Русская упаковка: истоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:28, доклад

Описание работы

Согласно археологическим расколкам, самой древней формой упаковки, изобретенной человечеством еще в эпоху палеолита, - являются плетеные корзины, которые также обмазывали глиной для переноски жидкостей. Мешки из шкур животных появляются немного позже вместе с шитой одеждой, а гончарный круг становится первым механическим приспособлением для изготовления упаковки.
Уникальной исторической формой древнерусской упаковки являются берестяные туески, позволявшие дольше сохранять свежесть продуктов.

Файлы: 1 файл

Упаковка.doc

— 218.24 Кб (Скачать файл)

В тот период большинство пищевых продуктов продавали на развес, упаковывая в грубую бумагу и газеты прямо в магазинах. Молоко, подсолнечное масло, квас наливали покупателю в собственные бидоны, стеклянные банки и бутылки

Один из самых популярных материалов упаковки - жесть. Начиная с 1937 года, в СССР выпускаются консервы 700 наименований (среди них лососёвые рыбы, икра, крабы, тушенка и др.), кроме того, в жестяные коробки упаковывают чай, кофе, какао, сладости и знаменитое сгущенное молоко. Дизайн этикетки «сгущенки», предположительно разработанный И. Фоминой в 30-е годы под влиянием эстетики арт - деко и конструктивизма, остается популярен и сегодня. В эти же годы получают распространение продукты в брикетах (гороховый суп-люре, каша, кисель, какао и др.), минеральные и фруктовые воды в стеклянных бутылках, кефир и ряженка в стеклянных бутылках с широким горлышком и металлическими крышками разных цветов

В 1925 году начинается выпуск духов "Красная Москва" (дизайнер - А. Евсеев), ставших первой брендовой линейкой в СССР, на международной выставке в Брюсселе 1958 года Золотая медаль была присуждена именно этим духам, а Гран- при получили духи «Каменный цветок», «Черный ларец» и одеколон «Северный» (сделанный по легенде по эскизу К. Малевича). Особым стилем отличается дизайн этикеток для вино - водочной продукции, среди наиболее популярных образцов дизайна этого периода, этикетка для первой бутылки «Советского шампанского» (1937, А. Мандрусов) и этикетка для водки «Столичная» (1947, В. Яковлев).

В 1950-е годы на всей территории Советского Союза происходит стандартизация упаковок многих товаров. В 1947 году с целью повышения качества упаковочной продукции создается комбинат «Продоформление»…

 

МОДЕРНИЗМ СЕРЕДИНЫ ВЕКА 1960-70

В период хрущевской оттепели параллельно с эстетикой соцреализма, начинают проявляться тенденции модернизма: конструктивный минимализм графических схем и преобладание фотографических иллюстраций, сдержанная работа со шрифтом и предпочтение отдаваемое лаконичным гротескам. В графическом дизайне, как и в повлиявших на него архитектуре и промышленном дизайне, происходит переосмысление традиций и наработок русского конструктивизма 20-30-х годов.

Модернизм в упаковке проявлялся в стремлении к лаконичным композициям, чистоте цвета и формы, стремлении убрать перегруженность деталями, орнаментом, декором. Усиливается разрыв между более консервативной рекламной графикой и упаковкой создаваемой для внутреннего рынка, и актуальными работами, создаваемыми на экспорт.

В послевоенное время специалистов по дизайну упаковки начали готовить в художественно-промышленном училище им. В. Мухиной (С.-Петербург), в институте им. Сурикова читали курс промышленной графики, в Высшем художественно- промышленном училище им. Строганова была создана кафедра Промышленной графики и упаковки. Одним из ведущих преподавателей этой кафедры по специальности «Оформление упаковки» был Б.Н. Рахманинов.

С конца 50-х гг покорение космоса - излюбленная тема оформления упаковки конфет, парфюмерии, сигарет Когда понадобилось упаковать еду для космонавтов, стали использовать тюбики и тубы В них находились в пастообразном состоянии борщ, творог, кофе и др. Много упаковочных технологий, придуманных для космических экспедиций, стали использовать повсеместно. Например, блистерную упаковку для таблеток, йод, запакованный как фломастер.

В 60-е г. в Советском Союзе появляется первая аэрозольная упаковка, которая очень быстро завоевывает рынок. Она делает удобным применение лекарств, пищевых продуктов, бытовой химии и др.

