Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Хозтовары»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Составить концепцию архитектурно-дизайнерского решения экстерьера магазина и выполнить генеральный план участка магазина
Определить состав необходимых для данного типа магазина помещений, составить планировки помещения магазина.
Рассчитать площадь этих помещений с учётом требований строительных норм.
Определить количество разгрузочных мест.
Рассчитать коэффициент освещённости торговых помещений.
Распределить площадь зала по функциональным зонам.
Провести расчёт потребности в торгово-технологическом оборудовании торгового зала.
Подобрать по каталогам торгово-технологическое оборудование, соответствующее типу магазина.
Составить схему планировки торгового зала магазина.
Определить эффективность использования площади торгового зала магазина.

Файлы: 1 файл

Проектирование розничного торгового предприятия.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)
  1. Помещения для приёма и хранения товаров:

250/10*6 + 50/10*5,3 = 176,5

В проектируемом магазине разгрузка товаров осуществляется в помещениях. В подобном случае следует увеличивать нормируемую площадь на величину площади разгрузочной платформы.

Согласно таблице 5 ВСН 54-87 в магазине типа «Хозтовары» должно быть одно разгрузочное место. Согласно таблице 8 СНиП II-77-80 в подобном магазине на одно разгрузочное место должно приходиться 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.

Таким образом, площадь помещений для приёма и хранения  товаров равна:

176,5 + 24 = 200,5 (м2)

  1. Подсобные помещения:

250/10*1,2 + 50/10*0,64 = 33,2 (м2)

  1. Служебные помещения:

250/10*1,44 + 50/10*1,13 = 41,65 (м2)

Итого нормируемая площадь без учёта площади разгрузочной платформы:

250/10*8,64 + 50/10*7,07 = 251,35  (м2)

Итого нормируемая площадь с учётом площадь разгрузочной платформы:

251,35 + 24 = 275,35 (м2)

Минимальная площадь отдельных помещений должна быть не менее 6 м2, кроме санитарных узлов, главных касс и т.п. (примечание 4 к приложению 2 ВСН 54-87).

Нормируемую площадь неторговых помещений допускается уменьшать по мере совершенствования торгово-технологического и транспортного оборудования, системы товароснабжения и товародвижения и с учётом конкретных условий размещения предприятий (примечание 2 к приложению 2 ВСН 54-87).

По ВСН 54-87 общая площадь магазина равна сумме торговой площади и неторговой площади:

300 + 275,35 = 575,35(м2)

Рассчитаем неторговые площади помещений магазина:

  • Разгрузочные места

Как уже упоминалось ранее, согласно СНиП II-77-80, для магазинов, размещаемых в жилых зданиях, разгрузочные места и платформы должны предусматриваться в  помещениях. В проектируемом магазине площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.

  • кладовые.

Площадь кладовых помещений в непродовольственных магазинах следует принимать согласно таблице 10 СНиП II-77-80. Площадь кладовых для хозтоваров принимается  равной 7м2 площади кладовых на каждые 10 м2 площади торгового зала:

300/10*7 = 210(м2)

Допускается в соответствии с заданием на проектирование сокращать площади кладовых (СНиП II-77-80, п. 3.37). На основе п. 3.39 СНиП II-77-80 площадь общих кладовых следует принимать на 10 % меньше суммарной площади отдельных кладовых.

210 – 21 = 189(м2)

Итого площадь помещений для приёма и хранения:

189 + 24 = 213(м2)

  1. Подсобные помещения

Площадь подсобных помещений следует принимать согласно таблице 11 СНиП II-77-80:

  • Помещение для прессования бумажных отходов и древесностружечных отходов: не более 300/10*0,7 = 21 м2;
  • Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря: не более 5 м2;
  • Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств: не более 4 м2;

Итого площадь подсобных помещений равна:

21 + 5 + 4 = 30 м2

  1. Служебно-бытовые помещения

Площадь служебных и бытовых помещений следует принимать согласно таблице 12 СНиП II-77-80:

  • Кабинет директора и секретаря, контора: 6 м2;
  • Комната персонала: 9 м2;
  • Гардеробные и уборные 15 м2

Итого площадь служебно-бытовых помещений = 6 + 9 + 15 = 30 м2;

Итого нормируемая площадь = 213 + 30 + 30 = 273 м2

Итого общая площадь = 300 + 273 = 573 м2

В проектируемом магазине будем принимать расчёт нормируемой и общей площади магазина по СНиП II-77-80, поскольку в настоящее время торгово-технологическое и транспортное оборудование довольно усовершенствовано и занимает небольшую площадь.

Схема планировки помещений магазина представлена в приложении В.

 

3 Расчёт количества разгрузочных  мест и коэффициента освещённости

 

Как указывалось выше, согласно СНиП II-77-80 , в магазине торговой площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2.

Важное значение придается освещению помещений магазинов. С помощью правильного освещения можно создать игру цветов, расставить различные акценты на товаре, на оформлении магазина. Освещение определяет удобство выбора и сравнения товаров.

