Промышленное развитие Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:01, доклад

Описание работы

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Фашистская политика и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и к концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%

Файлы: 1 файл

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

 

Химическая промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает ок. 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Эта отрасль значительно увеличила объем производства после открытия в Италии в конце 1940-х годов месторождений природного газа и нефти. К началу 1970-х годов Италия была одним из самых крупных производителей синтетических волокон и серной кислоты. Среди других важных видов химической продукции – искусственный аммиак, красители, фармацевтические препараты, фотоматериалы, пластмассы, синтетический каучук, удобрения и нефтехимические продукты. Они производятся в Генуе, Венеции, Милане, Равенне, Бриндизи, Феррандине и Джеле.

 

Металлургия – относительно новая отрасль промышленности Италии. Испытывая нехватку запасов угля и железной руды, Италия стала развивать  металлургическую промышленность только после создания в 1952 Европейского объединения  угля и стали. За период с 1959 по 1980 производство стали в Италии выросло на 292% (во Франции – на 56%, в Западной Германии – на 49%). По выплавке стали (28 млн. т) в 1992 Италия занимала шестое место в  мире, опережая Канаду и Бразилию. Она  также выпускает значительное количество алюминия, цинка, свинца, ртути и  магния.

 

Предприятия пищевой промышленности, специализирующиеся, например, на производстве макарон (спагетти), продукции из томатов  и производстве напитков, рассредоточены по всей территории страны. Мебель производится в Брианце, возле Милана. Бумагу и бумажные изделия выпускают в Ломбардии и Пьемонте. Всемирно известная кинопромышленность размещена в Риме. Объем производства цемента, имеющего большое значение для строительной индустрии Италии, составил 40,8 тыс. т в 1990.

 

Строительство стало быстро развиваться после Второй мировой  войны. В 1990 в этой отрасли было занято 1,9 млн. человек. Были построены электростанции, автомобильные дороги и другие объекты (особенно на Юге). Итальянские строительные фирмы активно действовали за границей, в развивающихся странах; уже в 1960-х годах итальянские  фирмы построили пять крупнейших плотин в Африке.

 

До Второй мировой войны  гидроэлектроэнергия являлась единственным важным отечественным источником получения  энергии, и самые крупные отрасли  промышленности зависели от импорта  угля. Благодаря открытию крупных  месторождений природного газа в  долине р.По в конце 1940-х годов, а позже в Базиликате на Юге произошло главное структурное изменение в энергетике. Второе значительное изменение имело место в середине 1950-х годов, когда многие итальянские компании перешли с угля на нефть, которую им приходилось импортировать.

 

С 1950 по 1960 общее потребление  энергии выросло на 176%, почти целиком  за счет использования местных ресурсов газа и импортируемой нефти. Уголь, который в 1950 обеспечивал почти  половину потребностей энергетики, в 1960 в структуре энергопотреблении  составлял только 20%. Быстрый рост энергопотребления, главным образом  на базе использования импортируемой  нефти, продолжался до 1973–1974, когда  цены на нефть выросли в четыре раза. С 1960 по 1974 энергопотребление  выросло на 232%, а потребление нефти  на 374%. К 1974 доля нефти в электроэнергетике  Италии достигла 75%. В конце 1970-х годов  рост энергопотребления прекратился. Потребление нефти сократилось  на 4%, а потребление газа выросло  на 35%. В 1978 доля нефти в производстве электроэнергии Италии составила 71%, газа – 19% (в 1974 – 14%), угля – 6%; 4% давали гидроэнергетика  и атомная энергетика. С 1980 по 1990 энергопотребление увеличилось  на 11%. В 1990 структура энергобаланса  была следующей: нефть – 61%, газ – 25%, уголь – 9%, гидро- и геотермальная энергия – 5%.

 

В 1990 в Италии было произведено 216,9 млрд. кВтЧч электроэнергии. Около 82% давали тепловые электростанции, работавшие на жидком топливе (в основном на нефти), 16% – гидроэлектростанции и 2% – геотермальные электростанции. Атомные электростанции, производившие в 1987 ок. 1% объема электроэнергии Италии, в 1988–1990 после массовых протестов населения были выведены из эксплуатации. На референдуме 1987 население проголосовало против строительства новых атомных электростанций.

 

Типы сельского хозяйства  в Италии сильно варьируют в зависимости  от географических условий. Самые продуктивные сельскохозяйственные земли находятся  на плодородной равнине в бассейне р.По на Севере, где преобладает интенсивное неспециализированное земледелие с большой долей крупных хозяйств. Эта территория является также главным поставщиком молочной продукции в Италии. Ломбардия, на северо-востоке равнины, – единственный район страны, где животноводство преобладает над земледелием. На юге равнины область Эмилия-Романья имеет более диверсифицированную систему земледелия и является важным районом плодоводства и зернового хозяйства, там развито и животноводство. Восточный Пьемонт и западная Венеция отличаются высокой продуктивностью сельского хозяйства и славятся своими винами.

