Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:28, доклад
Согласно археологическим расколкам, самой древней формой упаковки, изобретенной человечеством еще в эпоху палеолита, - являются плетеные корзины, которые также обмазывали глиной для переноски жидкостей. Мешки из шкур животных появляются немного позже вместе с шитой одеждой, а гончарный круг становится первым механическим приспособлением для изготовления упаковки.
Уникальной исторической формой древнерусской упаковки являются берестяные туески, позволявшие дольше сохранять свежесть продуктов.
РУССКАЯ УПАКОВКА: ИСТОКИ
Согласно археологическим расколкам, самой древней формой упаковки, изобретенной человечеством еще в эпоху палеолита, - являются плетеные корзины, которые также обмазывали глиной для переноски жидкостей. Мешки из шкур животных появляются немного позже вместе с шитой одеждой, а гончарный круг становится первым механическим приспособлением для изготовления упаковки.
Уникальной исторической формой древнерусской упаковки являются берестяные туески, позволявшие дольше сохранять свежесть продуктов. В X веке на территории современной России начинают изготавливать сосуды из стекла по византийской технологии, с XI века входят в употребление холщовые мешки, а с XII века - заливные бочки.
Первые профессиональные изготовители упаковки - гончары, бондари и др., гарантируя качество товара, ставили на упаковке свои клейма. Первоначально информация о товаре и его изготовителе наносилась непосредственно на упаковку методом гравировки или писалась на прикрепленном кусочке бересты, кожи, ткани - так появились ярлыки.
Постепенно упаковка начинает выполнять и эстетическую функцию - берестяные туеса украшаются декоративными орнаментами, выполняющими роль символов-оберегов. Складывается традиция преподношения подарков в праздничной упаковке.
ЭКЛЕКТИКА 1860-1910
После отмены в 1861 году крепостного права Россия вступает на путь капитализма и ускоренного развития экономики. Происходит техническое переоснащение промышленного производства и типографий в соответствии с лучшими мировыми стандартами, появление технологии фигурного литья бутылок, технологии хромолитографической печати по жести, начало изготовления бумажных этикеток и др.
Оформление упаковки и рекламы отвечает вкусам нового класса торгово-промышленной буржуазии. Эклектика - это не стиль в строгом понимании этого слова, а стихийно сложившаяся традиция использования элементов различных стилей прошлого. К характерным чертам графической культуры этого времени следует отнести использование слащавых образов викторианского сентиментализма (розовощекие дети, милые зверюшки, цветочный декор), подчеркнуто богатая и декоративная отделка, выраженная в стилистическом разнообразии орнаментальных и шрифтовых форм и стремлении к максимальному заполнению печатной поверхности.
Этикетки украшали геральдической символикой и изображениями медалей, полученными производителем товара. Звание поставщика двора его императорского величества давало право изображать государственный герб.
Оформление конфетных фантиков часто выполняло развлекательную и образовательную функцию, на них писали загадки, предсказания, пословицы, частушки, азбуку и т.д.
В Санкт-Петербургском филиале ненецкой компании «Бертгольд» и «словолитне О.И. Леман» изготавливается большое количество новых кириллических шрифтов, отвечающих последней европейской моде: антиква брусковая с жирными прямоугольными засечками и тосканская с фигурным стилем засечек, «итальянские» шрифты с обратным контрастом и др. Впервые появляется новый тип шрифта без засечек - гротеск, позволяющий плотно набирать крупные заголовки рекламных объявлений и этикеток.
В этот период форму коробки и эскиз ее оформления, как правило, разрабатывали на упаковочном производстве, а затем образцы рассылались по производителям товаров. При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополнительно наклеивали бумажную ленту - бандероль с указанием содержимого. Некоторые фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. Например, на фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и картона под управлением «живописца Федора Шемякина».
Наиболее известными производителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
РУССКИЙ СТИЛЬ 1860-1910
В середине XIX - начале XX в России остро стояли вопросы о дальнейшем пути развития страны и поиске национальной идентичности. Изданное Ф. Г. Солнцевым в 1849-53 гг. шеститомное собрание рисунков русского оружия, костюмов и церковной утвари под названием «Древности Российского государства» стало своеобразной энциклопедией образцов и источником вдохновения для художников русского стиля. В этот период В. А Гартман, В. И. Бутовский, В В. Стасов ведут научно-исследовательскую деятельность и публикацию трудов по русскому орнаменту.
