Рынок бытовых химических товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Тенденции развития Российского и регионального рынка бытовых химических товаров. Современное состояние рынка, соотношение спроса и предложения, динамика изменения потребностей. Ассортимент и качество синтетических моющих средств на Пермском рынке. Характеристика крупнейших Российских и региональных производителей: особенности производства, современный ассортимент, качество выпускаемой продукции, динамика изменения цен.

Файлы: 1 файл

.работа рынки потреб. товаров14.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Рынок бытовых химических товаров. Тенденции развития Российского и регионального рынка бытовых химических товаров. Современное состояние рынка, соотношение спроса и предложения, динамика изменения потребностей. Ассортимент и качество синтетических моющих средств на Пермском рынке. Характеристика крупнейших Российских и региональных производителей: особенности производства, современный ассортимент, качество выпускаемой продукции, динамика изменения цен.

 

Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент товаров бытовой химии постоянно обновляется и расширяется за счёт как отечественной, так и зарубежной продукции. Мало функциональные препараты уступают место более эффективным, опасные - более безопасным для здоровья людей и состояния окружающей среды.

В результате стабильного спроса на бытовую химию многие российские торговые предприятия специализируются на ее продаже. При этом в силу ограниченности отечественного ассортимента коммерческие структуры ориентируются на заключение прямых хозяйственных договоров с зарубежными производителями или их дистрибьюторами в России.

Импортная бытовая химия в последние годы, бесспорно, доминируют на российском рынке благодаря разнообразию ассортимента, современному дизайну упаковки, гибкой политике цен.

К товарам бытовой химии относят товары химической природы, предназначенные для различных хозяйственных нужд. ТБХ - продукция многих отраслей промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, лакокрасочной, масложировой, лесохимической и др.). Их применение оптимизирует процессы, экономит ресурсы, но при этом нужно отметить отрицательные стороны их использования: они токсичны и аллергенны, экологически жестки, химически активны. Также требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, упаковки, хранения и сроков реализации. По назначению ассортимент ТБХ делится на:

1. Клеящие товары.

2. Средства для стирки и мытья (моющие, отбеливающие, подсинивающие, подкрашивающие средства).

3. Лакокрасочные товары.

4. Чистящие средства.

5. Пятно выводящие средства.

6. Полирующие средства.

7. Дезинфицирующие средства.

8. Средства для борьбы с насекомыми  и грызунами.

9. Средства для борьбы с вредителями  садов и огородов.

10. Минеральные удобрения.

11. Автокосметика.

12. Прочие химические товары.

Современные товары бытовой химии представляют собой многокомпонентные смеси, главный компонент которых - синтетические моющие средства (СМС) - в виде водных растворов снимают с поверхности твёрдых тел (тканей, изделий) загрязнения различной природы.

СМС являются наиболее широко применяемыми препаратами бытовой химии, их используют в домашнем хозяйстве по статистике 99% семей. Первый синтетический моющий порошок «Новость» был выпущен в 1953 г. на основе продуктов, выделенных из кашалотового саломаса.

Российский рынок синтетических моющих средств с 2008 года активно развивался, о чем свидетельствует сохранение тенденции наращивания объемов производства продукции отечественными предприятиями: объемы производства по России за 12 месяцев 2009 года возросли на 11,3% по сравнению с 2008 годом и составили 795413 тонн. А в предыдущем, 2008 году, объемы производства возросли на 12% по сравнению с 2007 годом, а выпуск продукции в натуральном выражении составил 714384 тонн.

За этот период продукция поступала в Россию более чем из 30 стран, и основными странами-поставщиками в Россию моющих средств являлись: Польша, Турция, Украина, Германия, Соединенные Штаты.

