Свойства и показатели рациональности ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:24, лекция

Описание работы

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации. Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров. Единицей измерений показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.

Файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 868.52 Кб (Скачать файл)

Свойства и показатели рациональности ассортимента

  
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

 

 Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

 

 Единицей измерений показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.

Для характеристики сбалансированности спроса и предложения  пользуются  следующими показателями рациональности товара:

Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Наряду с широтой различают глубину ассортимента, под которой понимается число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров.

Например, магазин располагает тремя видами одежды — зимней, летней и осенней, а разновидностей (моделей) зимней одежды — 4, летней — 3 и осенней — 2, то глубина ассортимента одежды составит 9 позиций.

Полнота ассортимента — это число разновидностей товара внутри вида, которая характеризуется коэффициентом полноты ассортимента (Кп).

Кп  =  Тф  / Тпред ∙ 100%,

где Тф   — число разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже;

 

  Тпред — число разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией).

  Например, ассортиментным минимумом предусмотрено наличие 8 разновидностей сыров, а фактически в продажу поступило лишь 5. тогда полнота ассортимента составляет:

 

 

Кп = 5 / 8 ∙ 100 = 62,5%

Для определения рациональности ассортимента важную роль играет структура ассортимента.

Структура ассортимента - удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общем товарообороте.

Устойчивость ассортимента — это колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.

Обновление ассортимента — характеризуется удельным весом долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Например, если магазин имеет в реализации 15 видов обуви, из них 6 видов — новые, то степень обновления составит:

Коб = 6 / 15 ∙ 100 = 40%

Формирование и управление ассортиментом товаров

Ассортиментная политика — общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.

Ассортиментная политика направлена на решение следующих проблем:

  • оптимизации ассортимента производимой продукции с учетом потребительских характеристик этой продукции и особенностей технологии ее производства;

 темпов модернизации и обновления продукции — как в целом, так и по отдельным ее видам;

 выхода на рынок с принципиально новыми видами товаров, для чего остро необходимы инновации.

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований ассортимента.

Этапы управления:

– Установление требований к рациональности ассортимента

– Определение ассортиментной политики организации

– Формирование ассортимента

Факторы формирования ассортимента

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации.

  • Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

  • Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей.

 

Тема № 2: Классификация и кодирование товаров

1 Классификация  товаров

Классификация товаров -это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей.

Целью классификации являются систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.

При классификации применяют также вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.

ГРУППЫ ПРИЗНАКОВ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ:

– функционально-целевые, отражающие назначение товаров

– технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки

– специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегатное состояние, химический состав

– генетические, характеризую-щие происхождение товаров

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ КЛАССИФИКАЦИЙ

  • Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

  • Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.

  • Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества.

  • Система классификаций – совокупность методов и правил классификации.

 


 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примером фасетного метода может служить

классификация вин:

по срокам выдержки —

молодые, ординарные, марочные, коллекционные;

по цвету — белые, розовые, красные.

Примером   иерархического  метода — классификация клеев

1 – природные,

1.1 – животные, 1.2 – растительные, 1.3 - минеральные

1.1.1 – коллагеновые, 1.1.2.- казеиновый, 1.1.3 - альбуминовые

1.1.1.1 – костный, 1.1.1.2 –  мездровый

2 – синтетические

2.1. - на основе термопластичных

смол,

2.2 - термореактивных смол,

2.3 - синтетических каучуков 

(резиновые).

 

 

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Основные виды классификации

Экономические:  

социальные;               

 статистические;              

 стандартные;              

 торговые;                         

 учебные.

По категориям:

международные;

 региональные;

национальные;

 отраслевые.

 Категория классификации  определяется сферой ее действия, вид классификации - содержанием.

 

Среди национальных классификаций, действующих на территории Республики Беларусь, следует выделить классификацию продукции, помещенную в ОКРБ 007.