Русский стиль характеризуется звучностью цветовых сочетаний и богатой цветовой гаммой, использованием традиционных орнаментальных мотивов и применением шрифтовых форм дореформенной кириллицы (устав, полуустав, вязь). Отличительным признаком русского стиля становится не только характер декоративного украшения, но и его количество: обилие и многослойность декора почитались за художественное достоинство. На этикетках, упаковках и рекламных плакатах происходит обращение к темам русского фольклора, сказкам и былинам, образам мужчин и женщин в национальных русских костюмах, героям русской истории, мотивам крестьянского искусства, памятникам русской архитектуры.
Характерный пример русского стиля - оформление упаковки «Народного мыла» фирмы Брокар и К, украшенной рисунком резного наличника, типичного для изб в русских деревнях.
Национально-романтические тенденции в развитии русского искусства конца XIX -- начала XX века преобразовались в стиль, который принято называть неорусским. Его отличительной особенностью стала более свободная и, одновременно, более целостная интерпретация исторического материала, находившаяся под влиянием идей русского модерна.
Центрами возрождения и переосмысления русской культуры и народных промыслов стали загородные имения купца С.И. Мамонтова «Абрамцево» и княгини М.К. Тенишевой «Талашкино». Художники хотели вернуть декоративно - прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию - украшать повседневный быт человека. Эти поиски распространились и на оформление упаковки.
История сохранила имена лишь нескольких художников, работавших над эскизами к рекламным плакатам и упаковке в неорусском стиле. Среди них Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Иван Билибин. По образцам И. Билибина изготавливались коробки с готовым напечатанным рисунком, где оставлялось место для иадпечатывания названия фабрики и сорта конфет. Рекламный плакат пива «Новая бовария» И. Билибина выполнен в традициях его иллюстраций к русским сказкам.
Оформление фантиков для конфет в неорусском стиле включает сюжетные сцены в стиле картин В. Васнецова и свободный фантазийный орнамент, перекликающийся с русской символикой и мотивами модерна.
МОДЕРН 1880 - 1910
Модерн - это художественный стиль, сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества и охвативший разные страны в конце XIX - начале XX века. В отличие от неорусского стиля, основные изобразительные темы, мотивы и принципы стилизации растительной формы, получившие распространение в русском модерне, были заимствованы из Европы.
Для этого стиля были характерны идеи синтеза искусств, установка на новизну форм и отрицание принципа историзма. Отличительные особенности модерна: сложный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор и орнаментальные рамки, утонченность и одухотворенность образов, приглушенность цветовых сочетаний и пастельные тона. Популярными были изображения женщин с волнами длинных волос, в развивающихся одеждах. Художники черпали свои идеи в образах природы и восточных мотивах.
В типографике преобладает акцидентный рисунок шрифта, отказ от классических принципов построения и пропорций буквы, общая плавность очертаний и поиск новых форм с нарочито преувеличенными декоративными элементами.
Модерн стремился объединить эстетические и утилитарные функции упаковки в целостное художественно-образное решение. Художники старались декоративно переосмыслить саму конструкцию вещи, сделав орнаментальную композицию неотделимой от формы упаковки.
Особенно ярко стиль модерн проявился в упаковке для кондитерских изделий и парфюмерии.
На знаменитых стекольных заводах братьев Грибковых и заводах Ивана Ритинга изготавливались утонченные флаконы для ведущих парфюмерных компаний России: «Брокар и К», «А. Рале и Ко», Александра Остроумова, Русско-французского акционерного товарищества «Модерн» и др. В разработке самой дорогой парфюмерной упаковки конца XIX - начала XX века также принимали участие ведущие ювелирные фирмы Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Якова Мишукова
В кондитерской упаковке, стиль модерн прослеживается в оформлении продукции фирм «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей», «Товарищество Эйнем», «ССу и К» и др. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
Российский фантик конца XIX - начала XX века был одним из лучших в мире, как по графическому оформлению, так и по качеству печати, но имена художников упаковки хозяева кондитерских фабрик держали в секрете, опасаясь, что конкуренты смогут их переманить.