Уровень освещенности в интерьере определяется отраженным светом, и можно полноценно использовать преимущества открытых витрин, если сделать светлыми стены и потолок. Устанавливая систему освещения, необходимо продумать аварийное освещение. Освещение у входа сделано на батареях, чтобы при внезапном отключении электричества оно продолжало гореть. В магазине должны быть фонари и радио на батарейках. В торговых залах часть светильников аварийного освещения следует устанавливать над кассовыми аппаратами.

Люминесцентное освещение – особенно полноспектровые лампы, имитирующие дневной свет, уместно в тех зонах, которые требуют высокой обще й освещённости. Люминесцентное освещение экономично и проще в обслуживании, чем другие виды. Иногда такие лампы развешивают по периметру зала, чтобы обеспечить общую освещённость, а в специальных зонах используют обычные лампы, чтобы товары можно было рассмотреть в их естественной цветовой гамме.

Устанавливая систему освещения, необходимо продумать аварийное освещение. Освещение у входа сделано на батареях, чтобы при внезапном отключении электричества оно продолжало гореть. В магазине должны быть фонари и радио на батарейках. В торговых залах часть светильников аварийного освещения следует устанавливать над кассовыми аппаратами.

Нормы естественного освещения определяются соотношением оконных, витринных и дверных проёмов к площади пола. Для торговых залов это соотношение должно составлять 1:6, т.е. в нашем случае норма естественного освещения 25 м2 от торговой площади 500 м2. для конторских  помещений составляет 1:8 (4 м2); для подсобных – 1:10 (3 м2).

Норматив коэффициента освещения должен быть не менее 0,125. Световой коэффициент рассчитывается по следующеё формуле:

Кс = Sз.п / Sт.з ,  (3.1)

где  Sз.п – площадь застеклённой поверхности, м2;

Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Вначале найдём площадь застеклённой поверхности:

Sз.п = 6*2,5*2,5 = 37,5

Кс = 37,5 / 300 = 0,125

При разработке освещения магазина, а также для постоянного контроля освещения необходимо привлекать не только электрика, но и светотехника.

 

 

4 Расчёт потребности в  торгово-технологическом оборудовании, и его подбор

 

Важным этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нём торгово-технологического оборудования. Мебель для торговых предприятий имеет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приёмкой, хранением и продажей товаров. Кроме того, рациональный выбор торгово-технологического оборудования позволяет повысить уровень обслуживания покупателей, а также улучшить условия работы торгового персонала.

Примеры торгово-технологического оборудования, соответствующие магазину типа «Кондитерские товары», подобранные по каталогам, представлены в приложении Г.

Для определения выбора целесообразности того или иного вида оборудования используется ряд показателей.

Основными из них являются:

  1. Установочная площадь – сумма площадей оснований оборудования для демонстрации и продажи товаров.


(4.1)

где  Si – площадь оснований единицы оборудования, м2.

  1. Демонстрационная площадь – сумма площадей всех полок, кассет, панелей, кронштейнов, на которые выкладывается товар.

    (4.2)

   ,

где Soi – площадь под выкладкой единицы оборудования, м2.

Результаты расчётов по формулам 4.1 и 4.2 представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.

 Результаты расчётов  установочной и демонстрационной  площадей

Наименование оборудования

Длина, м.

Ширина, м.

Высота, м.

Диаметр, м.

Количество, шт.

Количество полок, шт.

Установочная площадь, м2

Демонстрационная площадь, м2

Витрина

2

1

1,5

-

15

3

30

90

Стеллаж с полками

1,5

0,7

2,1

-

12

5

12,6

63

Прилавок

1,5

0,7

0,8

-

10

нет

10,5

10,5

Вращающаяся витрина

-

-

2

1,3

3

4

12,51

50

Кофе- автомат

0,8

0,7

2

-

1

нет

0,56

0,56

Итого

           

65,2

213,5


 

Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывает существенное влияние на эффективность использования площадей магазина. Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

 

5 Распределение площади  торгового зала по функциональным  зонам и определение эффективности её использования

 

Эффективность использования площади торговых залов магазинов при размещении оборудования определяется с помощью ряда показателей:

1) Коэффициент использования  установочной площади.

Установочная площадь – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей. Под эту площадь отводится примерно 30 – 32 % площади торгового зала. Коэффициент использования установочной площади представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала:


, (5.1)

 где  Si – площадь оснований единицы оборудования, м2.

  1. Площадь узлов расчёта.

Площадь, занимаемая под узлами расчётов, включает площадь, занятую кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчётных операций. На каждые 80 – 100 м2 площади торгового зала должен приходиться 1 узел расчёта. Следовательно, в проектируемом торговом зале, площадью 300 м2 должно размещаться 3 узла расчёта общей площадью 30 м2. Площадь под узлами расчётов занимают в среднем – 10 % площади торгового зала.

  1. Площадь проходов для покупателей.

Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя. Проходы для покупателей подразделяются на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

Площадь для прохода покупателей в проектируемом торговом зале составляет 30 %.

          3)Площадь под рабочими местами  продавцов. Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров. Данная площадь составляет 30 % площади торгового зала.

Информация о работе Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Хозтовары»)