Промышленное развитие Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:01, доклад

Описание работы

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Фашистская политика и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и к концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%

Файлы: 1 файл

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Фашистская политика и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и к  концу Второй мировой войны почти  половина трудоспособного населения  была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика  претерпела сильные изменения, и  к 1990-м годам обрабатывающая и  горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%.

 

В период с 1950 по 1964 объем  промышленного производства почти  удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главных статей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырья и средств производства. В период с 1963 по 1974 рост производства составлял 4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из самых развитых промышленных районов Европы.

 

Вступление в т.н. Общий  рынок (Европейское экономическое  сообщество) в 1957 стало важным фактором увеличения объема итальянского экспорта.Доходы от экспорта на 2002 составили 259,2 млрд. долл. США.

 

В 1973–1974, когда цены на нефть  повысились в четыре раза, это привело  к значительному росту дефицита платежного баланса страны. Инфляция достигла 21,1% в 1980 и оставалась на уровне 9,9% в год на всем протяжении 1980-х  годов. Тем не менее для этого десятилетия были характерны экономический рост, значительное увеличение объема экспорта, уменьшение торгового дефицита, значительные успехи малого бизнеса и появление прибылей у предприятий государственного сектора. В 1984–1992 ежегодный рост экономики составлял 2,5%, в то время как по размерам ВВП Италия удерживала третье место в Европе после Германии и Франции. В 2003 ВВП Италии оценивалось в 1,55 трилл. долл. США, из них на душу населения – 26 700 долл. США. По секторам ВВП делилось следующим образом: сельскохозяйственный сектор – 2,2%, индустрия – 28,9% и другие службы – 68,9%.

 

Несмотря на оживление  итальянской экономики в 1980-е  годы, основные структурные проблемы так и не были решены и проявились в 1990-х годах. Дефицит государственного сектора экономики Италии вырос  с 84,6% от ВВП в 1985 до 103% в 1992. Чтобы  удовлетворять условиям ЕС, сформулированным Маастрихтским соглашением 1991, правительство  Италии пыталось уменьшить государственный  долг и дефицит бюджета, но в 1992 долг все еще оставался на уровне 10,7% от ВВП (в 6 раз выше среднего показателя для стран Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР). Огромный государственный долг и  постоянное превышение расходов над  доходами в государственном секторе  были главными причинами обесценивания  итальянской лиры на 7% в сентябре 1992 и принятия итальянским правительством пакета экстренных финансовых и фискальных мер в 1992 и 1993.

 

Еще одна важная структурная  проблема была связана с углублением  разрыва между уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономические изменения. Численность  сельского населения в 1950–1960-е  годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень  жизни, уровень образования и  занятости повысились. Однако пропасть между Югом и Севером стала  еще глубже, важными причинами  отставания Юга были высокая концентрация населения в главных городах (особенно в Неаполе, Катании и Палермо) и ограниченные возможности трудоустройства, нехватка жилья, неблагоприятные условия  для получения образования и  социальной помощи.

 

После 1945 итальянское государство  играло самую непосредственную роль в развитии экономики. В политическом отношении это было продиктовано необходимостью послевоенного восстановления экономики, уменьшения безработицы  и зависимости от импорта, а также  сокращением дисбаланса между Севером  и Югом. Это обеспечивалось центральным  экономическим планированием, практика которого сохранилась от режима Муссолини. В 1933 в ответ на мировой экономический  кризис и угрозу краха итальянской  банковской системы правительство  Муссолини учредило Институт промышленной реконструкции (ИПР). Он приобрел значительную часть предприятий ведущих отраслей промышленности Италии, и к 1950-м годам  государство полностью контролировало такие отрасли экономики, как  металлургия, машиностроение, судостроение, химическая и цементная промышленность, воздушный и автомобильный транспорт, телекоммуникации и телевидение. Государственное  нефтегазовое объединение ЭНИ, основанное Энрико Маттеи в 1950-х годах, занималось разработкой месторождений природного газа и нефти и имело филиалы во многих других отраслях производства. Государству принадлежали также холдинговые компании по производству электроэнергии, добыче минерального сырья и в сфере обрабатывающей промышленности. В 1950-х годах эти компании сыграли важную роль в трансформации экономики Италии, но к середине 1960-х годов они стали убыточными, и на фоне их экономических трудностей начался рост новых гигантов частного сектора, таких, как химическая компания «Монтэдисон» (от слияния «Монтекатини» и «Эдисон»). Однако различия между государственными и частными предприятиями не всегда были ясно выражены, и гиганты частного сектора в свою очередь попадали во все большую зависимость от государства. В течение 1980-х годов ИПР и ЭНИ подверглись реструктуризации соответственно при Романо Проди и Франко Ревильо.