В1967 г. в СССР был утвержден государственный знак качества, который присуждали лучшим товарам и ставили на упаковку. В разработке этого знака принимал участие B.C. Акопов. В работе графической секции сотрудников ВНИИТЭ упаковка начинает рассматриваться как часть фирменного стиля.

В СССР над созданием упаковки в 50-80-е гг. работали две организации: "СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИГ (ранее "Продоформление") и Комбинат графических искусств (КГИ), объединявший художников-графиков, оформлявших упаковки и этикетки (ярлыки) для товаров народного потребления, промышленных товаров. Основная часть проектов для регионов выполнялась дизайнерами Москвы и Ленинграда.

 

МЕТАЛЛ

Первые металлические упаковки были изготовлены из листовой латуни и меди. Металл не пропускает воду, гигиеничен, экологичен, устойчив к перепаду температур и тд. Из него изготавливают коробки, банки, пробки и фольгу. Коробки из алюминия и жести могут быть как геометрической, так и фигурной формы. Их преимущественно используют для упаковки кондитерских и парфюмерных изделий. Банки для напитков делали первоначально из жести, а затем из алюминия, добавив открывной ключик. Металлическая фольга обладает хорошими защитными свойствами, легко сгибается, термостойка, эффектно выглядит и привлекает внимание покупателей.

БУМАГА, КАРТОН

Самые удобные и экологически чистые материалы для упаковки, которые легко утилизируются и вторично перерабатываются. Бумага - дешевая в производстве и прочная, она не пропускает воздух и не представляет опасности для здоровья, в нее можно упаковать практически любой продукт. Все эти критерии относятся и к картону, он служит не только для транспортировки продукта и продления срока его хранения, но и для эффективной презентации товара на витринах магазинов. Дополнительные возможности для дизайна упаковки предоставляет гофракартои и микрогофракартон.

СТЕКЛО

Ствкляииая упаковка (бутылки, банки, флаконы, ампулы и др.) обладает химической инертностью практически к любым жидкостям, а также высокой гигиеничностью. Что немаловажно, стекло прозрачно, это позволяет увидеть сам продукт. Стеклянную тару можно считать классическим вариантом упаковки для жидких продуктов, а трудности в эксплуатации связаны лишь с хрупкостью материала. Стекло - одно из самых экологичных материалов для упаковки, поскольку подлежит 100% вторичной переработке неограниченное число раз, особенно если заранее сортировать его по цвету.

ПЛАСТИК 

Благодаря таким характеристикам, как прочность, долговечность, а также оптическим свойствам и отсутствию абсорбции, пластик становится все более востребованным материалом для упаковки. Негативные стороны использования пластика - он плохо утилизируется, хотя может быть вторично переработан.

Существуют различные виды пластика: полиэтилен - безопасный для здоровья, в него упаковывают продукты; полизтилвитерефтжлат (ПЭТ) - материал для упаковки с низкой себестоимостью, в него разливают напитки и бытовую химию; полистирол (ПС) - безопасный только при низких температурах, его используют для производства поддонов для охлажденного мяса и контейнеров для яиц, а также поливинил хлорид (ПВХ) и полипропилен (ЛЛ).

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ 1970-1990

Характерные черты постмодернизма: используется сплав различных стилей прошлого, часто с ироническим эффектом. Специфика стиля - преувеличение как инструмент создания яркого образа упаковки. Постмодернизм стремится использовать цвета: бежевый, серебристый, "металлик", перламутровый, флуоресцентный и др. Замысел часто соединял цвет с историческим эталоном Формы геометрические и свободные, симметричные и асимметричные. Большую радость доставляли детям новогодние подарки в пластиковых упаковках в виде кремлевской башни, шара, елки, балалайки, зверюшек.

В 1980-е г. были утверждены стандартные типы упаковок и виды картонной тары, например, алюминиевые банки для напитков, пластиковые бутылки, стеклянные банки и др. С конца 1970-х гг. с олимпийской символикой выпускали почти всю упаковку. Хорошим сувениром был одеколон «Мишка» (НЗ) в фигурном флаконе в виде олимпийского символа. В СССР пиво в жестяной банке появилось только в 1980 г., называлось оно "Золотое кольцо", акция была приурочена к Московской олимпиаде. К этому событию было налажено производство жевательной резинки трех сортов (клубника, апельсин и мята) на фабрике «РотФронт». Стали доступны Пепси и Фанта с этикетками на русском языке в бутылках отличных от традиционной формы.

