Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 17:43, контрольная работа
Тенденции развития Российского и регионального рынка бытовых химических товаров. Современное состояние рынка, соотношение спроса и предложения, динамика изменения потребностей. Ассортимент и качество синтетических моющих средств на Пермском рынке. Характеристика крупнейших Российских и региональных производителей: особенности производства, современный ассортимент, качество выпускаемой продукции, динамика изменения цен.
В качестве показателей, определяющих ценовую группу, выбраны основные функциональные характеристики (моющая, отбеливающая, пенообразующая способности средств) состава и содержания пыли, которые определяют качество и безопасность средства.
Таблица 3
Параметры ценовых и качественных групп СМС
Ценовая группа |
Цена, руб за пачку, 450 г |
Основные показатели | ||||
Моющая способность, % |
Отбеливающая способность, % |
Состав |
Содержание пыли, % |
Пенообразующая способность, мм | ||
I |
до 15 |
85-95 |
без отбеливателей |
без биодобавок или 1 компонентная добавка |
до 5 |
свыше 200 без пеногасителя |
II |
15-30 |
95-110 |
80-90 |
1-2 компонентные биодобавки без отбеливателей или с небольшим количеством |
2-4 |
180-200 |
III |
свыше 30 |
свыше 110 |
110-125 |
биодобавки, отбеливатели, активатор отбеливания |
до 2 |
до 180 |
Анализ показал, что независимо от ценовой группы моющего средств («Дени» —I гр., «Лоск» — II гр., «Тайд» — III гр.) наибольший рост цен отмечен в розничной торговле — до 183-188%. Снижение роста оптовых цен в 2000 г. на средство «Лоск» было связано с масштабной фальсификацией «Лоска» в этот период (2000 г.). Запасы фальсифицированного товара оставались на оптовой фирме в 2001 г., о чем свидетельствует то, что оптовая цена на порошок «Лоск» в эти два года была ниже, чем отпускная на предприятии ООО «Henkel». Следовательно, цена, как оптовая, так и розничная, может служить индикатором обнаружения фальсифицированной продукции.
Рис. 1. Изменение отпускных, оптовых и розничных цен на СМС с 1998 г. (сентябрь) по 2001 г. (июль)
Таблица 4
Данные по предпочтению и использованию марок СМС
Наименование марки |
Предпочитают пользоваться, |
Фактически используют, |
"Миф" |
19,6 |
12,7 |
"Тайд" |
21,4 |
12,1 |
"Лоск" |
11,9 |
10,3 |
"Ариель" |
22,7 |
10,3 |
"Дени" |
9.7 |
7,6 |
"Апрель" |
11,3 |
8,6 |
"Омо" |
12,2 |
6,4 |
Анализ показал, что соответствие потребностей и возможностей отмечается по средствам I и II ценовых групп («Дени», «Апрель», «Лоск»). Средства III группы («Тайд», «Ариэль», «Омо») имеют потенциал по увеличению продаж при повышении платежеспособности, так как отмечено различие желаний и возможностей почти в 2 раза.
В целом потребительские намерения покупателей на рынке СМС Пермской области представлены на рис. 2, данные которого свидетельствуют, что потребители предпочитают более качественные средства, причем эта тенденция остается без изменений в течении последних лет. Данные проведенных исследований показывают, что ориентация ряда производителей и оптовых фирм на дешевые низкокачественные стиральные порошки I ценовой группы ошибочны, так как платежеспособность повысилась и потребители все больше предпочитают качественные СМС.
Рис. 2. Ориентация потребителей на цену при покупке СМС (за пачку 450 г)
Исследования потребительских предпочтений относительно качества и цены товаров показали, что за два года наметилась тенденция к покупкам более качественных бытовых гигиенических средств как для стирки белья, так и для мытья посуды. При покупке этих средств большее число потребителей обращает внимание на оптимальное сочетание качества и цены. Однако за последние два года все большее количество потребителей (увеличение на 10%) стало ориентироваться только на качество товара независимо от его цены. Доля потребителей, ориентирующихся только на низкие цены, осталась также незначительной — до 15% от опрошенных. Следует отметить, что потребители моющих средств для посуды более внимательны к их качеству по сравнению с выбором СМС — на 14% больше потребителей ориентируется только на качество.
Таким образом, хотя основная часть потребителей при покупке ориентируется на оптимальное соотношение качества и цены, доля потребителей, ориентирующихся на высокую цену, которая гарантирует качество товара, увеличивается.
Высокая степень конкуренции на рынке вызывает необходимость обновления ассортимента, что и отмечено по I ценовой группе СМС. Учитывая эту тенденцию, нами были изучены потребительские предпочтения ориентации на количество приобретаемых марок. Для этого определены три группы потребителей, различающихся приверженностью к определенным маркам. Первая группа потребителей (ориентированные) покупает и пользуется одной и той же маркой на протяжении длительного времени. Вторая группа потребителей (избирательные) покупает две-три марки, в качестве которых уверена. Третья группа потребителей (неустойчивые) покупает гигиенические средства импульсивно, не ориентируясь на марки.
В результате социологического опроса по группе СМС выявлено, что
большинство опрошенных покупателей ориентируется
на 2—3 марки, третья часть ориентируется
на одну марку, исключительно редко покупая
другие. Подавляющее число потребителей
средств для мытья посуды ориентируется
на 1—3 марки. Причем половина из них предпочитает
покупать только одну марку. Такая ориентация
потребителей нежелательна для производителей
и торговли, так как препятствует обновлению
ассортимента и появлению более лучших
новых марок. Потребители не знают, что
оптимальным вариантом для качественной
стирки является приобретение и использование
нескольких марок средства различного
назначения. Анализ современного ассортимента
на рынке моющих средств позволил выделить,
как минимум, пять вариантов СМС, необходимых
для качественной стирки в домашних условиях:
На российском рынке стали появляться принципиальные новинки, например средства концентрированные (усилители стирки) для стирки черной одежды, жидкие средства для стирки белья, средства для мытья посуды, содержащие смягчающие средства для рук, и др. Как правило, такие новинки переносятся на российский рынок с мирового рынка. В качестве примера можно привести производство жидких средств для стирки белья, размещение которого в России, по прогнозу 2001 г., предполагалось через 5 лет. Однако уже в 2002 г. появился ряд марок жидких средств для стирки белья — «Ариель», Aral, «Автомат», Perfect и другие, которые активно стали завоевывать рынок. Производство таких жидких средств более простое, чем порошкообразных, и следует ожидать резкого увеличения их доли на рынке, как это произошло с жидкими средствами для мытья посуды в 1999 г.
В последние годы можно отметить следующие тенденции в составлении рецептур СМС:
Таким образом, исследования рынка бытовых моющих товаров и потребительских предпочтений в Пермской области позволили сделать следующие выводы.
ЛИТЕРАТУРА
6. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг.- М.: Юрайт,2004 г., 335 с.