Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 04:28, реферат

Описание работы

Товарный ассортимент – это подбор или набор разнообразных товаров, объединенных по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку.
Различают промышленный и торговый ассортимент товаров. Промышленный (производственный) ассортимент товаров – это товары народного потребления, которые производят промышленные предприятия. Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия – это торговый ассортимент товаров.
Промышленный и торговый ассортимент товаров взаимосвязаны. В сферу обращения (торговлю) поступает продукция промышленных предприятий, ассортимент которой определяется потребностями населения, спросом потребителей, сырьевыми и производственными возможностями, заказами торговли.
В торговом ассортименте товаров выделяют ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия. Ассортимент товарной группы – это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп, иногда он формируется из продукции различных отраслей промышленности (например, галантерея текстильная, кожевенная, из пластмассы и др.). Ассортимент товаров отдельной товарной группы подается в соответствующем прейскуранте розничных цен.
В торговле выделяют товары простого и сложного ассортимента. Первые (школьные тетради, чернила и т.д.) классифицируют по немногочисленные признакам. Вторые (одежда, обувь, посуда и т.д.) подразделяют по назначению, исходными материалами, способами производства, конструкции и другим признакам, их ассортимент очень разнообразен.

Содержание работы

Товарный ассортимент……………………………………………….. 3
Методы классификации товарного ассортимента………………….. 6
Условия хранения товаров в магазине………………………………. 9
Виды товарных потерь и меры по их сокращению………................ 11
Организация оптовой и розничной торговли, ярмарки…………… 15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров. Эти потери могут быть измерены в натуральном и денежном выражении, в зависимости от чего делятся на две группы — товарные и материальные.

Товарные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.

Материальные потери —  потери, вызванные частичной или  полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении. Эти две группы потерь взаимосвязаны, но товарные потери являются первичными, а материальные — вторичными, следствием товарных потерь. Товарные потери делятся по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы — количественные и качественные.

Количественные (нормируемые) потери — уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой подгруппы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке.

Количественные потери в  зависимости от причин возникновения, делятся на два вида — естественная убыль и пред реализационные потери.

Причинами возникновения  естественной убыли (ЕУ) служат следующие  процессы:

  • испарение воды или усушка;
  • улетучивание веществ;
  • распыл (утруска, распыление);
  • розлив (размазывание);
  • впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку;
  • дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами);
  • бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.

Качественные (актируемые) потери. В отличие от количественных качественные потери списываются не по нормам, а по актам. Поэтому их называют еще актируемыми.

Микробиологические процессы, вызывают порчу товаров, значительно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность.

Биологические процессы —  повреждения (процессы), вызываемые насекомыми: молью (платяной, фруктовой, амбарной.и др.); жуками (хрущак, долгоносик и т. п.), гусеницами (плодожорки яблоневая, ореховая), личинками (моли, проволочника, мухи сырной, шоколадной, морковной). Существенный урон потребительским товарам при хранении причиняют мышевидные грызуны, которые поедают и загрязняют не только пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани и изделия из них.

Биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а также непродовольственным товарам, являющимся биологическими объектами (например, живые цветы и животные).

Химические процессы приводят к порче товаров вследствие изменений веществ, Например, прогорание жира в жиросодержащих продуктах — муке, орехах, мучных кондитерских изделиях, масле, маргариновой продукции.

Как отмечалось выше, количественные, или естественные, потери относятся к нормируемым и списываются на основании утвержденных норм, а качественные потери — к актируемым и списываются на основании актов. Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены нормы естественных потерь. Нормы ЕУ продовольственных товаров утверждены приказом Минторга СССР и Минфина СССР № 88 от 2 апреля 1987 г. В 1996 г. их действие было продлено (приложение — Письмо Роскомторга и Минфина РФ от 11 апреля 1996 № 1-458/32-5). Порядок списания естественных потерь определяется Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином (Приказ Роскомторга от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2).

Нормы технологических отходов утверждаются Комитетом Российской Федерации по торговле (с 1996 г. — Министерство внешнеэкономических связей и торговли).

Нормы технологических отходов  продовольственного сырья в общественном питании утверждены Роскомторгом и  приведены в Сборнике рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий  общественного питания (издание 1994 г. и 1996 г.).

Меры по предупреждению и  снижению потерь.

  1. Организационные меры направлены на выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения. Они могут носить профилактический или текущий характер.
  2. Профилактические меры связаны с приемочным контролем качества, что уже на первой стадии закладки товаров на хранение позволяет прогнозировать их сохраняемость, возможные сроки хранения независимо от того, существуют или отсутствуют на конкретные товары сроки годности.
  3. Технологические меры — меры по учету факторов внутренней среды и регулированию факторов внешней среды, позволяющие предупредить или снизить товарные потери.
  4. Внутренние факторы обусловлены химическим составом и структурой потребительских товаров.