 

Центральные районы Италии –  Тоскана, Умбрия и Марке – тоже характеризуются неспециализированным земледелием с выращиванием оливковых деревьев, зерновых культур, винограда и домашнего скота. Природные условия здесь не столь благоприятны, как на Севере, поскольку преобладает холмистый и горный рельеф. До 1960 здесь была широко распространена испольная система земледелия (медзадрия). Поскольку земледелие на склонах стало неэффективным, произошел массовый отток сельского населения в города.

 

На Юге специализация  сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и виноградниками. Во внутренних районах преобладают  малоплодородные почвы, и там  можно выращивать лишь некоторые  сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды остается главной проблемой  Юга, здесь развитие сельского хозяйства  целиком зависит от орошения.

 

В 1990 в Италии насчитывалось 2940 тыс. крестьянских хозяйств, а площадь  обрабатываемой земли составляла 22,6 млн. га. Лишь 4% хозяйств можно было отнести к разряду крупных. В  хозяйствах работали сами землевладельцы и члены их семей (всего ок. 2 млн. человек); средняя площадь земельного надела составляла 5,4 га. Кроме того, многие итальянцы, занятые в других сферах деятельности, получали дополнительные доходы или продовольствие для собственного потребления с небольших земельных участков площадью менее 1 га.

 

После принятия в 1950 законов  о земельной реформе число  крупных хозяйств сократилось (особенно на Юге) за счет перераспределения земли  между крестьянами. Однако число  мелких хозяйств в 1960–1970-х годах тоже уменьшилось, так как сельское хозяйство Италии модернизировалось за счет внедрения дорогостоящих сельскохозяйственных машин, оказавшихся недоступными для многих крестьян. В период с 1960 по 1978 количество тракторов в Италии выросло почти в четыре раза.

 

Основные сельскохозяйственные культуры. Зерновые являются основными  продовольственными культурами. Итальянские  фермы поставляют ок. 2/3 зерна, потребляемого на внутреннем рынке. Главная зерновая культура – пшеница, выращиваемая по всей стране. В 1992 было получено 8,9 млн. т пшеницы. Половину ее урожая собирают на Севере, где, несомненно, самая высокая урожайность этой культуры. Кукуруза и рис тоже выращиваются на Севере. Прочие важные зерновые культуры – овес и ячмень.

 

Большое значение, особенно на Юге, имеет выращивание таких  типичных средиземноморских культур, как маслины, виноград, цитрусовые и  миндаль. Италия – один из крупнейших в мире производителей оливкового масла  и вин, и эти виды продукции, наряду с томатами, фруктами и ранними  овощами (такими, как горох и фасоль), занимают важное место в экспорте.

 

Основные технические  культуры – сахарная свекла (в основном в области Венеция), табак (в основном на Юге), соя, конопля, хлопчатник и лен.

 

В 1992 Италия была третьим  по величине в Западной Европе производителем мяса, но, несмотря на это, ей приходится импортировать почти треть потребляемой в стране говядины и телятины.

 

Крупный рогатый скот выращивается на Севере, в основном на больших  молочных фермах в долине р.По. Некоторые выносливые альпийские породы крупного рогатого скота стали разводить в холмистых районах Юга, где раньше выращивали овец и коз.

 

В 1960-х годах правительства  Италии поощряли механизацию хозяйств, техническое обучение, кооперативную  переработку и сбыт продукции, охрану почв, ирригацию и лесовозобновление. Многие из этих программ субсидировались ЕС в 1970-е годы. Однако общая аграрная политика ЕС состояла главным образом в том, чтобы установить систему цен, при которой гораздо больше средств тратилось на поддержание цен на такие виды продукции, производимые североевропейскими странами, как молоко и говядина, а не на фрукты, овощи, вино, весьма важные для экономики Италии.

 

Леса и редколесья занимают 6,8 млн. га, или пятую часть территории Италии, но лесное хозяйство не имеет  большого значения для экономики  этой страны. Ежегодно в среднем  вырубается 8,5 млн. куб.м древесины. Основные лесные районы – горные и холмистые районы Альп и Апеннин (включая районы Сила и Аспромонте в Калабрии). Хвойные породы – пихта и сосна – произрастают в более возвышенных районах, тогда как в нижних частях склонов преобладают широколиственные породы – бук и дуб.

 

Несмотря на большую протяженность  берегов, в Италии улов рыбы невелик, в среднем 543 тыс. т в год, т.е. почти 3/5 уровня улова во Франции. Рыбная промышленность размещена локально и располагает  небольшими предприятиями.

 

Природный газ, добываемый в  долине р.По и на Юге, является главным минеральным топливным ресурсом Италии. Разведанные запасы газа оцениваются в 300 млрд. куб.м. В 1990 было добыто 17 млрд. куб.м газа. Запасы нефти весьма невелики и располагаются главным образом в Сицилии и на Юге. Разведанные запасы нефти – 91 млн. т, а добыча в 1990 составила 4,6 млн. т. Некоторое количество каменного и бурого угля добывается на Сицилии. Италия обеспечивает себя бокситами, свинцом и цинком и производит некоторое количество ртути и мрамора на экспорт.