В 1990-е г. получил извеотнооть бренд "Довгань" (владелец Довгань B.BJ. С этим именем выпускали водку, сигареты, бытовую химию, а также продукты.

Комбинат "Союэпродоформление" (просуществовал до 1993 г.) объединял художников - промграфиков, занимающихся оформлением всех видов упаковки для пищевой продукции (включая напитки), воспитал плеяду замечательных художников, которые создали лицо советской упаковки. В проекте обновления продукции «Молдвинпрома» принимали участие B.C. Акопов, Е.Б. Санин и В.И. Щукинская.

Комбинатом «Союэпродоформление» оформлялись и парфюмерно-косметические товары. В этой области особенных успехов добились В.М. Дьяконов, И.Н. Жукова и Б.Т. Родионов. В конце 80-х г. на комбинат пришли работать новые талантливые кадры: К. Суханов, В. Сухарев, В. Сайкин, С. Логвинов, С. Вериченко, Л. Раковская, Т. Киолинская, А. Давыдов, А. Сечин. Среди прочих работ этого периода можно выделить упаковки для марок «Домик в деревне», «Вимм- Биль-Данн», J7 и др.

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ УПАКОВКА. ТЕНДЕНЦИИ

Технология упаковки постоянно совершенствуется. Следуя темпам развития современного общества, упаковка становится более индивидуальной и порционной, снабжается функциями точной дозировки, охлаждения, подогрева и даже приготовления продукта.

Сегодня хороший дизайн упаковки предполагает не только эстетичный внешний вид и ясные визуальные коммуникации, но и повышенную функциональность, и, в обязательном порядке, экологически чистые способы изготовления и вторичной переработки, включая возможность повторного использования. Один из современных трендов - отказ от этикетки (к примеру, минеральная вода "Серябь"), другой восходящий тренд - минимализм- в агрессивной визуальной среде магазина снова ценятся спокойные и ясные коммуникации.

Российские дизайнеры все больше стараются эмоционально воздействовать на покупателя, сказывается усталость от компьютерных эффектов и желание сделать упаковку более живой, что приводит к широкому использованию авторской иллюстрации. Развивается интерактивность упаковки. По специальным штрихкодан, а вскоре и по чипам, мы можем попасть онлайн на сайт данного продукта, узнать вою информацию о нем, о производителе, о конкретной партии, сроках и условиях хранения и т. д.

Экологичность упаковки тоже в центре внимания. Уже существуют цветные и прозрачные пластики, исчезающие за месяц it стекло и металл для моментальной переработки.

 

УПАКОВКА ИЗ СТЕКЛА КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА

В середине XIX века в России освоили новую технологию изготовлении бутылок методой литья, что значительно удешевляло и ускоряло процесс. Бутылке можно было придать как точную геометрическую, так и произвольную форму. Особой популярностью пользовался штоф - четырехугольная емкость с коротким горлышком.

Каждому напитку соответствовала бутылка определенной формы и цветов. Собственную «фирменную» бутылку имели все известные производители спиртного-, к примеру, «торговый дом ПАСмириова» узнавали по конусообразной бутылке, Шустов предпочитал разливать коньяки в бутылки в форме графина, компания «Бекиан и К» ввела в оборот бутылку-фляжку. При этом одна и та же модель бутылки могла изготавливаться на разных стекольных заводах (общее число которых к началу XX века достигло 234-х), среди них - заводы братьев Костеревых, Круженковых, товарищество АЛуковиикова (АТЛ) и др. Многие заводы, в том числе и братьев Орловых и С. В. Глинского в Клину, производили аптечную и парфюмерную посуду

При Николае II было принято «Положение о стеклянной посуде», согласно которому каждый производитель должен был ставить на бутылке клеймо со своим фирменным знаком, местонахождением завода и годом выпуска.

Оптовыми единицами мер для алкогольной продукции были бочка и казенное ведро (вмещавшее 16 мерных бутылок). Четвертинка - четвертая часть штофа или полбутылки, а самая мелкая мера - осьмушка, половина четверти или шкалик


Информация о работе Русская упаковка: истоки