Среди международных классификаций наибольший интерес для товароведной науки представляют:

ISCAP - Объединенная система классификаций видов экономической деятельности и продукции;

HS - Гармонизированная система описания и кодирования товаров;

СРС - Международная классификация основных продуктов;

К группе региональных классификаций принадлежат:

СРА 1996, СРА 2002 - Статистическая классификация продукции по видам деятельности в ЕС;

PRODCOM - Список продукции ЕС;

CN - Комбинированная номенклатура ЕС;

ТН ВЭД СНГ - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Промышленная и сельскохозяйственная продукция (ОКП РБ). ОКП РБ входит в состав Единой системы классификации Республики Беларусь (ЕСКК ТЭСИ РБ).

Классификаторы

Классификатор – это официальный нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Достоинства Классификатора:

  1. обеспечивает достоверность, сопоставимость, автоматизацию обработки информации о продукции
  2. упрощает каталогизацию продукции и статистический анализ производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях
  3. упрощает структуризацию промышленно-экономической информации по видам выпускаемой продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления коммерческой деятельности.

ОКП – это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации.

 

 

 

Товарная номенклатура – это систематизированный перечень товаров с системой цифровых кодов, позволяющих представить информацию в удобной форме для сбора, передачи, практической деятельности в автоматизированной системе

 

Товароведная классификация товаров

В товароведении  товары как объекты коммерческой деятельности подразделяются по назначению на  роды:

1) потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;

 

 2) товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров;

 

 3) оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности

Каждый род товаров подразделяется на классы. 

Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей

Потребительские товары делятся на 3 класса:

  • продовольственные; 

  • непродовольственные; 

  • медицинские.

Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.

 

Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным название (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями.

Например: карамель Мятная, конфеты Радий, Коровка и т.д.

Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Например, сок Я, Моя Семья и т.д.

Торговый артикул (ТА) — ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества, типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции, а также иные необходимые сведения.

Торговый артикул необходим для автоматизированного учета с помощью штрихкодовой информации.

2 Кодирование  товаров

  • Код - знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

  • Кодирование - образование и присвоение объекту уникального кода.

  • Кодирование используется при стандартизации, сертификации в торговле, таможенном деле, бухгалтерском учете, внешнеэкономической деятельности и других областях, связанных с товаром.

Объектом кодирования в товароведении может быть товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации. Кодирование позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре, облегчает внедрение автоматизированных систем управления ассортиментом, способствует лучшей систематизации и учету товаров в торговых предприятиях и организациях.

Идентификация - присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.

Идентификатор - наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.

Условное обозначение - набор составленных по определенным правилам букв, цифр и других знаков, обеспечивающий идентификацию объекта.

КОДЫ ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ:

- однозначно идентифицировать  объекты и (или) группы объектов, т. е. быть идентификаторами;

- иметь минимальное число  знаков (минимальную длину), достаточное  для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества;

- иметь достаточный резерв  для кодирования вновь возникающих  объектов кодируемого множества;

- быть удобными для  компьютерной обработки закодированной  информации;

- обеспечивать возможность  автоматического контроля ошибок  при вводе в компьютерные системы.



 

 



 



 

Таблица –  Достоинства и недостатки различных методов кодирования

Метод 

Достоинства 

Недостатки

Порядковый 

Простота присвоения кодов.

Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классифи-каторах.

Отсутствие дополни-тельной информации об объектах

Невозможность выделе-ния общности и разницы между объектами.

Серийно-порядковый 

Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация 

Требуется дополни-тельное распределение мно-жества по объектам по определенным признакам

Последовательный 

При малой значности кода большая информаци-онная емкость 

Жесткость кода из-за строгого фиксирования пос-ледовательно кодируемых признаков, сложность изме-нения в коде с целью введе-ния новых признаков

Параллельный 

Хорошая приспособ-ленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необхо-димых изменений 

Недостаточная связь между отдельными группи-ровками

Информация о работе Свойства и показатели рациональности ассортимента