Сущность концепции управления материальным потоком «точно во время»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

«Точно вовремя» или «just in time» – наиболее распространенная в мире логистическая концепция. Широкое распространение данной системы началось с конца 50-х годов ХХ в., когда японская компания Toyota Motors, а потом и другие автомобильные компании Японии, начали внедрять систему KANBAN (система ярлыков и вывесок). В настоящее время система «точно вовремя» широко используется в Японии, США и Европе.

Содержание работы

Введение
1.1 Суть и преимущества концепции «точно вовремя»
1.2 История концепции «точно вовремя», проблемы и перспективы развития
1.3 Концепция «точно вовремя» в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

К.р. Точно во время.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

- в условиях минимальных запасов необходима непрерывная рационализация организации и управления производством, чтобы своевременно устранять ошибки и недостатки;

- для оценки эффективности производственного процесса, помимо уровня затрат и производительности фондов, учитывается срок реализации заявок (длительность полного производственного цикла);

- изменение способа мышления всего персонала фирмы. Стереотип мышления «чем больше, тем лучше» заменяется принципом: «чем меньше, тем лучше».

Принцип «just in time» впервые был сформулирован и применен в США на заводе Ford Motor Company. Изложен этот принцип был в 1922 году Генри Фордом в его книге «Моя жизнь, мои достижения». Широкое распространение системы концепции началось с конца 50-х годов ХХ в., когда японская автокомпания Toyota Motors, а потом и другие автомобильные компании Японии, начали внедрять систему KANBAN. Название этой концепции несколько позже дали американцы, тоже попытавшиеся использовать данный подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов.

Известная американская компания Harley-Davidson, производящая мотоциклы, в 1970-х годах столкнулась с обострением конкуренции с японскими компаниями: Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. Большинство ранее стабильных компаний в этой отрасли обанкротились. Четыре японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую точку мира с более высоким качеством и по более низкой цене, чем у конкурентов. В 1978 г. Harley-Davidson пыталась доказать в суде, что японские компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, т.е. ниже их себестоимости. Но во время судебных слушаний выяснилось, что операционные издержки у японских компаний на 30% ниже, чем у Harley-Davidson. Одной из основных причин такого положения дел было использование ими режима работы «Just-in-time». Поэтому в 1982 г. Harley-Davidson начала разрабатывать и внедрять программу «материалы по мере необходимости», аналог «just in time». Вначале компания столкнулась с трудностями, но за 5 лет она снизила время переналадки оборудования на 75%, сократила гарантийные затраты и расходы, связанные с отходами, на 60%, снизила запасы незавершенного производства на 22 млн $. За тот же период производительность компании выросла на 30% и в настоящее время компания преуспевает на рынке.

Современные технологии концепции «точно вовремя» и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п. Относительно данной концепции появилась ее новая версия - концепции «just in time II».

Ее основной целью  является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии «just in time II», используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента.

Поскольку целью концепции  «точно вовремя» является минимизация затрат, связанных с созданием запасов, то в перспективе все затраты смогут быть сведены практически к нулю. Так как в основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся в запасы, то в перспективе при помощи этой концепции можно будет разработать некую методику по выявлению и разрешению таких проблем. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении «точно вовремя» T рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, слишком большой объем бумажной работы и многое другое. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их.

Перспективами развития концепции  «just-in-time» можно считать следующие направления:

- сокращение запасов материалов и незавершенного производства;

- сокращение времени выполнения запасов;

- сокращение времени производства продукции;

- повышение производительности;

- использование оборудования с более высокой загрузкой;

- повышение качества материалов и товаров;

- снижение объема отходов;

- увеличение ответственности сотрудников к работе;

- улучшение возможности связи с поставщиками;

Однако, несмотря на все преимущества концепции «точно вовремя» возник ряд следующих проблем, обусловленных разными причинами и факторами:

1. Высокие первоначальные  инвестиции и затраты на реализацию  «точно вовремя» (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).

2. Неспособность справляться  с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников  поставки и др.).

3. Зависимость от высокого  качества поставляемых материалов.

4. Необходимость работать  в стабильном производстве, хотя  спрос часто колеблется.

5. Снижение гибкости в  удовлетворении меняющихся запросов  потребителей.

6. Трудность сокращения  времени на переналадку и связанных  с этим затрат.

7. Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме «точно вовремя».

8. Проблемы привязки данной концепции к другим информационным системам партнеров.

9. Необходимость изменения  общей планировки сооружений.

10. Работа сотрудников  в обстановке повышенного стресса.

11. Отсутствие духа сотрудничества  и доверия между работниками.