Немаловажное значение для  размера потерь имеет и структура (строение) потребительских товаров. Так, многие процессы, вызывающие естественную убыль, обусловлены именно структурой товара (распыл — товаров с мелкоизмельченной структурой, розлив — жидких и вязких и т. п.).

Предреализационные потери целиком определяются структурой товара. Поскольку ценность отдельных его частей неравнозначна, малоценные или непригодные для использования по назначению части товара удаляют.

Структура товаров, их механические свойства значительно влияют на раскрошку товаров при резке, рубке и других операциях, связанных с делением целого на части:

Внешние факторы - это совокупность воздействий внешней среды, а также средств защиты от нее, влияющих на размеры потерь. Это условия, сроки хранения (или транспортирования), упаковка и операции предреализационной товарной обработки. Эти внешние факторы, сохраняющие количественные и качественные характеристики товаров, оказывают наиболее значительное влияние на размер потерь в организациях торговли и общественного питания.

Информационные меры — меры по обеспечению рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требованиях, устанавливаемых нормативными и технологическими документами, которые позволяют предупредить или снизить товарные потери.

К нормативным документам, регламентирующим нормы и правила хранения, относятся стандарты на продукцию, на методы хранения, а также СанПиНы и нормы естественной убыли.

Технологические документы  представлены инструкциями по хранению товаров определенных ассортиментных групп, а также инструкциями по порядку списания норм естественной убыли. Кроме того, условия и сроки транспортирования устанавливаются в Правилах перевозки грузов или кодексах соответствующих транспортных органов. Информационным носителем является также специальная товароведная и технологическая литература по вопросам хранения.

Немаловажную роль в информационном обеспечении рабочего персонала  предприятия играют профессиональное обучение, переподготовка и повышение  квалификации.

Следовательно, меры по предупреждению или снижению потерь должны носить комплексный характер, что обусловлено сложностью и важностью проблемы товарных потерь. 

  1. Организация оптовой и розничной торговли, ярмарки

В процессе торговли устанавливаются  минимальные партии продаваемых  товаров. Отечественная торговля на биржах включает в себя направления:

  • торговля реальным товаром;
  • фьючерская торговля;
  • страхование заключенных биржевых сделок.

Биржевая торговля регулируется законом Российской Федерации от 20 февраля 1992г. " О товарных биржах и биржевой торговле". Настоящие  объемы биржевой торговли увеличивают  доли денежных ресурсов и ценных бумаг  за счет сокращения доли сырья, материалов и товаров. Набирает обороты отечественная  фьючерская торговля контрактами на валюту, ценными бумагами.

Эффективность оптовой торговли характеризуется количеством и  качеством услуг, оказываемых оптовым  предприятием своим клиентам - покупателям  и поставщикам товаров. По функциональному  назначению выделяют следующие основные комплексы услуг:

  • технические - по хранению, фасовке, упаковке, маркировке, транспортно-экспедиционные услуги и др.;
  • коммерческие - помощь в рекламировании товаров, информационные, комиссионные, посреднические по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей и т.п.;
  • организационно-консультативные - консультации по вопросам ассортимента и качества товаров, эксплуатации изделий, организации розничной продажи, изучение спроса и др.

Продажа потребительских  товаров осуществляется со складов  предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.

Функции розничной торговли:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Розничная торговля, являясь  выражением малого бизнеса в России, отличается многообразием форм частного предпринимательства в виде ИП, МП, ТООТ, АОЗТ, кооперативов и других форм индивидуального предпринимательства.

Возглавляет комитет лицо из состава ведомства, под эгидой которого устраивается ярмарка. Ярмарочный комитет является коллегиальным  органом. Решения с оформлением  протокола принимаются большинством его членов на периодически устраиваемых заседаниях.

Ярмарочный комитет определяет:

  • состав участников ярмарки;
  • создаёт рабочие органы, необходимые для выполнения поставленных задач;
  • согласовывает и утверждает графики организационных мероприятий по оборудованию выставочных помещений и режиму их работы, прибытию участников, встреч представителей продавцов и покупателей для согласования развернутого ассортимента продукции;
  • оформления документации, условий поставок, вносит министерствам, предприятиям;
  • предложения о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом;
  • изготовлении новых видов продукции повышенного спроса;
  • обеспечивает обслуживание участников;
  • определяет размеры и порядок распределения расходов на организацию, и проведение ярмарки.

На ярмарке целесообразно  создавать группу маркетинга. Специалисты  по маркетингу главным образом оценивают  существующую ситуацию и разрабатывают  прогноз развития рынка по каждому  виду товаров. Ход торговых операций на ярмарках контролируют и частично регулируют соответствующие группы - арбитрская, информационная, по учёту и регистрации договоров. Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следовательно, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них.

 


Информация о работе Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товара