Планирование товарных запасов. Товарный дефицит и излишки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

Содержание работы

Введение.
1. Товарные запасы торгового предприятия.
1.1 Оптимизация управления товарными запасами
1.2 Значение и роль товарных запасов
2. Планирование товарных запасов. Товарный дефицит и излишки
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Товарные запасы и управление ими в розничной торговле 1.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

    1. Значение и роль товарных запасов

 

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Товарные запасы при формировании, хранении и  реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам:

1) по целям использования:

  • потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,
  • производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;

2) по времени использования / потребления:

  • товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,
  • товары длительного пользования, используемые многократно;

3) по характеру потребления:

  • товары повседневного спроса,
  • товары тщательного выбора,
  • престижные товары;

4) по характеру использования  в зависимости от степени их участия в процессе производства:

  • сырье, материалы, тара и упаковка,
  • комплектующие детали, инструмент, инвентарь,
  • техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.

5) по функциональной принадлежности:

  • товары – продукты питания,
  • промышленные товары;

6) по видам запасов:

  • текущие запасы – это товары на стадии реализации,
  • подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки,
  • гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,
  • сезонные запасы  - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,
  • переходящие запасы;

7) по видам движения  товаров в учете:

  • товары в пути, товары на складе,
  • товары на стадии предпродажной подготовки,
  • зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации, 
  • реализованные товары на ответственном хранении.

На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:

  • внешние факторы – налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
  • внутренние факторы – пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.

Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:

1) удельный вес товарных  запасов в их общей величине  на начало и конец отчетного  периода;

2) абсолютный прирост  товарных запасов на конец  отчетного периода (в денежных  единицах измерения и в натуральных  единицах измерения по каждому виду товара);

3) темп прироста товарных  запасов на конец отчетного  периода (в процентах), сравнивается  с темпом прироста выручки  от торговой деятельности;

4) оборачиваемость товарных  запасов, характеризующая длительность  одного полного кругооборота  средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;

5) показатель экономии  оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;

Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес.

Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее. 

В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц.

Методология экономического анализа показателей эффективности использования оборотных средств, а в том числе и товарных запасов, не является целью настоящей статьи, более подробно этот вопрос рассмотрен в статье «Оценка деловой активности торговой организации».

Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности , так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям.

В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.

Заказы на товары длительного пользования — это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение — ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.

Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей.

Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является торговая база предприятия.

Учет поступления товаров на склад розничной торговой организации может быть организован разными способами в зависимости от способа хранения товаров.

Среди многообразия хозяйственных операций в организации, осуществляющей  розничные продажи, учет товарных операций является наиболее трудоемким. При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- единство показателей  бухгалтерского учета и аналитического управленческого учета при поступлении и реализации товаров, при складском  товарообороте;

- возможность получения  оперативной учетной информации  о торговой деятельности организации (например, за день, неделю и так  далее);

- учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу;

-  единство оценки товаров  при их постановке на учет  и списании в расход.

Таким образом, одна из главных задач управления товарными запасами состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о поступлении товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации товаров и контроле над их сохранностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование товарных запасов. Товарный дефицит и излишки.

 

Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.

На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.

На основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров по ассортименту и срокам.  План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в  основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.

Информация о работе Планирование товарных запасов. Товарный дефицит и излишки