 

Важным объектом вмешательства  государства в послевоенную экономику  Италии оставался Юг. Стратегии его  развития разрабатывались государственным  кредитно-финансовым учреждением «Касса Юга» и Ассоциацией развития Юга. В 1950-х годах эти организации  сосредоточили свое внимание на создании инфраструктуры (дорог, электрификации, сельскохозяйственного кредита). Как  строительство сети современных  автомагистралей, так и государственные  капиталовложения на Юге повысили уровень  занятости (в основном в сфере  услуг). Эта программа сопровождалась массовым оттоком населения из сельских местностей, что отчасти напоминало прежние сценарии миграции за границу, однако на этот раз значительная часть  населения оседала в быстро развивавшихся  промышленных центрах Севера. Как  только темпы роста итальянской  экономики в 1960-х годах замедлились, стратегия планирования на Юге была переориентирована на поощрение развития тяжелой промышленности. Суть идеи состояла в создании «полюсов тяготения промышленности» вокруг Неаполя, Таранто и Бриндизи, но эта стратегия оказалась неэффективной. На Юге в 1960-е годы были созданы только два крупных промышленных концерна: нефтехимические заводы «Монтэдисон» в Бриндизи и большой автомобильный завод «Фиат» близ Неаполя. Благодаря этой стратегии возникли многочисленные «храмы в пустыне» – такие, как металлургический завод в Джоя-Тауро в Калабрии, который был построен, но так и не введен в эксплуатацию. В 1980-е годы государственные инвестиции в экономику Юга возросли за счет различных программ роста благосостояния населения, тогда как огромные целевые средства, направленные сюда после землетрясений, разрушивших ряд районов зимой 1981–1982, были «откачаны» организованной преступностью. В 1980-е годы появились новые надежды, связанные с ростом малого предпринимательства в частном секторе в таких районах, как Апулия, Абруцци и Кампания, но и они оказались призрачными.

 

Несмотря на принятие следующих  одна за другой инвестиционных программ, южная часть Апеннинского п-ова, Сицилия и Сардиния давали в конце 1970-х годов только 23% ВВП Италии. Неконтролируемый рост государственных расходов и ограничения, введенные с 1989 программой экономической конвергенции ЕС, потребовали радикального пересмотра программ государственного финансирования Юга. В конечном итоге будущее южных районов Италии так и не определено и во многом зависит от политической конъюнктуры.

 

Внутренний валовой продукт (ВВП) Италии, т.е. общий объем рыночных товаров и услуг, в 1991 (по данным последней  переписи) оценивался в 976 млрд. долл. В  расчете на душу населения ВВП  составлял 16 896 долл. (во Франции – 18 227, в Германии – 19 500 долл.). В 1991 на долю личного потребления приходилось 62% ВВП, на долю государственного – 17%, а на инвестиции – почти 20%.

 

В 1990 в Италии насчитывалось 23,9 млн. занятых, что составляло ок. 41% ее населения. После Второй мировой войны существенно изменилась структура занятости. Например, в 1951 женщины составляли 25%, а в 1990 – 37% занятых (во Франции – 43%, Германии – 40%). В 1954–1979 ок. 4 млн. занятых в сельском хозяйстве покинули землю, и бoльшая их часть переместилась в промышленные районы Севера.

 

В начале 1990-х годов 32% занятых  приходилось на долю промышленности, 9% – на долю сельского хозяйства, а остальные 59% – на долю торговли, сферы услуг и других видов  экономической деятельности, тогда  как в сельском хозяйстве были заняты в 1951 43%, в промышленности – 33% и в сфере услуг, торговле и  других видах деятельности – 24%. Произошедшие изменения привели к увеличению объема инвестиций в новые предприятия, большому оттоку населения из сельских местностей в города и переобучению миллионов людей новым профессиям. В Италии заработная плата рабочих в промышленности когда-то была меньше, чем в большинстве стран Западной Европы, а к середине 1970-х годов стала такой же, как во Франции.

 

Острой проблемой в  Италии является безработица. С середины 1950-х годов она сократилась  благодаря тому, что индустриализация создала большее число рабочих  мест и многие итальянцы нашли  работу в других странах, особенно в  Западной Германии и Швейцарии. С  середины 1970-х годов, когда экономический  рост замедлился, число безработных  возросло. В 1993 безработные в Италии составляли 11% трудоспособного населения, но сохранялись значительные региональные различия – 7,7% на Севере и в Центре против 18,9% на Юге.