При средней контрактной импортной цене 703 доллара за тонну самая дешевая продукция поставляется в Россию из Израиля, по цене 315 долл. / тонну, а также из Австралии и Турции, по цене 350-360 долларов за тонну. Продукция среднего качества поступает из Украины, Турции, Канады, Швеции, стоимость которой примерно соответствует средним контрактным импортным ценам, а из Ирландии, Финляндии, Франции, Швейцарии поставляется дорогая продукция, которая пользуется в России спросом у определенных категорий покупателей. Активизация в последние четыре года производства товаров в России, в том числе за счет создания новых предприятий, требует объективных данных и их анализа по товарным рынкам как в целом в России, так и в отдельных регионах. Вместе с тем отсутствие учета производства мелких предприятий, информационная непрозрачность рыночного пространства являются одной из основных черт российского рынка. Особенно это проявляется на динамично развивающихся товарных рынках. К таким относят рынок товаров бытовой химии, который включает бытовые гигиенические средства: средства для ухода за бельем (синтетические моющие средства — СМС) и за жилищем (чистящие и моющие средства различного назначения — ЧС). В настоящее время этот рынок характеризуется высокой степенью товарного насыщения и, следовательно, высокой конкуренцией. Поэтому для отечественных производителей и торговли маркетинговые исследования представляют практическую ценность.

Емкость отечественного рынка СМС эксперты  AС Nielsen оценивают в 900 тыс. тонн в год. Имеющиеся в России производственные мощности около 70 предприятий позволяют достичь такого объема производства. Они составляют 940 тыс. тонн с перспективой роста мощности на 10—15% в год. Полная загрузка мощностей позволила бы достичь санитарных норм потребления СМС даже без привлечения импорта. Однако сейчас в России производится меньше половины необходимого количества СМС, и уровень потребления остается одним из низких в Европе. Так если, по данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих средств в различной товарной форме должен составлять не менее 7 кг в год, то в России потребление на душу населения в 2001 г. составило около 3 кг, в то время как в 1990 г. составляло 4,1 кг. Следует отметить, что среднедушевое потребление СМС в странах Европы в 1999 г. составляло: Швеция — 5 кг, Германия — 10,2 кг, Франция — 15,4 кг.

Таблица 1

Объемы производства порошкообразных СМС и чистящих средств в РФ

Год

Синтетические моющие средства

Чистящие средства

Производство, тыс. т.

Динамика, %, за год

Производство, тыс. т.

Динамика, %, за год

1990

678,0

104,4

 

1995

257,2

- 62,1

   

1996

280,0

+1,8

   

1997

280,7

+ 0,2

48,1

 

1998

229,6

- 18,2

41,0

- 14,1

1999

353,8

+ 54,1

60,0

+ 46,3

2000

411,6

+ 16,4

79,0

+ 31,6

2001

431,9

+ 4,9

86,0

+ 10,0


 

Анализ производства средств в России показывает, что в первой половине 90-х гг. произошло резкое снижение производства — более чем в 2 раза (табл. 1). В эти же годы резко, в 3 раза за 12 лет, сократились объемы производства отечественных поверхностно-активных веществ (ПАВ) — основного компонента моющих средств. Поэтому производство моющих средств в России в последние годы все больше развивается с привлечением импортного сырья. В начале 90-х гг. на наш рынок пришли сначала Procter & Gamble, выкупив самое крупное предприятие по производству синтетических моющих средств — Новомосковскбытхим, а затем Henkel — предприятия «Эра» в г. Тосно и г. Энгельсе (ООО «Henkel — Юг»). Второй период спада отечественного производства, отмечается во время кризиса 1998 г., после чего производство в России стало возрождаться. Следует отметить, что более половины СМС — 57,9%, в 2001 г. произвели предприятия, инвестируемые иностранным капиталом под своими торговыми марками.

