Понятие товарных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 20:56, реферат

Описание работы

Торговля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже. Торговля составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….31. Понятие товарных ресурсов…………...……………………………………………………..5
2. Источники формирования товарных ресурсов……………………………………………...9
3. Основные показатели потребительского рынка Республики Татарстан………………....15
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая. Товарные ресурсы и их роль в формировании потребительского рынка.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический техникум»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….31. Понятие товарных ресурсов…………...……………………………………………………..5

2. Источники формирования товарных ресурсов……………………………………………...9

3. Основные показатели потребительского рынка Республики Татарстан………………....15

Заключение……………………………………………………………………………………...17

Список литературы………………….………………………………………………………….19

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Торговля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже. Торговля составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Перспективы развития торговли связаны со следующими основными направлениями:

  • государственное регулирование деятельности торговых организаций;
  • расширение сетевых торговых организаций новых форматов;
  • разработка и внедрение крупными торговыми организациями собственных торговых марок;
  • усиление внутрифирменного контроля за качеством поставляемой продукции, в том числе и путем проведения товароведной экспертизы независимыми экспертными организациями;
  • формирование товарной политики торговых организаций с учетом особенностей конкретного сегмента рынка;
  • повышения конкурентоспособности торговых организаций путем формирования рационального ассортимента, обеспечения надлежащего качества товаров и разумных цен.

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. На любом торговом предприятии немаловажную роль играют товарные ресурсы, необходимые для осуществления непрерывного процесса товарного обращения.

Данная тема актуальна потому, что именно товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу товарооборота, так как они представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления, охватывает оптовая торговля. На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок; она заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

Одной из наиболее важных проблем теории и практики рыночных отношений является проблема формирования и эффективного развития потребительского рынка. Ускорение темпов экономического развития как отдельных регионов, так и национальной экономики в целом в значительной степени обусловлено состоянием потребительского рынка. Товарные ресурсы как элемент потребительского рынка должны стать необходимыми компонентами системы формирования рыночной стратегии экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, значения товарных ресурсов и ознакомление с основными показателями потребительского рынка Республики Татарстан. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо отразить следующие задачи:

  • раскрыть содержание понятия «товарные ресурсы» и их необходимость в торговом предприятии;
  • ознакомиться с основными источниками формирования товарных ресурсов;
  • рассмотреть основные показатели потребительского рынка Республики Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие товарных ресурсов

Для осуществления процесса товарного обращения необходимы определенные ресурсы товаров.

Товарные ресурсы — это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи.

Товарные ресурсы выполняют определенные функции:

  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
  • удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
  • характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Необходимость образования товарных ресурсов предметов потребления вызвана следующими причинами:

  • непрерывностью процессов обращения; сезонностью производства и потребления;
  • неравномерностью размещения производства и районов потребления;
  • непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
  • необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;
  • необходимостью образования страховых резервов, а также другими причинами.

Для эффективного и непрерывного товарного процесса очень важно наличие товарных запасов. Формирование необходимых товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей.

Товарные запасы классифицируются по различным признакам (Приложение 1):

1. По назначению:

  • Текущие, которые необходимы для ежедневной реализации;
  • Сезонного хранения и досрочного завоза. Они создаются по товарам, для которых характерен разрыв между их производством и потреблением. К таким товарам относятся: овощи, фрукты, меховые изделия, елочные украшения;
  • Целевого назначения. Они создаются для выполнения определенных задач, например, для организации выставок, ярмарок, конференций.

2. По срокам:

  • Отчетные на дату;
  • Входные, или начальные;
  • Выходные, или конечные.

3. По величине:

  • Минимальные – в день перед завозом;
  • Максимальные – в день завоза;
  • Средние.

4. По показателям:

  • В натуральных показателях;
  • В стоимостных показателях;
  • В днях оборота.

5. По месту нахождения:

  • В оптовой торговле;
  • В розничной торговле;
  • В промышленности;
  • В пути.

6. По соответствию нормативу:

  • В пределах норматива;
  • Выше норматива;
  • Ниже норматива.

Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:

ТЗн+П=РТО+ТЗк,

где ТЗн, ТЗк - товарные запасы на начало и конец года;

П - объем поступления товаров;

РТО - объем розничного товарооборота.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

При учете и планировании товарных ресурсов используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютная величина товарных ресурсов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах.

Абсолютная величина товарных ресурсов не постоянна. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соизмерение товарных ресурсов с товарооборотом. С этой целью товарные ресурсы выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного ресурса, находящегося на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных ресурсов.

Товарные ресурсы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины ресурсов (на определенную дату) на среднедневной товарооборот соответствующего периода:

Vз = З : (О : Т) или Vз = ЗТ : О,

где Vз – уровень товарных ресурсов, дни оборота;

З – сумма товарных ресурсов;

О – объем товарооборота;

Т – число дней в периоде.

Размеры товарных ресурсов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных ресурсов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных ресурсов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные ресурсы, называется товарооборачиваемостью.

Если товарные ресурсы в днях показывают, на сколько дней торговое предприятие обеспечено товарами на определенную дату, то оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения товарного ресурса за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость товаров в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.

Для расчета оборачиваемости товаров в днях необходимо средний товарный ресурс за определенный период разделить на однодневный оборот по продаже товаров за этот же период:

Д = З : (О : Т) или Д = (ЗТ) : О,

где Д — товарооборачиваемость, дни;

3 — средний товарный ресурс;

О — объем товарооборота;

Т — число дней в периоде.

Средний товарный ресурс на практике исчисляется по средней хронологической:

,

где X1, Х2, Х3, …, Хn — товарные ресурсы;

n — число членов динамического ряда.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:

С = О : З или С = Т : Д,

где С — число оборотов;

О — объем товарооборота;

3 — средний товарный ресурс;

Т — число дней в периоде;

Д — товарооборачиваемость, дни.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизводства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счет совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формирование товарных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники формирования товарных ресурсов

Источниками формирования товарных ресурсов являются (Приложение 2):

  • переходящие товарные запасы.
  • комиссионная торговля;
  • импорт;
  • товарообменные операции;
  • подсобные хозяйства как личные, так и предприятий;
  • продукция промышленного производства;
  • продукция сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности;

Информация о работе Понятие товарных ресурсов