Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 04:28, реферат

Описание работы

Товарный ассортимент – это подбор или набор разнообразных товаров, объединенных по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку.
Различают промышленный и торговый ассортимент товаров. Промышленный (производственный) ассортимент товаров – это товары народного потребления, которые производят промышленные предприятия. Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия – это торговый ассортимент товаров.
Промышленный и торговый ассортимент товаров взаимосвязаны. В сферу обращения (торговлю) поступает продукция промышленных предприятий, ассортимент которой определяется потребностями населения, спросом потребителей, сырьевыми и производственными возможностями, заказами торговли.
В торговом ассортименте товаров выделяют ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия. Ассортимент товарной группы – это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп, иногда он формируется из продукции различных отраслей промышленности (например, галантерея текстильная, кожевенная, из пластмассы и др.). Ассортимент товаров отдельной товарной группы подается в соответствующем прейскуранте розничных цен.
В торговле выделяют товары простого и сложного ассортимента. Первые (школьные тетради, чернила и т.д.) классифицируют по немногочисленные признакам. Вторые (одежда, обувь, посуда и т.д.) подразделяют по назначению, исходными материалами, способами производства, конструкции и другим признакам, их ассортимент очень разнообразен.

Содержание работы

Товарный ассортимент……………………………………………….. 3
Методы классификации товарного ассортимента………………….. 6
Условия хранения товаров в магазине………………………………. 9
Виды товарных потерь и меры по их сокращению………................ 11
Организация оптовой и розничной торговли, ярмарки…………… 15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Товарный ассортимент……………………………………………….. 3
  2. Методы классификации товарного ассортимента………………….. 6
  3. Условия хранения товаров в магазине………………………………. 9
  4. Виды товарных потерь и меры по их сокращению………................ 11
  5. Организация оптовой и розничной торговли, ярмарки…………… 15

 

  1. Товарный ассортимент

Товарный ассортимент  – это подбор или набор разнообразных  товаров, объединенных по определенному  потребительскому, торговому или  производственному признаку.

Различают промышленный и  торговый ассортимент товаров. Промышленный (производственный) ассортимент товаров  – это товары народного потребления, которые производят промышленные предприятия. Ассортимент товаров, поступающих  на оптовые и розничные торговые предприятия – это торговый ассортимент  товаров.

Промышленный и торговый ассортимент товаров взаимосвязаны. В сферу обращения (торговлю) поступает продукция промышленных предприятий, ассортимент которой определяется потребностями населения, спросом потребителей, сырьевыми и производственными возможностями, заказами торговли.

В торговом ассортименте товаров  выделяют ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия. Ассортимент товарной группы – это  виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп, иногда он формируется из продукции различных  отраслей промышленности (например, галантерея текстильная, кожевенная, из пластмассы и др.). Ассортимент товаров отдельной  товарной группы подается в соответствующем  прейскуранте розничных цен.

В торговле выделяют товары простого и сложного ассортимента. Первые (школьные тетради, чернила и т.д.) классифицируют по немногочисленные признакам. Вторые (одежда, обувь, посуда и т.д.) подразделяют по назначению, исходными материалами, способами производства, конструкции и другим признакам, их ассортимент очень разнообразен.

Ассортимент товаров торгового  предприятия определяется типом  предприятия (магазин, склад, оптовая  база). Специализированные торговые предприятия  реализуют товары узкого ассортимента, например, одной товарной группы (одежда), подгруппы, иногда даже вида (галстуки), но эти товары, представленные в полной номенклатуре.

Ассортимент товаров количественно  характеризуется такими основными  показателями: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления.

Структура ассортимента –  это количественное соотношение  товарных групп, подгрупп, видов в  товарообороте. Она считается рациональной, если соответствует спросу потребителей.

Понятие широта товарного  ассортимента касается как промышленного, так и торгового ассортимента и характеризуется числом наименований (видов и разновидностей) товаров  определенного назначения. Так, ассортимент  столовой посуды можно ограничить разнообразными тарелками, а можно расширить  за счет салатниц, ваз и др. Расширение ассортимента товаров должно быть оптимальным  и соответствовать разумным потребностям и требованиям экономичности.

