Рынок безалкогольных напитков в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений.
Основные задачи этой работы:
- дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
- объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;
- рассмотреть спрос на безалкогольные напитки на рынке потребительских товаров и факторы, влияющие на спрос;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Рынок потребительских товаров……………………………………………..5
1.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров……..5
1.2 Элементы рынка потребительских товаров…………………………….12
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………………...15
2. Рынок безалкогольных напитков……………………………………………17
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса…………………………………………………………...17
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения……………………………………………………26
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков…32
3. Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров……37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………………………………… 44

Файлы: 1 файл

рынок безалкогольных напитков в современных условиях.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Основные тенденции  развития рынка безалкогольных напитков связаны я изменениями стиля  жизни покупателей и общей  культуры потребления. На рынке напитков дешевые напитки начинают сдавать позиции, на первый план выходит качество. Сегодня относительно не заполненной является среднеценовая ниша безалкогольных напитков. Активно будет развиваться сегмент вкусовых напитков на натуральных полезных основах, так как здоровье сегодня в моде.

Для рынка безалкогольных напитков в целом характерна высокая  концентрация: более 50% рынка в натуральном  выражении контролируют два ведущих  производителя  Coca-Cola и Pepsi-Со [18]. Но и российские компании, владеющие портфелями торговых марок средней ценовой категории, могут вполне успешно развивать свой бизнес и иметь хорошие показатели. Дорогие товары известных мировых производителей в меньшей степени подходят жителям России, так как свыше половины населения страны, проживает за пределами больших городов и не может себе позволить товары не только высшей, но даже и верхней части средней ценовой категории.

Экспертный опрос представителей крупных торговых сетей и центров  Екатеринбурга показал, что практически  на прежнем уровне остались закупки торговыми сетями продукции таких брэндов, как Coca-Cola и Pepsi, а вот объемы закупки напитков местных производителей увеличились. Так, например ОАО «Тонус» и ОАО «Бэст Ботлинг», по мнению экспертов, увеличили свои поставки в крупные розничные точки на 30-50% по сравнению с прошлым годом. Эксперты также отмечают, что покупатели газированных напитков стали более разборчивы и требовательны при выборе и готовы платить больше за качественный продукт: низкая стоимость – это показатель низких качественных характеристик товара, таково сегодня мнение потенциальных покупателей.

На  рынке безалкогольных напитков эксперты отмечают, что минеральная вода и  соки составляют конкуренцию газированным напиткам – лимонадам, которые пытаются удержать покупателей, возвращаясь к традиционно советским вкусам – «Тархун», «Дюшес», «Байкал». Если рассматривать общие тенденции развития российского рынка минеральной и питьевой воды, то специалисты считают его одним их наиболее развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков. Запасы минеральных вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт. Кроме того, если учесть тот факт, что потребители все большее предпочтение отдают качеству товара и натуральной экологически чистой продукции, хорошие перспективы ожидают не только минеральную или питьевую воду, но и газированные напитки на основе минеральной воды с добавлением чистых природных добавок – натурального сока или экстрактов трав, обогащающих воду полезными веществами. Крепкие позиции занимают и холодные чайные напитки на основе экстрактов натурального зеленого и черного чая с различными фруктово-ягодными вкусами. Сегодняшняя ориентация такова, что сегмент сокосодержащих напитков будет конкурировать не с соками, а с лимонадами, позиционируя себя как более полезный прохладительный напиток.

Скорее всего, в ближайшее время, на российском рынке безалкогольных напитков будут развиваться следующие тенденции: поиск и развитие новых сегментов, внедрение инновационных и уникальных продуктов. Кризис принесет с собой не только проблемы, но и новые возможности. Прежде всего, для отечественной промышленности, которая получает значительное ценовое преимущество по сравнению с импортными товарами, что особенно актуально для производителей [11].

Чтобы повысить свою конкурентоспособность  в период кризиса, торговцы, также как и потребители, применяют антикризисные меры. Одна из самых распространенных  оптимизация ассортимента. По данным опроса владельцев/представителей более 1,5 тыс. торговых точек по всей России, проведенного Nielsen в декабре 2008г., 19% респондентов отметили, что уменьшили ассортимент продукции на полках. Пока сокращение ассортимента является незначительным  в основном не более 15%.

Nielsen выделяет  такие тенденции развития рынка  в 2009г., как дальнейшее снижение  темпов роста рынка соков, перераспределение  продаж в пользу канала "дискаунтеры", постепенная поляризация рынка:  при сохранении и дальнейшем  развитии премиального сегмента  увеличение доли экономичного сегмента и частных марок, рост продаж соков в средних упаковках (0,7-1л.) из-за снижения покупательной способности потребителей и их стремления уменьшить стоимость разовой покупки. Также возможно незначительное уменьшение размера упаковки производителями для обеспечения конкурентоспособной цены на полке, сокращение ассортимента категории под действием антикризисных стратегий сетей, спрос на бренды будет определяться их наличием на полке.

Экономический кризис выявил сильные и слабые стороны в развитии рынка безалкогольных напитков.

Сильные:

- покупатели стали намного охотнее приобретать товары отечественного производства;

Слабые:

- снизилась платежеспособность покупателей;

- зависимость производства от импорта [24].

 

 

Заключение

 

Мировой финансово-кредитный кризис, первые проявления которого стали заметны еще летом прошлого года, заставил участников многих рынков зафиксировать падение потребительской активности и пересмотреть прогнозы. Дефицит заемных средств заставляет корпорации сворачивать намеченные проекты, а общее снижение потребительской активности негативно влияет на продажи товаров и услуг. Тем не менее производство безалкогольных напитков будет развиваться, так как население нуждается в утолении жажды.

