ее годности и порчу, - сообщает пресс-служба
Прокуратуры Московской области. - Так, выставленная на продажу мясная
и рыбная продукция хранилась при температуре,
значительно превышающей допустимые значения,
установленные изготовителем и санитарными
правилами.
- Кроме того, проверяющие выявили факты продажи некоторых товаров по более высокой цене, чем указана на ценнике, а также без информации на русском языке о товаре и его изготовителе. А в магазине ООО "Ашан", расположенном в деревне Марфино Одинцовского района, в продаже находилось сливочное масло с истекшим сроком годности. Партию испорченного масла арестовали и сняли с реализации.
- По результатам проверки органы прокуратуры возбудили в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ашан" ряд дел об административных правонарушениях. Его генеральному директору внесены два представления с требованием устранить выявленные нарушения закона и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
- Заключение:
- В заключении данной курсовой
работы, я бы хотела подвести итог всей
проделанной мной работы:
- 1. Каждое торговое предприятие может нести
такие виды ответственности за нарушение
определенных прав потребителей:
-
- Гражданско – правовую ответственность;
-
- Административную ответственность;
-
- Уголовную ответственность
- 2. Существуют органы и организации,
контролирующие деятельность торговых
предприятий и привлекающие их, в зависимости
от тяжести нарушения прав потребителей,
к ответственности:
- - Управление федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- - Санитарно-эпидемиологическая
служба;
- - Департамент потребительского
рынка и услуг;
- - Федеральная антимонопольная
служба;
-
- Министерство внутренних
дел РФ
- - Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии;
- -Объединение потребителей
России
- 3. Существуют законы и постановления,
защищающие права потребителей:
- - Федерального закона «О защите прав потребителей»
-
- Гражданский кодекс РФ
-
- Уголовного кодекс РФ
-
- Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях
- Также мною были рассмотрены
примеры нарушений торговых предприятий
на основании реальных случаях, произошедших
в нашей стране, ответственность за данные
нарушения и сделаны соответствующие
выводы.
- Теперь, получив достаточно
данных, хочу высказать такое мнение: на
данном этапе развития нашей страны, мы
можем сделать выводы, что деятельность
торговых предприятий регулируется и
контролируется органами власти и другими
уполномоченными организациями, законами,
в которых прописано, на какие права может
претендовать потребитель и на какие действия
со стороны исполнителей (продавца, торговых
предприятий в целом) установлены ограничения,
что не может не радовать. С одной стороны
каждый потребитель может чувствовать
себя защищенным.
- Но в то же самое время можно
и задуматься над тем, что количество нарушений
со стороны торговых предприятий не уменьшается,
а только наоборот увеличивается, что
дает повод задуматься, а все ли правильно
урегулировано со стороны закона, все
ли контролируется для защищенности потребителей.
Поэтому перед каждым потребителем стоит
задача не пускать все нарушения со стороны
торговых предприятий наутек, не закрывать
на них глаза, чтобы не подвергнуть себя
и других таких же потребителей опасности.
А торговым предприятиям остается только
лишь добросовестно исполнять свои обязательства
перед потребителями, дабы не заработать
себе лишнюю головную боль и материальный
ущерб в итоге.
- Я считаю, что один из основных
способов, который может затормозить количество
нарушений со стороны торговых предприятий
– это ощущение самих же себя на месте
потребителей, то есть, здесь уже действует
такое понятие как моральный принцип -
самоконтроль своих действий, ведь каждый
из нас, где бы он ни работал, в каких бы
организациях ни исполнял бы функции,
является самым настоящим потребителем.
- Список используемой литературы:
- 1. Книги авторов:
- Васильчикова Н. В. «Как потребителю защитить
свои интересы. Рекомендации и примеры» стр.18;
- Еналеева И.Д. «Защита прав потребителей:
Часто задаваемые вопросы, образцы документов» стр. 78, 87;
- Катренко В.С., Слепаков С.С. «Правовые основы защиты интересов
потребителей (общедоступный учебный
курс)» стр.2;
- 2. Кодексы, законы, постановления:
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1(ред. от 18.07.2011)"О защите прав потребителей"(с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011) (ст.:4,5,7,12.18);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря (КоАП РФ) 2001 года (ст.: 146, 194, 257);
- «Полномочия Положения о Министерстве
внутренних дел РФ» II раздел п. 12.9
- «Положение о Федеральном
агентстве по техническому регулированию
и метрологии» п. 5
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года (ст.: 182,200,236)
- 3. Сайты:
- http://www.antimon.uz/newsmore/173
- http://www.newizv.ru/society/2009-03-18/106765-neschaste-est.html
- http://partnerstvo.ru/lib/pp/?q=node/9
- http://www.zonaprav.ru/ap/zaloba.htm
- http://rospotrebnadzor.ru/news
- http://www.fcgsen.ru/
- http://www.moskow-services.ru/departamenty-moskvy/249-departament-potrebitelskogo-rynka-i-uslug-goroda-moskvy.html
- http://www.potrebitel-russia.ru/?id=77
- http://rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=588995&version=1.0
- http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/500-perekrestok
- http://www.rateshops.ru/shownew.php?id=81
- http://www.rateshops.ru/shownew.php?id=4
- http://ksk66.ru/4090-v-magazinax-rajpo-obsharuzheny-narusheniya.html
- http://kp.ru/daily/25833.5/2808136/