Стеклянные и керамические изделия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать масштабный анализ свойств, ассортимента и качества стеклянных и керамических изделий.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- дать понятие стекла и керамики и привести их классификации;
- рассмотреть потребительские свойства стеклянных и керамических товаров и факторы их формирования;
- охарактеризовать ассортимент и показатели качества стеклянных и керамических товаров.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика стеклянных и керамических изделий
1.1 Классификация, состав и строение стекла и керамики
1.2 Тенденции развития стекольной и керамической промышленности в России
2 Анализ основных потребительских свойств, ассортимента и показателей качества изделий бытового назначения из стекла и керамики
2.1 Потребительские свойства стеклянных и керамических изделий
2.2 Ассортимент стеклянных и керамических товаров
2.3 Качество изделий из стекла и керамики
2.4 Маркировка, упаковка, приемка, транспортирование и хранение изделий
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Потребности Московского  региона оцениваются суммарно в 32 млн. кв.м стекла. Отмечено, что  на территории Московской области и 16 граничащих с ней областей нет  ни одного производства, изготавливающего стекло по флоат-технологии. В то же время, в Москве и Московской области  сосредоточено около 200 изготовителей  стеклопакетов из 600 в целом по России.

В г. Солнечногорске (Моск. обл.) компанией "БАМО-Стройматериалы" продолжается строительство завода по производству флоат-стекла. Планируемая  мощность предприятия 18 млн. кв.м флоат-стекла и 2 млн. кв.м стеклопакетов в год.

Изделия из керамики Конаковского фаянсового завода имени М.И.Калинина (Калининская обл.) занимает одно из ведущих мест благодаря высокому качеству исполнения и красивой внешней  отделке, ярко выраженным национальным чертам.

Традиции старинного народного  промысла фарфоровых изделий в настоящее  время продолжают мастера Ленинградского государственного фарфорового завода имени М.В.Ломоносова. Это предприятие  специализируется на выпуске уникальных и высокохудожественных фарфоровых изделий, основная масса которых  носит сувенирно-подарочный характер. За последние 15 лет число их возросло более чем в 8 раз. Освоен выпуск изделий  с кобальтовой глазурью и подглазурной росписью. Кроме обычной массы  твердого фарфора на заводе разработаны  новые составы фарфоровых масс, обеспечивающие получение фарфора высокой белизны  и просвечиваемости - костяного фарфора (в его состав входит до 50% перемолотой  муки костей животных). Художественный фарфор вырабатывают в основном методом  литья. Сложные изделия в сыром  виде собирают из нескольких деталей, иногда применяется ручная лепка. Все  операции проводятся очень точно; отделка  изделий отличается особой тщательностью. Завод оснащен современным оборудованием, многие производственные процессы автоматизированы и механизированы.

Сысертский завод художественного  фарфора Свердловской области - предприятие  молодое. Создан он на базе артели "Промкооператор", организованной в 1942 г. Выпускают на заводе фарфоровые изделия.

Кунгурский комбинат "Керамик" в Пермской области - предприятие  сравнительно молодое. Первые партии керамики на этом предприятии художественных промыслов появились в 1962 г. В  последнее время его продукция  приобретает все большую популярность.

Богашевский экспериментальный  завод художественной керамики создан в начале 70-х годов XX в. Открытие больших  залежей белой глины в окрестностях Томска послужило производственной основой его создания. В ассортименте изделий предприятия - утилитарно-бытовые  вещи из фарфора и фаянса: кружки ("Томск", "Юбилейная"), кувшины, питьевые наборы, наборы для пельменей, блинные, чайные, детские ("Чебурашка" и пр.), промышленные и строительные керамические изделия.

 

2 Анализ основных потребительских свойств, ассортимента и показателей качества изделий бытового назначения из стекла и керамики  

 

2.1 Потребительские свойства стеклянных и керамических изделий 

 

Стеклянные изделия, поступающие  в торговлю, должны характеризоваться  совокупностью свойств, обеспечивающих их спрос и потребление. По ГОСТ 4.75—82 потребительские свойства посуды включают следующие группы:

-       свойства, определяющие назначение изделия,—устойчивость на плоской поверхности, плотность стекла, функциональная пригодность, размеры, вместимость;

-       надежность — долговечность, прочность на удар, термическая устойчивость, сохраняемость изделия и покрытия под воздействием воды, истирания, света:

-       эргономические:

-       эстетические—соответствие серийного изделия образцу-эталону, совершенство форм, декора, производственного исполнения, композиционная целостность, игра света, прозрачность;

-       экономические — себестоимость изделия.

Эти свойства учитываются  при разработке и постановке продукции  на производство, аттестации, а также  в нормативно-технической документации.

Характер украшений выдувной посуды отличается большим разнообразием.