Фантики для кондитерских изделий в стиле модерн часто содержат сюжеты, взятые из театральных постановок и мифологии. Такую упаковку создавали на фабрике «Торгового Дома А.Ф. Постников и Ко», в типографии «Товарищество Типо - Литография ИД Худякова» и др.
АВАНГАРД И КОНСТРУКТИВИЗМ 1910-1930 ГГ.
В России в 20-в годы XX века интенсивно велись поиски художественного языка, способного отразить динамику нового времени, механистичность машинного производства и новые социальные идеалы. Конструктивизм, как стиль и художественный метод, стал итогом авангардистских экспериментов в искусстве начала XX века.
После Октябрьской революции 1917 г. многие товары продолжали оформляться по-старому, но о использованием новых названий национализированных предприятий. В процессе решения актуальных задач предметно-пространственного формообразования был выработан проектный метод конструирования, применимый к области графического дизайна и рекламы.
В оформлении упаковки декоративно - оформительским приемам прошлого конструктивисты противопоставляли геометрические формы, ярко выраженный ритм и математическую четкость построений, графический лаконизм образов. Они использовали плоскостные изображения фигур, ограниченную цветовую палитру (красный, черный, белый) и предельное упрощение шрифтовой формы. Короткие текстовые блоки, набранные прописными буквами, становятся активными элементами композиции наравне с изображением. В рекламе начинает использоваться фотомонтаж.
На оформление упаковки также повлияли идеи супрематизма К. Малевича и прикладной стилеобразующий аспект его стремления выразить структуру мироздания в наипростейших формах (квадрат, круг, треугольник).
С1923 no 1925 год творческим союзом «реклам-конструкторов» В. Маяковского и А. Родченко было сделано до 50 плакатов и около сотни вывесок, упаковок, оберток и рекламных иллюстраций. Упаковка становится и орудием агитации и социалистической пропаганды. Обертки карамели «Красноармейская звезда», созданные В. Маяковским, стали прямым продолжением его работы в области революционного плаката «окон РОСТА»
Комплексный подход к оформлению внешнего вида торговых точек, упаковки и рекламы товаров «Моссельпрома» помог новой торговой марке конкурировать с частниками. Пришедшие на смену А. Родченко и В. Маяковскому художники-рекламисты, работавшие также в области упаковки: M. Буланов, Д. Тархов, Б. Такке и А. Зеленский, - отходят от принципов конструктивизма в сторону более коммерческой и слащавой графики, рубленые чертежные шрифты конструктивизма сменяются декоративными и элегантными геометрическими гротесками в стиле европейского арт-деко.
Новаторские учебные курсы, разработанные А. Родченко, Л. Поповой, А, Весниным для открывшихся в 1920 г высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), заложили основу современного дизайн - образования. Учебная программа, включавшая задания по проектированию упаковки и рекламы, предложенная Л. Поповой в 1923 году была отклонена руководством.
В 1932 году постановлением ЦК
партии, официальным художественным методом
становится соцреализм. Идеи русских конструктивистов
остались не востребованы советской властью.
СТАЛИНСКИЙ АМПИР И СОЦРЕАЛИЗМ 1930-50-Х ГОДОВ
В довоенное время массовая потребительская упаковка оформлялась скромно, а полиграфия была низкого качества, хотя в 1930-50-е годы разрабатываются единые государственные стандарты на форму выпуска и упаковку многих товаров. С другой стороны, оформление упаковки и рекламы находится под сильным идеологическим контролем со стороны государства, внедряющего принципы «социалистического реализма».
На упаковке изображают монументальную советскую символику (пятиконечная звезда, серп и молот, герб СССР, флаг), орнаменты из лавровых и дубовых веток, колосьев, лент, портреты вождей, образы новых советских граждан (рабочих, колхозников, спортсменов) и новых архитектурных памятников Москвы (метро, стадионы, ВДНХ, университет). Используется виртуозное до иллюзорной реалистичности изображение цветов, фруктов, овощей, цветочный орнамент
Происходит реабилитация аитиквенных шрифтов, радикально отвергавшихся авангардистами начала века. Идеологически созвучные архитектурным формам сталинского ампира шрифты, вдохновленные классическими образцами Древнего Рима и ренессансной антиквы, на несколько десятилетий станут главными в полиграфическом оформлении. В виду небольшого ассортимента печатных шрифтов в 1940-50-е годы в упаковке и рекламе войдет в моду изящная каллиграфия.