Для анализа рынка СМС за последние три года были выбраны производства 12 наиболее крупных предприятий, имеющих не менее 3% доли на рынке СМС. Как свидетельствуют данные таблицы 2, иностранными фирмами выкуплены предприятия, имеющие крупные производственные мощности. В 2001 г. Henkel приобретает третье российское предприятия ОАО «Пемос» в г. Пермь.    В результате этого его доля на рынке СМС к началу 2002 г. составляет в денежном выражении 33% и 26,5% в натуральном, в то время как у Procter & Gamble — 27% рынка в денежном и 22,1 в натуральном [4]. Мощности предприятий, которыми теперь владеют два крупных концерна, стали примерно одинаковы — свыше 200 тыс. тонн в год, и наибольшая конкуренция на рынке СМС отмечается между этими двумя фирмами. Если фирма Procter & Gamble производит  в основном дорогие средства (III ценовой группы), такие, как «Ариель», «Тайд», то фирма Henkel производит  средства всех трех ценовых групп, в том числе большую долю недорогих, таких, как серии «Хенко» и «Дени». Следует отметить значительное увеличение производства в ООО «Новомосковскбытхим». За последние три года рост составил 143%, в то время как по двум предприятиям фирмы Henkel отмечено снижение производства на 2%. Третья иностранная фирма — «Юнилевер», владеющая ЗАО «Аист», — имеет значительно меньшую долю на рынке — 5% в 2000 г. и 9,3% в 2001 г. в натуральном выражении [4]. Таким образом, фирма Henkel, несмотря на некоторый спад производства, является самым крупным производителем на российском рынке, работая в трех географических регионах — на Юге, Севере и Западе, выпуская как дешевую, так и дорогую продукцию.

Предприятия с отечественным капиталом в последние 4 года развивались не однозначно. Ряд предприятий, таких, как ООО «Нефис» г. Казань, ОАО «Весна» г. Самара, ОАО «Концерн Калина» г. Омск стабильно увеличивают производство как по объему, так и по ассортименту. Ряд других отечественных предприятий: АО «Фосфор», Щебекинский завод моющих средств, сделавшие ставку на низкую цену продукции, не выдержали конкуренции, в результате последний практически прекратил производство.

Анализ имиджа предприятий-производителей на Пермском рынке СМС проводился по известности для потребителей марки СМС, то есть его имиджу. Имидж порошка характеризовался наличием марки в продаже, узнаваемостью ее потребителями. Последнее было определено путем анкетирования, при котором покупателям предъявлялся список из 23 наименований СМС и предлагалось отметить неизвестные марки (приложение 2).

При определении имиджа самых популярных марок синтетических моющих средств сказалась территориальная особенность Пермской области. В десятку популярных вошли синтетические моющие средства ООО «Henkel », уже длительное время известные на Пермском рынке. Однако первые места все же заняли СМС, производимые фирмой Procter & Gamble. Малопопулярными были СМС, производство которых удалено от г. Пермь (Ангарск, Омск, Саратова), и те, которые не пользуются спросом.

Таблица 2

Характеристика параметров рынка СМС по наиболее крупным производителям

Наименование фирмы

Проектная мощность

Производство, 
тыс. тонн

Изменения за 1999-2001 гг., в %

Доля на рынке, в % 
(натуральное выражение)

Имидж на саратов-ском рынке в 2000-2001 гг.

1999 г.

2001 г.

1999

2000

2001

I.Фирмы с иностранным капиталом:

Хенкель

30

28,4

29,0

+ 2,1

7,2

7,7

6,7

+

ОАО “Эра” 
г. Тосно

60

36,6

35,1

- 4,0

7,8

9,8

8,1

+

ЗАО “Аист” 
г. Санкт-Петербург

33

30,6

40,4

+ 32,0

5,0

11,2

9,3

+

АК Новомосковскмбытхим

204

39,3

95,5

+ 143,0

7,0

18,7

22,1

+

II. Фирмы с отечественным капиталом:

ОАО “Пемос” 
г. Пермь*

120

63,2

50,7

- 12,5

16,0

16,1

11,7

+, –

ОАО "Сода" 
г. Стерлитамак

60

41,2

29,6

– 28,1

11,0

8,4

6,7

+

ОАО “Ангарский завод бытовой химии”

33

24,5

25,8

+ 5,3

6,0

4,5

4,8

+, –

АО “Фосфор” 
г. Тольяти

33

17,4

4,0

8,0

+, –

ОАО “Косметическая фирма Весна” 
г. Самара

8,3

15,9

23,9

+ 50,3

1,3

6,0

5,5

+

ЗАО “Завод моющих средств” 
г. Щебекино

8,8

12,8

1,5

1,0

ОАО “Нефис” 
г. Казань

45

16,6

41,8

+ 151,8

3,0

7,4

9,7

+

ОАО “Концерн Калина” 
г. Омск

30

19,2

25,8

+ 34,3

3,0

6,2

6,0

+, –

Информация о работе Рынок бытовых химических товаров