Украшения, наносимые в  горячем состоянии, объединены в  несколько групп. К первой группе относятся украшения, в основе которых—получение  оптического эффекта или рельефа  поверхности. Это украшения «валик», рифление, мелкие пузырьки, «мороз» («кракле»). «Пулька» выдувается в черновой форме  с углублениями или выступами. При  выдувании в чистовой (гладкой) форме  создается оптический эффект волнообразной  поверхности («валик») или углублений, заполненных воздухом (воздушные  ленты, нити, пузырьки). «Мороз» («кракле»)—украшение в виде сетки заплавленных трещин, напоминающих морозные узоры на стекле. Для получения его набор стекла опускают на 1—2 с в холодную воду или во влажные опилки, а затем  нагревают в печи. После трехкратной  обработки таким способом и последующего выдувания изделие приобретает  рисунок «мороз».

 

Рис. 2.1. Способы украшения  стеклянной посуды

1 — матовая лента; 2 - гравировка; 3,4,5 - алмазная пыль: 6—гильоширное  травление

Ко второй группе относятся  украшения с орнаментами. Их получают при внесении заготовки стекла одного цвета в полуфабрикат или готовое  изделие другого цвета. Это цветные  нити, полосы, пятна, палены, крошка, украшения  стеклотканью, акварельное пятно, цветной  наклад. Заготовки размягченного  цветного стекля в виде нитей, шнура, кусочков или ажурной стеклоткани  различными приемами накладывают на «пульку». После формования получают украшения и виде витой или  путаной нити, полос, пятен, кружевного рисунка. Цветные налепы наносят  на готовое изделие в виде крупного скульптурного рельефа (накладывают  размягченную заготовку цветного или  бесцветного стекла). Изображение  эмблемы получают с помощью штампа. Для нанесения цветной крошки «пульку» обрабатывают на металлической  плитке, усыпанной мелко измельченным стеклом.

Для высокохудожественных изделий  применяют более сложные украшения: мозаичное, филигранное, инородные  включения других материалов.

Третья группа украшений  — нанесение на поверхность изделия  радужной пленки осаждением ирризирующих веществ (ирризация). Изделие обрабатывают в специальной камере с парами хлористого олова, азотнокислого стронция, хлористого бария. В зависимости  от соотношения этих соединений, температуры  и времени выдержки создается  эффект бесцветной пленки с синим  либо красноватым оттенком.

Потребительские свойства керамических изделий обусловливаются свойствами керамики, а также формой и конструкцией изделий. Рассмотрим важнейшие физико-химические свойства керамики.

Пористость (открытая) характеризуется  водопоглощением черепка. Изменяется от 0,2% у твердого фарфора до 16% у  майолики. При увеличении ее уменьшаются  прочность и термостойкость. Пористость может быть причиной водопроницаемости  черепка.

Механическая прочность  керамики определяет долговечность  изделий. При сжатии она достаточно высокая, а при растяжении, изгибе и особенно ударе ниже, чем при  сжатии, в 10 и более раз. Так, предел прочности при сжатии твердого фарфора—450—550 МПа, при растяжении—40, а при ударе-— 0,1—0,22 МПа. Твердость глазури твердого фарфора составляет 7 единиц минералогической шкалы, фаянса—6, майолики—5. С увеличением  твердости повышается сопротивление  истиранию, дольше сохраняются гладкость  и блеск поверхности, покрытой глазурью.

Термическая устойчивость характеризуется  разностью температур нагретого  и охлажденного образцов, при которой  возникли сквозные трещины фарфоровых и глазурные трещины фаянсовых  изделий. Термостойкость фарфоровой посуды — не менее 165 °С, фаянсовой—145, майоликовой—100—110°С. Подобно механической прочности  термостойкость обусловливает назначение и долговечность изделий.

Химическая стойкость  глазурей и надглазурного декора определяет гигиеничность и сохраняемость  поверхности глазури и декоративных покрытий при действии воды, пищевых  кислот, щелочей. Зависит в основном от химического состава. Наиболее высокой  устойчивостью характеризуются  полевошпатовые фарфоровые глазури, меньшей—высокощелочные и свинецсодержащие майоликовые  глазури.

Белизна — важный показатель эстетических свойств фарфоро-фаянсовых  изделий. Зависит главным образом  от содержания в сырье и керамических массах красящих оксидов (Fe2О3, ТiO2 и  др.). Для твердого фарфора составляет 55—68%, для костяного — 74—80 %.

Просвечиваемость присуща  только твердому (за исключением низкотемпературного) и мягкому фарфору. Зависит от количества стекловидной фазы в структуре, пористости. Просвечиваемость черепка  твердого фарфора толщиной 2 мм составляет 0,09—0,15%, мягкого—значительно выше. На практике ее обычно определяют визуально.

Блеск глазури зависит  от ее состава и состояния поверхности. Майоликовые и фаянсовые глазури, содержащие соединения элементов высокой  плотности (бария, стронция, цинка, свинца), имеют повышенный блеск. Дефекты  глазури—наколы, оспины, плешины —  резко снижают блеск.