Сегодня рынок безалкогольной продукции переполнен импортом, а развитие собственных напитков движется по западному направлению. Российский производитель должен переориентировать российского потребителя на напитки отечественного производства и стремиться сделать упор на традиционные «русские вкусы»: если в различных лимонадах сильны позиции зарубежных компаний, то в таких вкусах, как «тархун», «байкал» и «дюшес», конкурентов у россиян нет, также нет конкурентов и в производстве самого «русского напитка»  кваса.

В силу разных вкусов потребителя становится все менее возможным классифицировать его, используя социологические и маркетинговые исследования. Производимые напитки должны продвигаться на рынок с учетом интересов различных целевых групп. В новом обществе каждый потребитель представляет собой индивидуальность, он ищет продукты, потребление которых в точности отражает его стиль.

Основным фактором, влияющим на спрос и на предложение, является сам потребитель. Сегодняшний российский потребитель не похож на вчерашнего. Многие потребители изменили свой образ жизни. Потребитель стал более требовательным к информации о товаре, кроме того он стремится к потреблению экологически чистых, оздоравливающих продуктов. Покупательское поведение на рынке включает в себя процесс, в течение которого люди определяют: что, когда, где, у кого, и как часто делать покупки.

В данный момент рынок  безалкогольных напитков близок к насыщению, поэтому уровень конкуренции  на нем достаточно высок. Конкуренция  ужесточается еще и тем, что современный  покупатель все больше обращает внимание на полезность напитка и количество калорий в нем, вследствие чего происходит «омоложение» целевой аудитории безалкогольных напитков.

Стало недостаточно просто догнать и наилучшим образом  скопировать своего конкурента, снизив при этом цены и предоставив наиболее привлекательные условия для совершения покупки. Политика предложения равного качества единой группы товаров по более низкой цене заводит продавца в тупик, выстраивая за собой очередь из конкурентов, лидеру достается все самое лучшее, а после он уходит в новый этап разработки нового товара. Только того постигает успех, кто становится первым, находя неохваченную сторону спроса на рынке. Интуиция становиться необходимостью для создания новых инноваций.

Доля продукции зарубежных компаний, имеющих производства в России, по-прежнему весьма высока. Причем представлена она и в высоких ценовых группах, и в сравнительно низких. По мере развития экономики и соответственно роста благосостояния граждан меняется структура производства. Предлагаемые на сегодня торговые марки призваны обеспечить спрос различных потребительских групп на тот или иной продукт. Отмечаются тенденции, характерные для зарубежного рынка, и потребительский интерес сдвигается в сторону потребления негазированных напитков, воды, соков.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алпатов Г.Е. Экономика для студентов не экономических специальностей.-М.- 2003. – 256 с.
  2. Бергфельд Т.Н. Прыжок в неизведанное // Пиво и напитки.- 2004.- №4.-С.13.
  3. Боярский А.П., Зотикова А.Р. Торговля в собственном соку // Коммерсантъ .-2008.-№ 43.-С.34.
  4. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. – Екатеринбург.- 2004. – 167 с.
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ.- М.- 1997.- 158 с.
  6. Кайшев В.Г. Внешняя торговля продовольственными товарами. Анализ структурных изменений // Пиво и напитки.-2008.- №3.-С.11-13.
  7. Карпенко Е.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. – М.- 2007. – 168 с.
  8. Кисилева Е.Н. Рынок продовольственных товаров.- М.- 2009. – 11с.
  9. Козина Е.А.  Безалкогольные напитки. В контексте зрелых рынков  // Новости торговли. - 2008.-№4. – С.8-9. 
  10. Котлер Ф.А.  Основы маркетинга. Краткий курс.-М.- 2006.- 456с.
  11. Макорникова Л.А. Анализ востребованности соков и сокосодержащих напитков // Пиво и напитки.- 2007.-№3.- С.5-7.
  12. Маринина Л. Российский рынок соков // Конъюнктура товарных рынков. – 2008.- №2.-С.23-24.
  13. Михеева О. Кто переходит дорогу газировке? Обзор уральского рынка безалкогольных газированных напитков // Продуктовый бизнес.- 2007.- №5.-C.12-14.
  14. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования.- Екатеринбург, 1998.- 178 с.
  15. Николаева Т.И., Елагин Ю. А.Организация торговых процессов и обслуживания покупателей. – Екатеринбург.- 2003. – 248 с.
  16. Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания. – М. - 2008. – 250 с.
  17. Пахомова П.Р. Россия: рынок продуктов питания // Крестьянские ведомости.-2008.-№4.-С.34.
  18. Петухова Е.Д. Рынок воды: информируй, чтобы продавать // Мое дело магазин.- 2007.- №3.-С.6.
  19. Пилипенко Н.Н. Экономическая теория. Политическая экономия. - М.- 2004.- 232с.
  20. Раицкий К.А. Экономика и управление в организациях торговли: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 191с.
  21. Россик Е.Я. Толковый словарь экономических терминов и понятий. Изд. 2е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 87с.
  22. Снегирева В.Л.  Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб.: Питер, 2007. – 236с.
  23. Снегирева Е. Купи себе живой воды // Территория торговли.-2007.- №2.-С.24-25.
  24.   www.acnielsen.ru/news.php?news_id=93
  25. www.aquamercatus.com
  26.   www.gks.ru
  27. www.imbf.org/health/deceit/deceit_23.htm
  28. www.park.ru/rubric.parkru?r=381
  29. www.watermarket.ru/articles/5232

  

 

 

 


Информация о работе Рынок безалкогольных напитков в современных условиях