 

Доля внутренней торговли, финансов и других услуг в ВВП  является самой высокой по сравнению  с другими секторами экономики. Многие люди, бросившие свои крестьянские хозяйства в 1950–1960-х годах, нашли  работу в магазинах или занялись мелким предпринимательством. Структура  внутренней торговли в эти годы значительно  изменилась. Возникла сеть крупных  магазинов и супермаркетов, хотя они менее распространены в Италии по сравнению с другими странами Западной Европы. Эти магазины имеют  филиалы в большинстве провинциальных центров, включая такие южные  города, как Козенца и Потенца. Потребители стали покупать недорогую одежду в больших магазинах вместо того, чтобы заказывать ее у портных. В 1980-е годы в сфере услуг и малом бизнесе отмечались быстрые темпы роста, интеграция и специализация.

 

Протяженность сети итальянских  железных дорог Италии в 1991 составляла ок. 19,6 тыс. км, половина из них была электрифицирована. Еще в 1960-е годы пути и оборудование на всех главных линиях были модернизированы, значительная часть устаревшего подвижного состава списана, а паровозы заменены тепловозами и электровозами. Скоростные поезда между Римом и такими центрами, как Милан, Генуя, Венеция и Неаполь, принадлежат к числу лучших в Европе.

 

К началу 1970-х годов Италия имела одну из самых развитых (после  Западной Германии) автодорожных систем в Европе. Автомобильная дорога высшего  класса «Автострада Солнца» соединяет  Милан и Неаполь с ответвлениями  в Бари и через Салерно в Калабрию и Сицилию. Число автомобилей значительно возросло в 1960-е годы; в 1989 в стране насчитывалось 26,3 млн. легковых автомобилей, примерно в 10 раз больше, чем в 1960, и 2,1 млн. грузовых автомобилей и автобусов.

 

Воздушный транспорт также  является важным средством передвижения на территории Апеннинского п-ова. Самолеты широко используются для связи с островами. Наряду с крупными международными аэропортами в Риме, Милане и Неаполе существует много небольших аэропортов на материке и островах. Главная авиакомпания Италии – «Альиталия».

 

Торговый флот Италии состоит  из 1,5 тыс. судов и занимает 10-е  место в мире. В составе морского флота имеются пассажирские суда первого класса, курсирующие по Атлантической  и Дальневосточной линиям, грузовые пароходы, рыбопромысловые суда и  паромы. Более 2/5 общего водоизмещения  флота приходится на долю танкеров. Функционируют паромные переправы  между материком и Сицилией и  Сардинией. Самые крупные порты  страны – Генуя, Триест, Неаполь.

 

Промышленность Италии сильно зависит от внешней торговли. В  начале 1990-х годов экспортные товары составляли 18% от ее ВВП.

 

С конца 1950-х годов Италия стала экспортировать готовое оборудование, особенно продукцию машиностроения, металлы и химическую продукцию. Такие товары в конце 1960-х –  начале 1970-х составляли почти половину поступлений от экспорта. Ведущие  статьи экспорта – легковые и грузовые автомобили. Другие, более традиционные экспортные товары – ткани, одежда и обувь.

 

Экономика Италии в значительной степени зависит от иностранного сырья и нефти. Нефть и нефтепродукты  в 1979 составляли почти 1/4 затрат Италии на импорт. Другие виды сырья, включая  металлолом и металлическую руду, текстильные волокна, составляли еще 13% расходов на импорт.

 

Главными торговыми партнерами в 1970-х годах являлись Западная Германия, Франция и США. В конце 1970-х  годов страны ЕЭС покупали половину экспорта Италии и давали почти половину ее импорта (в стоимостном выражении). В середине 1970-х годов новыми важными  торговыми партнерами Италии стали  Саудовская Аравия, Ливия, Ирак и Иран. В конце 1970-х годов Италия постепенно увеличила объем экспорта в Саудовскую Аравию и Ливию.

 

В середине 1970-х годов одной  из самых сложных экономических  проблем стала проблема платежного дефицита в балансе внешней торговли. До 1957 Италия имела постоянный платежный  дефицит, главным образом из-за того, что тратила больше средств на импорт, чем зарабатывала на экспорте. Развитие промышленности позволило  Италии увеличить экспорт, и в  конце 1960-х – начале 1970-х годов  положение с платежами улучшилось.

 

Однако в 1973–1974 мировые  цены на нефть выросли в четыре раза, а так как Италия сильно зависела от иностранной нефти, она  была вынуждена тратить огромные деньги на закупки топлива. В 1974 затраты  на импорт нефти в Италию составляли 10,2 млрд. долл. (в 1972 – 2,6 млрд. долл.), и  Италия имела общий дефицит платежного баланса 7,8 млрд. долл. К 1978 благодаря  подъему итальянской экономики  впервые после 1972 установился благоприятный  торговый баланс. Однако положение  Италии в мировом экономическом  сообществе оставалось шатким. В 1980 вновь  возник дефицит, когда от экспорта Италия заработала 77,7 млрд. долл., тогда как  импорт, включая затраты на перевозку  и страховку, обошелся в 99,5 млрд. долл.

Информация о работе Промышленное развитие Италии