Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:02, контрольная работа
Права потребителей и ответственность продавца при реализации недоброкачественной продукции. Законодательство России об обеспечении качества товаров защите прав потребителей.
Характеристика факторов, влияющих на потребительские свойства и качество товаров при их перевозке, хранении и продаже (химических, физических, механических, биологических).
Экспертный и социологический методы исследования непродовольственных товаров: сущность, достоинства и недостатки, применение.
План
Вопросы контрольной работы №1 по разделу
«Теоретические основы товароведения и экспертизы
непродовольственных товаров»
Вопросы контрольной работы №2 по разделу
«Теоретические основы товароведения и экспертизы
Продовольственных товаров»
Вопрос №1
Основным нормативным
актом регулирующим отношения по
защите прав потребителей в Российской
Федерации является закон РФ "О
защите прав потребителей" введенный
в действие 7 апреля 1992 года. Он призван
регулировать отношения, возникающие
между потребителями и
Настоящий Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а, например, для предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших прав потребителя является право на получение качественных товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона "Качество товара (работы, услуги).
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются не только Законом "О защите прав потребителей", но и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть:
1. Закон в отличие от ГК на первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.
2. ГК отсылает к обычно
предъявляемым требованиям в
тех случаях, когда требования
о качестве договором вообще
не предусмотрены (
Закон придал обычно предъявляемым
требованиям самостоятельное
3. Закон дополнительно ввел новый критерий: информация о продукции - критерий качества.
Отношение продавца с потребителем после покупки товара регулируется ст.ст. 18-26 Закона.
Согласно ст.18 ("Последствия продажи товара ненадлежащего качества") потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения
недостатков товара или
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же
товар другой марки (модели, артикула)
с соответствующим
- расторжения договора
купли-продажи. При этом
При этом потребитель вправе
потребовать также полного
В отношении технически сложных товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.2
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
В случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, продавец обязан произвести замену этого товара на товар надлежащего качества или возвратить потребителю уплаченную им сумму, если недостатки товара обнаружены в пределах срока годности.
Требования потребителя
рассматриваются при
Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Безопасность товаров (работ, услуг).
Введенные в действие на территории РФ законы "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О защите прав потребителей" ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.
Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.
Закон "О защите прав потребителей"
(ст.7 п.1 " Право потребителя на
безопасность товара (работы, услуги)")
устанавливает, что потребитель
имеет право на то, чтобы товар
(работа, услуга) при обычных условиях
его использования, хранения, транспортировки
и утилизации был безопасен для
жизни, здоровья потребителя, окружающей
среды, а также не причинял вред имуществу
потребителя. Требования, которые должны
обеспечивать безопасность товара являются
обязательными и
Статья 5 п.1. Закона констатирует, что изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.
Изготовитель обязан не только установить срок службы товара, но и обеспечить его безопасность в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Если для безопасного
использования товара (работы, услуги),
его хранения, транспортировки и
утилизации необходимо
Закон требует не только
довести до сведения потребителя
специальные правила
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 ("Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)") настоящего Закона.
Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации6 в установленном порядке.
Согласно Закону продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается для ряд скоропортящихся товаров (молоко и молочные изделия и т. д.).Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной.
Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Но Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.
Ответственность за нарушение требований безопасности
Законом установлено, что
за нарушение требований по безопасности
товаров (работ, услуг) предусмотренных
п.5 ст.5 (Продажа товара (выполнение
работы) по истечении установленного
срока годности, а также товара
(выполнение работы), на который должен
быть установлен срок службы или срок
годности, но он не установлен, запрещается.),
а также за необоснованную выдачу
сертификата ответственность
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:
- уклонения от исполнения
или несвоевременного
- причинения ущерба
- продажи товаров (выполнения
работ, оказания услуг), в том
числе импортных, без
- нарушения правил обязательной
сертификации товаров (работ,
услуг) органами по
Вопрос №2
Хранение — этап обращения товара, начиная от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации.
Основная задача при хранении
— сохранить товар без потерь
качества и количества при минимальных
затратах труда и материальных средств.
Создание запасов товаров народного
потребления является нецелесообразным,
но вынужденным пребыванием
Информация о работе Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров