Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение оптимального ассортимента товаров исследуемого предприятия.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия «ассортимент» в целом;
- изучить основные этапы его формирования и факторы, влияющие на этот процесс;
- исследовать ассортимент торговой компании «Линия»;
- внести предложения по его совершенствованию.
2. Характеристики, формирующиеся в сфере обращения:
- стоимостные (цена реализации товара, цена реализации сопутствующих и дополняющих товаров);
- ассортиментные (широта ассортимента, имеющийся в продаже ассортимент товаров-заменителей, дополняющих товаров);
- маркетинговые (факторы моды, сезонности, торговой марки).
Также основными характеристиками ассортимента являются:
Ширина ассортимента – количество различных товарных категорий, предлагаемых предприятием;
Глубина ассортимента – количество разновидностей товара, представленных внутри товарной группы (например, различные варианты электрических бритв для разных типов кожи) .
Поскольку удовлетворение потребностей
зависит от количественного значения
представленных выше характеристик, то
та или иная комбинация этих характеристик
рождает потребительскую
Потребительская ценность товара
выступает как совокупность свойств,
связанных как с самим товаром,
так и с сопутствующими услугами.
Например, функциональное назначение
зубной пасты – ее способность
очищать полость рта –
Собрав в одном месте
товары с разными потребительскими
свойствами и характеристиками, розничное
торговое предприятие стремится
удовлетворить потребности
В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
- объема товарооборота магазина;
- размера торговой площади;
- технической оснащенности;
- условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать:
- численность обслуживаемого населения;
- наличие между населенными пунктами транспортных связей;
- месторасположение магазина по отношению к другим торговым предприятиям.
На процесс формирования
ассортимента товаров существенное
влияние оказывают также
- социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
- экономические (развитие производства, уровень доходов и социальное обеспечение населения, уровень розничных цен на товары);
- демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
- природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
- национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции нравы, обычаи).
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать при формировании ассортимента .
1.3 Этапы формирования ассортимента в розничном магазине
Формирование ассортимента – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.
Рассмотрим основные этапы формирования ассортимента в розничном магазине. Представим их в Таблице 1.
Таблица 1– Этапы формирования в розничном магазине
Решение о товарной специфике магазина (что будем продавать?) |
Выбор конкурентной стратегии магазина, позиционирования, целевого и второстепенных покупательских сегментов (как, по каким ценам и кому мы это будем продавать?) |
Организационное построение (оформление структуры, назначение ответственных, мотивация, определение стандартов деятельности) |
Структуризация ассортимента (общая структура ассортимента, создание товарного классификатора, оформление ассортиментной матрицы) |
Разработка стратегии |
Анализ эффективности и |
Следует отметить, что первые три этапа объединяет понятие «стратегия», а последние три – «тактика».
Стратегия – это методы ведения бизнеса, которые выбирает руководство компании для достижения поставленных целей.
Тактика – это заранее
разработанная
В одном старинном учебнике
военного искусства приводится определение,
суть которого заключается в том,
что стратегия – это
На первом этапе формирования ассортимента («решение о товарной специфике магазина») руководства магазина принимает решение о том, каким именно видом розничного бизнеса будет заниматься. Появляется «канва» ассортимента, самое общее представление о товарной специфике. Это ответ на вопрос «Что мы будем продавать?».
На втором этапе («выбор конкурентной стратегии магазина, позиционирования, целевого и второстепенных покупательских сегментов») важно понять, на какого покупателя рассчитывает магазин, каков будет его основной формат. Это подробный и продуманный ответ на вопрос «Что, как и для кого мы продаем?».
Конкурентная стратегия магазина будет определять дальнейшие шаги по формированию ассортимента. От того какую стратегию выберет фирма будут зависеть решения при выборе товара и поставщика. Рассмотрим основные виды конкурентных стратегий:
- лидерство по издержкам (самые низкие цены) – поддержание цен ниже, чем у конкурентов, за счет сокращения издержек. У такого магазина ассортимент скорее широкий, нежели глубокий, т.к. глубина его требует значительных вложений в складской запас;
-уникальный товар и уникальный сервис – привлечение покупателей за счет максимального отличия предлагаемых товаров и услуг. Предлагаются обычные товары, но с уникальным сервисом, например, продукты питания, но свежайшие, со специальным обслуживанием, прямыми поставками самолетом от производителя и тщательным контролем качества. Издержки велики, магазин не всегда имеет сверхприбыли;
- средний уровень цен для товаров повышенного качества или особой ценности (оптимальные издержки) – повышение ценности товара за счет более высокого качества услуг, дополнительного сервиса или иных мероприятий, сопровождающих процесс покупки, при ценах на уровне конкурентов (магазин товаров для женщин в средней ценовой категории, где можно бесплатно получить консультацию стилиста или визажиста).
Позиционирование магазина – обеспечение магазину не вызывающего сомнений, четко отличного от других желательного места в конкурентном окружении и в сознании целевых потребителей.