12. Неспособность отдельных  сотрудников взять на себя  большую ответственность.

Эти проблемы со временем, конечно, будут решены. Современные «точно вовремя» технологии и логистические системы становятся более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и дистрибутивных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровней запасов, групповые технологии, превентивное гибкое производство, современные системы тотального статистического контроля и управления циклами качества продукции и т.п. Это одна из самых главных перспектив логистической концепции «точно вовремя», развитие которой мы увидим в последующие годы.

    1. Концепция «точно вовремя» в России

Основные трудности, имеющиеся  сегодня на пути развития логистики  в России:

- нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

- слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

- отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

- отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

- низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

- недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.

В СССР метод «точно вовремя»  был известен, но не применялся. В традициях советской промышленности запасы сырья служили буфером, который защищал производителя от нестабильности поставок. В последние годы желающих перейти на систему было немного. Обычно компании поддерживают три категории запасов: сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Склады по-прежнему играют роль буфера.

Достаточно серьезной  проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала  различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Тем не менее логистика развивается и у нас. Концепция «точно вовремя» становится популярной и в России, несмотря на трудности, обусловленные, в частности, отечественным менталитетом и отсутствием налаженной системы логистики. Ряд крупных российских компаний уже пытается внедрить у себя «точно вовремя». Например, КамАЗ, АВТОВАЗ и «Уралсвязьинформ». На Ульяновском автозаводе внедрение системы привело к экономии времени на 20%. В 2003 году Заволжский моторный завод также перестроил свое производство в соответствии с концепцией «точно вовремя».

Также она применяется в транспортной логистике и в дистрибуции. Так с мая 2003 года ОАО «Северсталь» начал осуществлять поставки металлопроката на ООО «Катерпиллар Тосно» по принципу «just in time», то есть по мере необходимости заказчика в том или ином материале. Кроме того, в России поставки по системе «точно во время» осуществляет такая компания как Мастер-СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексного снабжения на рынках Твери, Тверской и Московской областей. Компания «ЕВРОСИБ-Логистика» предлагает доставку по данной системе автокомпонентов и труб большого диаметра.

Система «точно вовремя» в торговле предполагает, что товары поступают на полки «прямо с колес». К примеру, в Москве действует сеть магазинов самообслуживания «АБК», поставки в которые осуществляются по системе «точно вовремя». Применение данного принципа позволило увеличить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента.

Некоторые принципы «точно вовремя» могут быть также применены при найме персонала. Такой метод эффективен для предприятий, чья специфика позволяет серьезно экономить ресурсы, нанимая временных работников точно в тот период, когда они необходимы (например, в период сезонного увеличения объемов работ), вместо того, чтобы содержать большой штат постоянных работников.

«just in time» применяется в России и в строительстве. Так, российско-чешская строительная компания «U-Group» предлагает свои услуги в проектировании и строительстве объектов с использованием быстровозводимых стальных конструкций, применяя данную концепцию.

 

 

 

Заключение

Заканчивая разговор о  логистической концепции «just in time», необходимо отметить, что эта концепция является наиболее подходящей для решения современных производственных задач и целей. «Точно вовремя» – это система производства, при которой выпускается только та продукция, которая нужна, в необходимом количестве и точно в нужное время. Огромным преимуществом концепции является необходимость бережливого производства. В системе «точно вовремя» реализуется основная концепция бережливого производства: сочетание непрерывности потока создания ценности с максимальной гибкостью, ориентированной на спрос, при оптимальном использовании всех ресурсов за счет сокращения потерь.

Кроме того, в системе  «точно вовремя» в отличие от массового или крупносерийного производства весь ассортимент продукции выпускается небольшими партиями, что обеспечивает короткие производственные циклы и, следовательно, быстрое удовлетворение потребностей клиентов, что особенно важно в сегодняшней экономике. Организация производства по системе «точно вовремя»  позволяет сократить потери, т.е. затраты ресурсов, не создающие ценности для клиентов.

Многие исследователи  отмечают, что концепция «just in time» нацелена на синхронизацию работы всех элементов цепи, на раннюю идентификацию требований отгрузки товаров по заказам, на обеспечение строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек – с другой, приоритетное значение получает задача поиска консолидации грузов. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для применения технологии «точно вовремя» необходимо создание максимально тесных взаимоотношений между покупателем и поставщиком, с точки зрения обмена информацией и координации планов; также повышаются требования к качеству поставляемых материалов и комплектующих. В этом направлении больше всего преуспели Япония и США.

Информация о работе Сущность концепции управления материальным потоком «точно во время»