Под полнотой ассортимента товаров понимают отношение количества разновидностей товара, находящегося в продаже, к количеству товаров, предусмотренных прейскурантами внутри вида.

Устойчивость ассортимента – это колебания его широты и полноты в течение определенного  времени.

Обновлением ассортимента товаров  называют смену товаров, которые  находятся в продаже, изделиями  с более высокими потребительскими свойствами, которые более полно  удовлетворяют потребности населения. Степень обновление характеризуется  удельным весом (в процентах) новых  изделий в общем поступлении  товаров. Он должен связываться с  периодом морального устаревания товаров: чем этот период короче, тем выше степень обновление ассортимента. Целесообразнее не столько расширять, сколько своевременно обновлять ассортимент.

В соответствии со спросом  потребителей для торговых предприятий  устанавливается определенный минимальный  набор товаров, который обязательно  должен быть в наличии, – это ассортиментный минимум.

При формировании промышленного  и торгового ассортимента товаров  народного потребления исходят  из принципа наиболее полного удовлетворения потребностей населения на основе развития производительных сил, роста промышленного  производства, ускорения научно-технического прогресса. Учет всех факторов, влияющих на спрос, систематическое пополнение и обновление ассортимента товаров  должны способствовать его оптимизации, что имеет важное социально-экономическое  значение.

 

  1. Методы классификации торгового ассортимента

1. Метод, основанный на  логике рассуждения покупателей.  Принимая в расчет первый аспект, т.е. логику потребителя, необходимо  предварительно осуществить сегментацию  потребителей по наиболее значимым  признакам. При делении ассортимента на категории, в зависимости от логики рассуждения покупателей в основу должна быть положена психология людей, которые подсознательно делят товары на группы. Причем сложность использования данного метода заключается в том, что нужно рассуждать как целевой покупатель и делить ассортимент на товарные категории в соответствии с его логикой. Так, покупатель может делить товары на группы «слишком дорогие товары», «слишком дешевые товары», «товары с умеренной ценой» или может подсознательно подразделять ассортимент на такие группы, как «товары на каждый день», «товары к празднику или торжеству» и т.д. При этом один и тот же товар одним покупателем может быть отнесен к одной группе, а другим покупателем — к другой. Здесь важно учитывать, на какой сегмент (или какие сегменты) ориентирует свою деятельность магазин, и в соответствии с этим классифицировать ассортимент на товарные категории.

Данный метод формирования товарной категории имеет как  свои достоинства, так и недостатки.

К достоинствам можно отнести  следующие:

  • менеджер категорий ориентирует свою деятельность на удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с известными ему характеристиками;
  • существует возможность оперативно реагировать на любые изменения во вкусах и предпочтениях покупателей.

Среди недостатков метода:

  • большая вероятность неверного разделения ассортимента на товарные категории, так как логика рассуждений покупателей очень сложна для изучения;
  • сложность классификации товаров, так как существует огромное количество вариантов рассуждений потребителей, которые необходимо учесть при формировании товарной категории.

2. Метод, основанный на  функциональных и практических  выгодах потребителей. В рамках  данного метода формирование  товарных категорий базируется  на исследовании того, какие товары  приобретаются покупателями для  удовлетворения одной потребности.  В результате в одну товарную  категорию объединяются товары, которые приобретаются различными  группами потребителей, но предназначены  для удовлетворения однородной  потребности.

Например, в одну товарную категорию «товары, для домашнего  досуга» могут быть объединены наборы, для вышивания, лото, шахматы, пряжа, вязальные спицы и крючки и  т.д.

Данный метод также  характеризуется определенными  достоинствами и недостатками. Достоинством метода является возможность для  менеджера категории отслеживать  все актуальные тенденции в развитии данной товарной категории, а также, анализируя изменения на рынке, оперативно реагировать на действия конкурентов  и поставщиков. Однако ориентация товарной категории на удовлетворение тождественной  потребности разных групп покупателей  может привести к тому, что слишком  выраженные различия между покупателями сделают неэффективными одинаковые методы работы с ними.