Пример 2-х магазинов, имеющих одну специфику – торговля товарами для дома, но по-разному позиционирующих себя:
«Икея» говорит своим покупателям: «Все продумано! Все придумано!» и «Есть идея – есть Икея». Звучит понятное для людей послание: «Мы знаем ваши идеи и потребности в красивом и уютном доме и стараемся их воплотить в жизнь. Мы продумали все мелочи, мы даем вам конкретное решение – наслаждайтесь!» Позиционирование для тех, кому важно получить готовое оформление дома в едином стиле за приемлемые деньги.
В то же время магазин со сходным ассортиментом говорит: «Ассортимент от самых известных фабрик! Удобство выбора! Работаем ночью и днем! Приходите в любое время и выбирайте, а мы вам все привезем и установим», позиционируя себя как магазин для требовательных покупателей, ценящих, прежде всего, удобство в совершении покупки.
Сегментирование покупателей отвечает на вопрос: «Кто наш покупатель?» и делит всех потребителей на четкие группы в зависимости от их характеристик, потребностей, ожиданий и особенностей поведения. Целевой сегмент – тот, на котором стоит сосредоточить маркетинговые усилия. Это группа покупателей, покупающих чаще или больше всего и приносящих магазину наибольшую прибыль.
На третьем этапе («организационное построение»), когда определена стратегия, начинается проработка более мелких понятий ассортимента – групп, категорий, основных брендов и торговых марок. Начинается формирование круга поставщиков. Всю эту работу делают люди, специально обученный персонал. Здесь и начинаются технологии управления, взаимодействия, распределения товаров, обслуживания покупателей, открытия новых магазинов, подбора и обучения персонала. Проблема этого этапа в том, что он является стратегическим, а полностью его закончить никогда не удается: компания – это живой, развивающийся организм. Тут скрывается большинство проблем российских компаний – невнятная организационная структура, текучесть кадров, неправильная мотивация; сбои в процессах; проблемы контроля. Именно поэтому важно понять структуру компании, иерархию, определить основные бизнес-процессы и взаимодействие людей.
Четвертый этап («структуризация ассортимента»
Постоянно встают вопросы – какие роли играет тот или иной товар в нашем ассортименте, какой бренд лучше развивать, кому отдать лучшее место в магазине, кому первому оплатить задолженность? Ответы на эти вопросы нужно давать каждый день. Это и есть тактика управления ассортиментом.
Структура торгового ассортимента
представляется совокупностью различных
классификационных группировок, т.е.
совокупностью элементов
Товарный классификатор – разделение всех товаров на уровни: классы (продовольственные и непродовольственные товары), товарные группы (молочные продукты, женская одежда) и товарные категории (компьютеры для офиса, для дома, для школьника, т.е. то, за чем покупатель идет в магазин). При этом товары на каждом уровне объединяются в класс, категорию или позицию по общим признакам или свойствам.
Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые могут временно отсутствовать в магазине. Но это не просто список товаров – матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. К уровням деления в классификаторе добавляются субкатегории, бренды и иные единицы учета.
На пятом этапе («разработка стратегии ценообразования, представления и продвижения товара») компания устанавливает уровень цен на товары, исходя из соображений получения прибыли от своей деятельности. Как правило, при выработке политики ценообразования принимаются во внимание издержки производства, конкуренция и спрос потребителей.
Если компания ориентирована в первую очередь на прибыль и в меньшей степени на объем рынка, то оправдано ценообразование на основе себестоимости (например, частная компания с небольшим оборотом, служащая цели одного хозяина, или семейное предприятие). В такой стратегии минимальная цена определяется издержками фирмы; нужно назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все затраты по его закупкам, распределению, продвижению и продажам, включая норму прибыли. При этом сначала подсчитывают издержки, а затем определяют норму прибыли, которую хотелось бы получить. Эту стратегию можно применять, когда спрос на товары неэластичен:
- товар уникален, отсутствуют конкуренты (эксклюзивные авторские изделия);
- покупатели не сразу замечают повышение цен (если товар приобретается редко и является показателем статуса или подарком – дорогие вечерние платья);
- товар нужно продать для выполнения плана по обороту, избавиться от излишков (продажа сезонного товара в конце сезона по себестоимости, чтобы не нести издержки по хранению).
В условиях острой конкуренции имеет смысл строить ценообразование с учетом конкурентной среды (рынки бытовой техники, продуктов питания, одежды, обуви, игрушек, отделочных и стройматериалов и т.п.). Задача ценообразования – поддержание цены на уровне конкурентов (не ниже) и максимальное снижение издержек. Приемы установления цен здесь различны: от ценовых войн («Удар по ценам!», «Территория низких цен») до следования за лидером («Найдете дешевле – мы вернем вам разницу!»). Как правило, все методы сводятся к постоянному мониторингу цен конкурентов и донесения до покупателя информации «А у нас лучше!».
Информация о работе Теоретические аспекты формирования ассортимента в сети розничной торговли