К потребительским свойствам  керамических изделий относятся  функциональные, эргономические, надежность, эстетические (ГОСТ 4.69—81 «Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей»).

Функциональные свойства изделий — это их форма и  размеры, устойчивость на плоской поверхности, термостойкость, способность поглощать  воду.

Эргономические свойства включают гигиеничность и удобство пользования изделием. Гигиеничность  характеризуется выделением вредных  веществ (соединений свинца, цинка, кадмия и Др.), удобство пользования—показателем  соответствия массы изделия силовым  возможностям человека, его конструкции—размерам и форме руки человека. К эргономическим показателям относятся также  допустимый угол наклона изделия  до выпадения крышки, показатель сливной  способности, а также параметр шероховатости  незаглазурованных частей изделия. Показатели удобства пользования обычно оценивают экспертным методом в  баллах.

Надежность характеризуется  показателями сопротивления изделий  изгибу, удару, сопротивлением приставных деталей отрыву, прочностью глазурованной  поверхности и декоративного  покрытия на истирание, их кислого- и  щелочестойкостью.

Эстетические свойства посуды характеризуются белизной, просвечиваемостью, блеском заглаэурованной поверхности, совершенством формы, декора и их соответствием современному стилю, целостностью композиции, а также  совершенством производственного  исполнения изделий.

Потребительские свойства керамических товаров формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытного (авторского) образца и  в процессе производства. Опытный  образец должен соответствовать  назначению, отвечать современным требованиям  удобства эксплуатации, надежности, красоты. Он должен быть максимально точно  воспроизведен в массовом или  серийном производстве. Качество воспроизведения  опытного образца и совершенство изготовления изделий обеспечиваются соблюдением установленной технологии производства. 

 

2.2 Ассортимент стеклянных и керамических товаров 

 

В основу построения ассортимента бытовых изделий из стекла положены следующие признаки: назначение и  условия эксплуатации, химический состав и окраска стекла, способ формования, фасон и размеры, способ украшения  и сложность, способ термической  обработки, вид, комплектность изделия.

По назначению стеклянные изделия подразделяют на группы: посуда и декоративные изделия для сервировки стола и украшения интерьера (Приложение 1); посуда кухонная для приготовления  пищи; посуда хозяйственная для хранения пищевых продуктов и домашнего  консервирования (Приложение 2).

По составу стекла различают  посуду из натрий-кальций-силикатного, хрустального, специального бытового стекла.

По окраске посуда бывает из бесцветного, цветного и накладного стекла. Изделия из цветного стекла окрашены по всей массе стекла, у  изделий с утолщенным дном, с заливом  дна окрашено дно. Для изделий  из накладного стекла характерно наличие  двух, реже трех слоев стекла. Каждый слой проявляется в отдельных  деталях рисунка при нанесении  украшения.

По способу формования различают посуду выдувную, прессованную, прессовыдувную, многостадийной выработки  и моллирования.

По фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса, дна, края, прилепных деталей. По форме корпуса (сосуда) различают изделия в виде шара (полушара), цилиндра, конуса, эллипса, колокола, корзинки с ручкой, рога (бокалы). Возможны сочетания отдельных элементов  формы, наличие пережимов по корпусу  при членении формы. По характеру  дна изделия могут быть без  залива и с заливом дна, на поддоне  или без него. Край изделий гладкий, вырезной, фигурный. Форма прилепных  деталей определяется конфигурацией  ножки, ручки. Ножка изделий может  быть прямой (цилиндрической), воронкообразной, фигурной (с переходами, например, плоский  шарик, с овальным утолщением и др.), по способу обработки— шлифованной  и нешлифованной. Фасон изделий  определяется также конструктивным решением разъемных корпусных деталей (пробки, крышки и др.).

По размерам изделия делят  в зависимости от формы, емкости  и линейных параметров на мелкие, средние, крупные, особо крупные.

По способу украшения  различают посуду гладкую и декорированную (Приложение 3). Среди декорированных обособлены изделия свободного выдувания, с другими видами (полумеханизированных и механизированных) украшений.

Способ нанесения, характер, трудоемкость, художественные достоинства  украшений, наличие национальных элементов  обусловливают деление ассортимента на групповой и внегрупповой. Групповые (массового ассортимента) изделия  по характеру и сложности украшений  подразделяют на группы разделки: из бесцветного  стекла—с 1-й по 7-ю; цветного стекла с 3-й по 8-ю; накладного стекла—с 4-й  по 8-ю. Групповые хрустальные изделия, отличающиеся более сложными украшениями,—с 4-й по 10-ю группу разделки (Приложение 6).

Во внегрупповых изделиях отражаются национальные особенности  ассортимента, творческий почерк художника, художественные особенности композиционных средств декорирования фирменной  продукции, характерных для отдельных  заводов.

Информация о работе Стеклянные и керамические изделия