3. Метод, основанный на  потребительских предпочтениях.  Данный метод основан на предположении,  что покупатель делает выбор  в пользу того или иного  магазина, ориентируясь на свои  субъективные, эмоциональные выгоды. Например, молодые люди могут  предпочесть совершать покупки  именно в данном магазине, так  как там они имеют возможность  не только совершить необходимые  покупки, но и недорого перекусить, а молодые родители могут пойти  в конкретный магазин, потому  что там широкий выбор товаров  для детского питания и т.д.  Таким образом, люди совершают  покупки в тех в магазинах,  где они могут приобрести товар  или услугу, которые обладают  для них повышенной субъективной ценностью. Достоинствами данного метода являются следующие:

  • формирование товарной категории на основе товаров, имеющих субъективную ценность у потребителя, обеспечивает устойчивый спрос со стороны целевых покупателей;
  • существует возможность эффективно использовать методы неценовой конкуренции, к которым можно отнести особенности модных тенденций, акции по стимулированию сбыта и т.д.

Метод обладает и недостатками:

  • подходит не для всех групп товаров, например его, сложно использовать в отношении товаров длительного пользования;
  • вызывает трудности в определении взаимосвязи между «эмоционально окрашенным» товаром и другими товарами в категории.

4. Метод, основанный на  особенностях товародвижения. Данный  метод предполагает, что товарные  категории формируются исходя  из таких факторов, как цепочка  товародвижения, схема поставки  и реализации товаров конечному  покупателю, требования к перевозке  и хранению товаров.

Данный метод формирования товарных категорий целесообразно  применять в случае наличия множества  филиалов, при значительной удаленности  магазина от производителей и поставщиков  товаров, а также неритмичности  поставок товаров.

Хорош данный способ тем, что  обеспечивает постоянное наличие товара в продаже и позволяет оптимизировать процесс движения товаров от производителя (поставщика) до конечного покупателя. Однако довольно сложно выделять различия между требованиями разных групп  покупателей в рамках одной товарной категории и отслеживать изменения  в структуре потребительских  предпочтений.

 

  1. Условия хранения товаров в магазине

Сохранение количества и  качества поступивших товаров — одна из основных задач работников магазина.

Сохранность товаров зависит от создания нормальных условий и режима хранения товаров, способов размещения и укладки, продолжительности хранения. Под условиями хранения понимается окружающая среда (температура, влажность воздуха, свет), в которой хранятся товары.

Необходимо строго соблюдать  требуемую температуру и относительную  влажность воздуха Относительная  влажность — отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему количеству пара, насыщаемому  воздух при данной температуре. Относительная влажность воздуха выражается в процентах.

Температурный режим и  влажность воздуха контролируют термометрами и психрометрами.

При хранении продовольственных товаров необходимо создать условия, способные затормозить биохимические (дыхание) и микробиологические (брожение) процессы в продуктах, предохранить продукты от испарения и увлажнения. Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильном оборудовании или ледниках. Применение холода способствует сохранению потребительных свойств  продуктов, товарного вида, сокращению товарных потерь.

При хранении большинства промышленных товаров оптимальной считается температура от 112 до 118°, а относительная влажность — 60 — 70%.

Хранение товаров в  магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитывается длительность хранения, очередность их поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине помещения, ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках помещают легкие товары.

Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном  виде. Способы их хранения зависят  от свойств товаров, вида складских  помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное). Различают штабельный (на поддонах и подтоварниках) и стеллажный способы хранения товаров.

На стеллажах размещают распакованные товары. Укладывают товары стопками, рядами, маркировкой наружу. В стопки и ряды укладывают одинаковое количество товара, чтобы облегчить подсчет. Загрузку полок стеллажей удобнее начинать с левой стороны Громоздкие, тяжеловесные товары, ящики, мешки, кипы размещают штабельным способом.

Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до отопительных устройств должно быть не менее 1 м, до пола — 20 см, до источников освещения — 50, между рядами — 70 см. Высота укладки товаров в штабелях с учетом техники безопасности при отсутствии механизмов для укладки не должна превышать 2 м.

Одним из условий правильного  хранения товаров является строгое  соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с применением  слабого раствора хлорной извести, своевременное устранение трещин стен и потолков.

 

  1. Виды товарных потерь и меры по их сокращению

Информация о работе Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товара