 

 

Крупная промышленность в  Италии возникла поздно. Однако в период между 1870 и 1914 на Севере был основан  ряд крупных промышленных фирм, в  том числе заводы резиновых изделий  «Пирелли», химические заводы «Монтекатини», металлургические заводы «Терни» и автомобильные заводы «Фиат». Во время Первой мировой войны развитие промышленности приостановилось, но в 1920–1930-е годы произошел некоторый подъем, хотя экономика и была деформирована попыткой достичь экономической самостоятельности, расходами на колониальные авантюры в Африке и большими военными расходами. Бомбардировка и военные действия на территории Италии во время Второй мировой войны обернулись катастрофой для экономики. Однако послевоенное восстановление хозяйства было в целом поразительно быстрым. Оно поощрялось США, которые оказали Италии помощь в размере 2,4 млрд. долл.

 

После Второй мировой войны  государство стимулировало развитие экспортных отраслей промышленности. Это особенно касалось металлургии, машиностроения и химической промышленности. Новое оборудование и повышение  эффективности производства содействовали  заметному росту производства стали, которое за 1951–1980 возросло более  чем в 8 раз. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении, электротехнической и автомобильной промышленности (в последней доминировал концерн «Фиат» в Турине). Модернизация химической промышленности повлияла на расширение ассортимента ее продукции – от нефтепродуктов до красителей, синтетических волокон и пластмасс.

 

Хлопчатобумажная и шерстяная  промышленность играла ведущую роль в начале 20 в., но после 1950 испытала спад по сравнению с основными, быстро растущими отраслями промышленности. С начала 1950-х годов быстро расширялось производство одежды. Обувь и одежда из Италии хлынули на иностранные рынки, итальянские дома моды успешно завоевывали рынки зарубежных стран.

 

Обрабатывающая промышленность – важнейший сектор экономики  Италии. На ее долю приходится почти 25% национального дохода и основная часть поступлений от экспорта. В  этом секторе сосредоточена пятая  часть всех рабочих мест в стране.

 

Главной отраслью обрабатывающей промышленности является машиностроение. В Италии производятся офисное оборудование (калькуляторы, пишущие машинки и  проч.), сельскохозяйственные машины (трактора), ткацкие станки, швейные машины, электронагревательное оборудование. Электромашиностроение включает производство телекоммуникационной аппаратуры, холодильников, стиральных машин и другой бытовой  электротехники. Продукция машиностроения производится главным образом на Севере, в районе Милана, Турина, Генуи, Бергамо, Брешии и Флоренции. После Второй мировой войны ряд машиностроительных заводов был построен в окрестностях Неаполя и Бари.

 

Важное значение имеет автомобилестроение, выпускающее легковые и грузовые автомашины и мотороллеры. Предприятия отрасли сосредоточены в районе Турина, Милана, Брешии и Дезио. По производству легковых автомобилей (1627 тыс.) Италия в 1991 занимала шестое место в мире. В том же году было выпущено ок. 260 тыс. грузовых машин и автобусов.

 

В начале 1970-х годов Италия была крупным судостроителем. В 1974 судоверфи  Италии спустили на воду торговые суда водоизмещением 1028 тыс. брутто-регистровых  тонн. К концу того же десятилетия  судостроение в Италии и многих других странах резко сократило объем  производства. В период 1978–1980 итальянские  верфи спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 499 тыс. брутто-регистровых  тонн (всего 166 тыс. т в год). В 1986–1992 были спущены на воду торговые суда общим водоизмещением 4438 тыс. брутто-регистровых  тонн (в среднем по 634 тыс. т в  год). Судостроение сосредоточено на северо-западном побережье страны, в основном в Генуе.

 

В структуре обрабатывающей промышленности Италии второе место  по значению занимает текстильная и  швейная промышленность, уступая  только машиностроению (вместе с автомобилестроением  и судостроением). Хлопчатобумажные ткани выпускаются в Галларате, Бусто-Арсицио, Леньяно, Бергамо и Брешии; шерстяные – в Бьелла, Виченца и Прато; шелковые – в Брешии, Тревизо и Комо. Льняное полотно производится в южной части Ломбардии и Кампании. Одежду шьют во Флоренции, Турине и Риме. Широко развито производство обуви.

Информация о работе Промышленное развитие Италии